Определение напряжений в сечении крыла

Критерием работоспособности конструкции (крыла, фюзеляжа или др.), то есть близости ее к состоянию разрушения или необратимых деформаций, является величина напряжений, возникающих в силовых элементах конструкции от действия на неё эксплуатационных нагрузок: изгибающего, крутящего моментов и поперечной силы.

По эпюрам Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru определяем наиболее нагруженное сечение,где моменты поперечиня сила максимальны. Если их максиумы не совпадают(не находятся в одном сечении), то расчет проводится для сечения с максимальным Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru .

Схематизируем сечение крыла в соотвествие с реальным расположением силовых элементов.

Силовой частью сечения крыла является межложеронная часть,длинна и высота которй равны:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru =0,6 Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru =0,6 Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru 3,7= 2,22 (м),

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru =0,85 Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru =0,85 Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru 0,145 Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru 3,7= 0,45603 (м),

где Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - длина межлонжеронной части;

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - высота межлонжеронной части;

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - текущая хорда крыла;

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - относительная толщина крыла.

Попреченое сечение(расчетное) должно быть прямоуольным однозамкнутым, то есть иметь только два лонжерона, вернюю и нижнюю обшивку(см.рис.4) потому, если в действительности крыло трехлонжеронное, то толщина обшивки и стенок лонжеронов должна быть увеличина на 100%.

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

рис. 7. Напряжения в силовых элементах сечения крыла, возникающие от внешних сил и моментов

Крыло является тонкостенной замкнутой конструкцией, основные силовые элементы которой сосредоточены в верхней и нижней панелях (обшивка, стрингеры, полки лонжеронов). При изгибе, например, вверх (от аэродинамических сил) верхняя панель сжимается, нижняя растягивается, то есть обе работают на нормальные напряжения; при этом изгибающий момент трансформируется в пару сил:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Н),

а напряжения от них будут равны:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па),

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па),

где Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - площадь верхней панели крыла;

где Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - площадь нижней панели крыла.

Площадь панели определяется площадью обшивки, площадями всех стрингеров и полок лонжеронов (переднего и заднего). Т.е.:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ( Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ),

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ( Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ),

где Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - толщина обшивки верхней и нижней панелей соответственно;

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - число стрингеров верхней и нижней панелей соответственно;

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - площади стрингеров верхней и нижней панелей соответственно;

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - площади полок переднего верхнего, заднего верхнего, переднего нижнего и заднего нижнего лонжеронов соответственно.

Найдем площади верхней и нижней панелей крыла:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

0,00857 ( Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ),

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

0,00712( Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ).

Крутящий момент тонкостенном однозамкнутом контуре создает касательные напряжения, обратно пропорциональные толщине стенок контура:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - погонная касательная сила, (Н/м)

Момент от одной произвольной силы q:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

Полный крутящий момент сечения получим суммированием Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru по всему контуру

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

где Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru =F, Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

Формула Брета, для определения напряжений при кручении тонкостенной балки.

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па)

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

Из формул видно, что жесткость (сопротивляемость) крыла на кручение весьма существенно зависит от площади замкнутого контура поперечного сечения Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , потом от толщины стенок контура Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru . Поперечная сила Q вызывает наибольшие касательные напряжения в нейтральном слое балки Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , а у верхнего и нижнего слоя балки Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (где в крыле расположены обшивки, полки лонжеронов и стрингеры). Можно приближенно считать, что поперечную силу воспринимают две вертикальные стенки лонжеронов, причем передняя воспринимает 70% поперечной силы сечения, а задняя -30% , поэтому:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па)

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па)

В формуле принято считать, Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru по высоте стенки постоянны, хотя, как уже указывалось, Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru на нейтральной оси и Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru в верхнем или нижнем слое балки (стенки лонжерона); ввиду малости высоты по отношению к длине (Н≤В) можно приближенно принять, что по высоте стенки лонжерона Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru .

Так как Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru действует по всему замкнутому контуру, а Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru - только по стенкам лонжеронов, то в стенках лонжеронов их величины суммируются (с учетом знаков):

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па)

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru (Па)

Полученные расчетные нормальные Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru и касательные напряжения Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , вызванные нагружением крыла в заданном расчетном случае, сравним с напряжениями, при которых материал данной конструкции, не получит остаточных деформаций. Эти напряжения называются пропорциональными Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru . Для дюралевых сплавов, из которых изготовлено большинство конструктивно-силовых элементов, предел пропорциональных напряжений современных самолетов равен:

Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru

Заключение

При грубой посадке на три опоры с боковым ударом на крыло самолета и частично заторможенными колесами главных опор Як-40 действуют поперечная сила Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru , изгибающий Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru и крутящий Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru моменты. Наиболее нагруженные сечения:

  1. корневое сечение, т.к. в этом сечении действует максимальный изгибающий момент Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru и максимальная перерезывающая сила Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru ;
  2. в местах крепления опор шасси, т.к. в этом сечении действует максимальный крутящий момент Определение напряжений в сечении крыла - student2.ru .

При данном случае нагружения крыло самолета Як-40 не испытывает разрушающих нагрузок и имеет при этом еще запас прочности. Следовательно, можно сделать вывод о том, что такая посадка самолета Як-40 допустима. Чтобы не допустить разрушение конструкции, следует после подобных полетных нагружений осуществлять осмотр на предмет трещин и деформаций. Однако не стоит забывать и о том, что в этом случае большая нагрузка приходится на опоры шасси. Поэтому прежде, чем делать выводы о допустимости такой посадки, необходимо проверить на прочность также и опоры.

Список использованной литературы:

1. Зинченко В.И., Федоров Н.Г. Методические указания к выполнению 2 части курсового проекта «Воздушные суда». Л.: ОЛАГА, 1990.

2. Конспект лекций по предмету «Конструкция и прочность ЛА».

3. Тарг В.М. Теоретическая механика. М.: Машиностроение, 1995г.

Наши рекомендации