Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница

Тема Форма контроля и проведения
1, 2 Полная и средняя кривизна поверхности 1.Конспект лекций 2. Решение домашних заданий 3. Решение задач СРС
3-4 Асимптотические линии. Геодезическая кривизна. Геодезические линии 1.Конспект лекций 2. Решение домашних заданий 3. Решение задач СРС
5-6 Огибающая однопараметрического семейства кривых на плоскости 1.Конспект лекций 2. Решение домашних заданий 3. Решение задач СРС
7-8 Огибающая однопараметрического семейства поверхностей 1.Конспект лекций 2. Решение домашних заданий 3. Решение задач СРС
9-10 Некоторые приложения дифференциальной геометрии к механике 1.Конспект лекций 2. Решение домашних заданий 3. Решение задач СРС

Вопросы 1-ого рубежного контроля.

12. Вектор - функция скалярного аргумента.

13. Понятие линии. Параметризация кривой. Частные случаи кривых.

14. Гладкая кривая.

15. Параметрические уравнения и векторное уравнение кривой.

16. Касательная к кривой.

17. Длина дуги кривой

18. Естественная параметризация кривой.

19. Соприкасающаяся и нормальная плоскости кривой. Репер Френе.

20. Главная нормаль и бинормаль.

21. Кривизна и кручение кривой. Формулы Френе. Натуральные уравнения кривой.

22. Плоские кривые.

Вопросы 2-ого рубежного контроля.

13. Понятие поверхности. Параметризации поверхности. Частные случаи поверхности.

14. Гладкая поверхность.

15. Параметрические уравнения и векторное уравнение поверхности. Криволинейные ко- ординаты точки на поверхности.

16. Касательная плоскость и нормаль поверхности.

17. Первая квадратичная форма поверхности.

18. Длина дуги на поверхности

19. Угол между кривыми на поверхности.

20. Площадь поверхности.

21. Вторая квадратичная форма поверхности.

22. Нормальная кривизна поверхности. Индикатрисса Дюпена.

23. Главные направления в точке поверхности.

24. Главные кривизны.

Методические материалы по дисциплине

Основная литература

1. Атанасян Л.С. Геометрия. М., Просвещение. 1988,ч.1

2. Атанасян Л.С. Геометрия. М., Просвещение. 1988,ч.2

3. Александров П.С. Курс аналитической геометрии. М.Наука,

4. Сборник задач по геометрии (под редакции Л.С. Атанасян). М., Просвещение, 1980

5. Норден А.П. Краткий курс дифференциальной геометрии. М., Физматгиз, 2000

6. Александров А.Д. Нецветов Н.Ю. Геометрия. М., Наука , 1990

Дополнительная литература

4. А. В. Погорелов Дифференциальная геометрия. - М.: Наука, 1969

5. А.Л. Вернер, Б.Е. Кантор. Элементы топологии и дифференциальной геометрии. – М.: Просвещение, 1985.

6. Н. В. Ефимов. Высшая геометрия.- М., 1978

Буквенная система оценки учебных достижений

Обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту

По четырехбалльной системе

Таблица 1

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %-ное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94  
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84  
В- 2,67 75-79  
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно
С 2,0 65-69  
С- 1,67 60-64  
D+ 1,33 55-59  
D 1,0 50-54  
Ғ 0-49 неудовлетворительно

8.1. Учебные достижения обучающихся (знания, умения, навыки и компетенции) в соответствии с таблицей 1 оцениваются по 100 бальной шкале (Положительная оценка (А-, А «отлично», В-, В, В+ «хорошо», Д-, Д+, С-, С, С+ «удовлетворительно», оценка F «неудовлетворительно»).

График сдачи рубежного контроля

Неделя
            *             **  

*- 1-ый рубежный контроль,**- 2- ый рубежный контроль

9.4. Письменные (устные) экзамены оцениваются также по 100-бальной (100%) шкале в соответствии с бально-рейтинговой буквенной системой (таблица 1).

Политика курса

Студент обязан выполнять следующие требования:

§ не опаздывать на занятия; не пропускать занятия;

§ активно участвовать в учебном процессе;

§ отрабатывать пропущенные занятия в определенное преподавателем время;

§ не разговаривать во время занятий, отключать сотовый телефон;

§ не жевать жвачку;

§ одеваться соответственно;

§ не списывать у других студентов на контрольных и экзаменах;

§ конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;

§ содействовать коллективной работе;

§ быть терпеливым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

§ соблюдать правила внутреннего распорядка КГУ им. Коркыт Ата.

