Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница

Определение. Огибающей однопараметрического семейства кривых на плоскости называется кривая, которая в каждой своей точке касается одной из линий семейства. Пусть однопараметрическое семейство кривых задается уравнением . (4.1) Для вычисления углового коэффициента касательной к линии семейства продифференцируем последнее уравнение по Х в предположении, что У – неявная функция от Х. Предполагаем также, что случай Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (особые точки семейства) из рассмотрения исключаются. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , или Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (4.2) Для записи искомого уравнения огибающей формально используем ту же функцию Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Где, однако, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru – произвольное аналитическое выражение. Отсюда получаем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (4.3) Поскольку угловые коэффициенты огибающей и касательной к линиям семейства в точке касания совпадают, то, сравнивая (4.1) и (4.2), получаем, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Если Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , то Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , и мы получаем заданное семейство кривых. Поэтому следует считать, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Окончательно, для определения огибающей получаем систему уравнений Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (4.4) Исключая из системы параметр С, получим искомое уравнение огибающей. Заметим, что огибающая семейства кривых может и не существовать, а исключение параметра из системы уравнений (4.4) может привести к геометрическому месту особых точек семейства, в которых кривые не имеют касательных. Пример. Рассмотрим семейство окружностей заданного радиуса, центры которых лежат на оси ОХ: Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Система уравнений (4.4) принимает вид Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Что приводит к двум огибающим семейства Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru .
4.2. Огибающая однопараметрического семейства поверхностей Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru
Определение огибающей семейства поверхностей не отличается по сути от определения огибающей семейства кривых. Пусть имеется семейство поверхностей Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (4.5) Фиксируя значение С, получим определенную поверхность семейства. Рассмотрим новую поверхность, которая определяется тем же уравнением, но с переменной величиной С Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , И пусть этот переменный параметр определяется из соотношения Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Можно сказать, что эта поверхность определяется системой уравнений Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (4.6) Покажем, что эта система определяет огибающую данного семейства поверхностей, т. е. поверхность, которая в каждой своей точке касается какой-либо поверхности семейства. Действительно, для заданного семейства (48) в силу постоянности С должно выполняться условие Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . На огибающей поверхности С – переменная величина, и мы должны записать Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . В силу условия Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru для огибающей эти два условия совпадают, т. е. бесконечно малое перемещение ( Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru ) в общих точках огибающей и поверхности семейства ортогонально одному и тому же направлению, которое определяется вектором Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , откуда и следует доказательство искомого касания. Заметим, что огибающая семейства поверхностей может и не существовать. Пример. Рассмотрим семейство сфер заданного радиуса Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , центры которых находятся на оси Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Дифференцируя по С, имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Исключая из этих уравнений С, получим уравнение кругового цилиндра Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Который касается каждой из сфер данного семейства.
5. Некоторые приложения дифференциальной геометрии к механике Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru
Векторные функции находят широкое применение в физике, механике, электротехнике и других естественных и технических науках (при изучении параметров движения различных материальных систем, при определении деформаций и напряжений в элементах конструкций, при исследовании колебаний в механических, электрических и других системах). Соответствующие задачи, как правило, содержат элементы исследований, составляющие предмет дифференциальной геометрии, в частности, исследования криволинейных траекторий движения, форм, которые приобретают под действием нагрузки деформированные элементы машин и сооружений и др. Рассмотрим некоторые из этих задач.
5.1. Способы описания движения точки. Координатный способ задания движения точки Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru
Механика изучает движение. Кинематика – это раздел теоретической механики, в котором для различных законов движения в пространстве геометрических объектов, таких как точка или тело, определяют их кинематические характеристики. К основным кинематическим характеристикам движения относят: Траектории, Скорости и Ускорения. Основная задача кинематики состоит в определении кинематических характеристик движения по заданному для него закону. Решение основной задачи кинематики для движущихся геометрических объектов (точки, тела) рассматривают в определенной системе отсчета. Любые три независимые величины Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , однозначно определяющие положение точки в трехмерном пространстве, могут рассматриваться как координаты этой точки. При этом радиус-вектор точки является функцией этих координат, т. е. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru При изменении одной из координат и фиксированных остальных конец радиус-вектора Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru вычерчивает линию, которую называют координатной линией Координатные линии, вообще говоря, кривые, и поэтому координаты называют криволинейными. Единичные орты Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , направленные по касательным к координатным линиям в точке М пространства в сторону возрастания соответствующих координат, определяют в каждой точке пространства криволинейную систему координат, причем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Вектор скорости Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.1) Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (5.2) Равенство (5.1) представляет собой разложение (но не ортогональное проектирование!) вектора скорости по осям криволинейной системы координат. Ортогональные проекции Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru вектора скорости на оси Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Равны Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (5.3) Коэффициенты Hi называются коэффициентами Ламе и находятся из соотношения Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Где DSi – дифференциал дуги I-ой координатной линии при изменении I-ой координаты и фиксированных остальных. В самом деле, в прямоугольной системе координат DS2 = dx2+ dy2+ dz2, (5.5) Но Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Подставляя значения Dx, dy, dz в (5.5), получим Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.6) Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Предполагая, что изменяется лишь одна координата, а две другие фиксированы, получим (5.4), т. е. коэффициенты Ламе получаются как множители дифференциалов координат в выражениях для дифференциалов дуг соответствующих координатных линий. Если система криволинейных координат ортогональна, т. е. если при Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.7) То Hik = 0 и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Поэтому в случае ортогональной системы координат для модуля вектора скорости получаем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (5.8) Ортогональные проекции вектора ускорения Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru точки на оси произвольной криволинейной системы координат имеют вид Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (5.9) Как видно из формулы (5.9), проекции ускорения на координатные оси qi получаются дифференцированием выражения для квадрата скорости. При этом следует иметь в виду, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru и Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru независимы, что отражает факт независимости следующих событий: находиться в какой-либо точке пространства и иметь в этой точке какую-либо скорость. Кроме того, изучается не движение по некоторой заданной траектории, а способ описания любых движений. Иначе говоря, рассматривается вся совокупность допустимых движений, и выбор точки пространства задает только ее положение, никак не ограничивая направление и величину вектора скорости. Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Пример 1. Для движущейся точки найти скорость и проекции ускорения на касательные к координатным линиям цилиндрической системы координат Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (рис. 5.1). Решение. Так как система координат ортогональна, то Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Найдем коэффициенты Ламе, рассматривая элементы дуг вдоль соответствующих координатных линий: Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , откуда имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , откуда имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , откуда имеем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Следовательно, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Выполняя операции дифференцирования в соответствии с формулой (5.9), получаем Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru При движении точки в плоскости Z = const первые две компоненты ускорения задают радиальную Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru и трансверсальную Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Компоненты ускорения в полярной системе координат.
5.2. Описание движения точки с помощью осей естественного трехгранника Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru
Подвижный базис, который сопровождает точку М при её движении по кривой, во втором разделе назван Естественным базисом или Трехгранником Френе (рис. 2.1). Кривую, которая образуется при движении материальной точки, называют траекторией. В каждой точке траектории можно построить три взаимно перпендикулярные оси, непосредственно связанные с траекторией. Если начало их помещено в движущуюся точку, то оси, направленные по касательной, нормали и бинормали траектории ( Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru – единичные орты этой системы) называются естественными осями. Вектор скорости Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru направлен по касательной к траектории Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Вектор ускорения Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru всегда лежит в соприкасающейся плоскости траектории, и поэтому проекция его на бинормаль равна нулю Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Проекции вектора ускорения Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru на касательную и главную нормаль к траектории равны соответственно Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.10) Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru – радиус кривизны траектории в данной точке. Пример 2. Найти касательное Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru и нормальное Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru ускорения точки, а также радиус кривизны Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru ее траектории, если движение точки выражается уравнениями Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Решение. Для определения касательного и нормального ускорения найдем сначала скорость Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Так как Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , то Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Откуда Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Так как радиус кривизны траектории неизвестен, найдем нормальное ускорение Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru из равенства Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Для этого нужно сначала найти Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Так как Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , то Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Поэтому Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Теперь нетрудно определить Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Пример 3. Движение электрона в магнитном поле описывается уравнениями Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.11) Где А>0, B>0, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru – постоянные величины. Найти уравнение траектории, скорость и ускорение электрона в цилиндрических координатах. Решение. Зависимость между декартовыми и цилиндрическими координатами выражается соотношениями Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , что позволяет записать уравнения движения электрона в цилиндрических координатах в виде: Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (5.12) Из уравнений (5.12) следует, что электрон движется по винтовой линии на цилиндре радиуса А. Если предположить, что B>0, Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru > 0, то траектория электрона – правая винтовая линия в полупространстве Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (рис. 5.2). Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Уравнение траектории находим, исключая Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru из (5.12): Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Отсюда видно, что винтовая линия получается “наклеиванием” прямой Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru на цилиндр радиуса А. Скорость электрона определим по формуле (5.1). В рассматриваемом случае она принимает вид Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (5.13) Из уравнений (5.12) следует, что Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Параметры Ляме определяем на основании формул (5.2): Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.14) Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (5.15) Равенство (5.13) на основании соотношений (5.14) – (5.15) принимает вид Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . Отсюда следует, что электрон движется по винтовой линии с постоянной скоростью. Проекции ускорения электрона определяем по формулам (5.9), которые в рассматриваемом случае имеют следующий вид: Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.16) Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , (5.17) Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (5.18) Вычисляя, находим Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . (5.19) Из формул (5.19) следует, что вектор ускорения электрона имеет постоянную величину и направлен вдоль радиуса цилиндра к его оси. Пример 4. Движение точки М Задано в тороидальной системе координат Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru (рис. 5.3). Определить вектор скорости и вектор ускорения точки в этих координатах. Решение. На основании рисунка находим зависимость между декартовыми и тороидальными координатами: Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru . По формулам (5.2) определяем параметры Ляме: Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Векторы скорости и ускорения определяем из соотношений (5.1) –(5.3) и (5.9): Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru , Где Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем 4 страница - student2.ru – орты тороидальных осей координат (рис. 5.3).

Наши рекомендации