§ «УТВЕРЖДАЮ»

§ Зав. кафедрой физики и математики

§ __________Калиев Б.К.

§ «___» __________ 2015 г

§ Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины (КУМОД)

§ «Геометрия»

§ (название дисциплины)

§ на 2015 - 2016 учебный год

Специальность Кол- во студентов Учебники и учебные пособия Кол-во Конспекты лекций, методические указании к выполнению лабораторных и практических занятий, СРС и др. Кол-во
Семестр в библиот. на кафедре в библиот. на кафедре
1-2 сем Сем
Математика     Атанасян С.Л. Геометрия 1, М,. «Мысль и жизнь», 2001 г. - 376 с   Базылев В. Т. Сборник задач по геометрии / В. Т. Базылев, К. И.
    Атанасян Л. С. Геометрия в двух частях. Часть 2. / Л. С. Атанасян, В. Т. Базылев. –– изд. 2-е стереотипное – М.: КноРус, 2011. – 424 с. Атанасян С. Л. Сборник задач по геометрии. Часть 1. / С. Л. Атанасян, В. И. Глизбург. – М.: ЭКСМО, 2007. – 336 с.  
    Ильин В.А., Позняк Э.Г. Аналитическая геометрия: учебник для ВУЗов. 7-е изд., стер. − М.: Физматлит, 2006. − Гл. 5, §§ 4,5, с. 135-143 Атанасян С. Л. Сборник задач по геометрии. Часть II. / С. Л. Атанасян, Н. В. Шевелева, В. Г. Покровский. – М.: ЭКСМО, 2008. – 320 с.  

Преподаватель__________________________________


  Лекционный комплекс  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.1. Пространственная кривая. Вектор-функция скалярного аргумента        
             
Известно, что кривая может быть задана своими параметрическими уравнениями. При этом каждая координата текущего радиус-вектора кривой (или текущей точки кривой) является функцией некоторого параметра Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru (1.1) Соответственно текущий радиус-вектор имеет вид Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , (1.2) Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – единичные векторы прямоугольной декартовой системы координат. Вектор Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru является одновременно и вектором, и функцией; его называют Вектор-функцией скалярного аргумента. Для дальнейшего предполагаем, что функции Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru имеют непрерывные производные достаточно высокого порядка. Поскольку Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Является функцией, для него можно ввести понятие предела Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – некоторый постоянный вектор, и понятие производной Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Очевидно, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (1.3)
1.2. Правила дифференцирования вектор-функции скалярного аргумента Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru
1. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Действительно, приращение суммы функций складывается из приращений слагаемых Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , отсюда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . 2. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – дифференцируемая скалярная функция. Действительно, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Откуда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , И после перехода к пределу при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru получаем то, что и требовалось доказать. 3. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Где всюду рассматриваются скалярные произведения векторов. Действительно, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Откуда получаем искомое, разделив на Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и переходя к пределу при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . 3°. Следствие. Пусть Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – единичный вектор. Тогда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , и из формулы дифференцирования скалярного произведения имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru (1.4) Формула (1.4) означает, что Производная единичного вектора ортогональна этому вектору. Этот результат и будет часто использоваться в дальнейшем. 4. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Где знак “ Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru ” является символом векторного произведения. Действительно, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Разделив на Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и переходя к пределу при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , получаем выписанную ранее формулу. 5. Для смешанного произведения имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Доказательство опускаем. Его можно получить без большого труда, комбинируя некоторые предыдущие формулы. 6. Дифференцирование сложной функции. Пусть Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , тогда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Действительно, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . 7. Для вектор-функции не имеет место теорема Ролля, а значит и теорема Лагранжа. Однако ряд Тейлора с остаточным членом может быть выписан и для вектор-функции. 1.3 Касательная к линии
       
Рассмотрим векторное уравнение кривой (1.2). Выделим две точки на кривой М и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru (рис.1.1), которые соответствуют значениям параметра T и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Хорда, соединяющая точки М и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , определяет вектор Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . При переходе к пределу, когда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , точка Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , двигаясь по дуге Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , в пределе совпадает с точкой М. При этом Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , но отношение Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru может сохранить в пределе конечное значение. Секущая в пределе займет положение касательной к линии в Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru точке М. На этой касательной и будет лежать вектор производной Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Последний результат можно сформулировать в виде теоремы. Теорема. Производная от радиус-вектора текущей точки кривой имеет направление касательной к кривой. Поскольку предел отношения длины дуги Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru к длине хорды Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru равен 1, т. е. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , то Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Степень искривленности кривой определяется углом поворота касательной к кривой (углом смежности). Однако этот угол зависит от длины дуги кривой AB (рис.1.2). Введем среднюю кривизну кривой для заданной дуги AB

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Обозначив

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru ,

запишем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Так как Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – конечная величина, значение средней кривизны зависит от выбора Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Для характеристики степени искривленности (кривизны) кривой в точке необходимо перейти к пределу при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Определение. Кривизна кривой в точке А равна

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (1.5)

Для получения формулы вычисления кривизны кривой, заданной уравнением Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru в прямоугольных декартовых координатах, используем рис. 1.3.

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Исходя из формулы (1.5), запишем

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Вспоминая геометрический смысл производной, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , получаем

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru ,

Тогда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru (здесь и далее Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и т. д.), кроме того, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Окончательно

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (1.6)

Пример 1. Парабола Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Тогда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Пример 2. Прямая Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , здесь Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru в любой точке.

Пример 3. Окружность радиуса R. Здесь удобнее использовать не формулу (1.5), а выражение для средней кривизны.

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Переход к пределу не изменит этого значения, и, следовательно, кривизна в любой точке окружности равна Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru .

Во многих задачах и теоретических выкладках помимо кривизны вводят Радиус кривизны

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (1.7)

1.5. Кривизна пространственной кривой и её вычисление Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru
Определение кривизны по формуле (1.5) имеет место и в пространственном случае. В качестве основного “естественного параметра” принимаем длину дуги кривой Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , так что текущий радиус-вектор кривой запишем как Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Рассмотрим модуль вектора Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , а именно Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Т. е. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru в любой точке кривой. Пусть вектор Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru направлен по касательной к кривой в некоторой точке А (рис.1.4). Задавая приращение параметра Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , переходим к точке В, а вектор Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , направленный по касательной к кривой в точке В, обозначим через Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Так как Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , о Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru является равнобедренным, поэтому, обозначив угол поворота касательной через Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , запишем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Отсюда получаем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru И, следовательно, в пределе при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru находим, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Как следует из определения кривизны. С другой стороны, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Итак, мы получаем следующую формулу для вычисления кривизны Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru (1.8) Далее, поскольку Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – единичный вектор, то из формулы (1.4) следует, что вектор Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru ортогонален вектору Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и, следовательно, этот последний вектор лежит в нормальной плоскости к кривой в данной её точке. Соответствующее направление называют направлением главной нормали. Обозначив единичный вектор главной нормали через Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , запишем так называемую Первую формулу Френе Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , (1.9) Где коэффициент пропорциональности и является кривизной, поскольку Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , т. е. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (Направление главной нормали Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru выбирается таким образом, чтобы величина Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru была положительной). Перейдем теперь к вычислению кривизны в более общем случае, когда радиус-вектор кривой есть функция произвольного параметра Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Справедливо равенство Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , (1.10) Поскольку ранее было установлено, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Дифференцируя равенство (1.10) по параметру T, имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (1.11) Вновь возводя в квадрат, получим Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru (1.12) Теперь вычисляем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru И Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Отсюда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . В последнюю формулу, исключая естественный параметр Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , подставим вместо Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru соответствующие выражения из вспомогательных формул (1.10), (1.11), (1.12). Получаем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , (1.13) Где знак ‘‘´’’ означает векторное произведение. В том, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru совпадают, можно легко убедиться непосредственным вычислением (здесь для краткости введён символ (¢) как знак дифференцирования по параметру T). В случае если Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , из (1.13) получаем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . (1.14) Если рассматриваемая кривая представляет собой траекторию движения некоторой материальной точки, а Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – время, то, вводя векторы скорости Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и ускорения Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , можно переписать формулу (1.13) в виде Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Пример. Винтовая линия, которая задана уравнениями Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru – некоторые постоянные. Выпишем векторы Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Тогда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru ; Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru И, следовательно, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru . Итак, по формуле (1.13) Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru , Т. е. кривизна винтовой линии одна и та же во всех точках данной кривой.
2.1. Формулы Френе. Трёхгранник Френе Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 1 страница - student2.ru

Наши рекомендации