Назначение. Основные элементы схемы
Впервые идею применения в машинах гидропривода высказал в конце 18 века Блез Паскаль. Он указал на возможность создания гидравлического пресса. Идею реализовали в 1859-1861 годах. В дальнейшем гидропривод долгое время применялся лишь при создании кузнечного-прессового оборудования.
В лесной промышленности гидропривод начал применяться в 1960-х годах. Это дало возможность комплексно механизировать лесозаготовительные процессы, повысить уровень автоматизации производства и исключить ручной труд при выполнении некоторых трудоёмких и опасных операций. И, естественно, снизить себестоимость лесопродукции.
Гидроприводом называют совокупность устройств, предназначенных для приведения в действие механизмов и машин с помощью жидкости. Он состоит из гидропередачи, устройств управления, вспомогательных устройств и гидролиний.
Гидроприводы бывают двух типов: гидродинамические и объёмные.
В гидродинамических передачах энергия от насоса к турбине передаётся потоком рабочей жидкости, т.е. используется в основном кинетическая энергия потока жидкости. Поэтому при увеличении нагрузки на ведомом валу гидродвигателя автоматически уменьшается скорость этого вала и наоборот.
Объёмными называются гидроприводы, основой которых является объёмная гидропередача (или объёмный гидродвигатель). В объёмном гидроприводе машины и механизмы приводятся в движение посредством жидкости под давлением. Таким образом, механическая энергия приводящего двигателя насосом преобразуется в основном в потенциальную энергию давления, которая рабочей жидкостью передаётся к гидродвигателю.
В машинах и механизмах лесной промышленности наибольшее распространение получили объёмные гидроприводы. Это объясняется тем, что в объёмном гидроприводе на выходном звене гидродвигателя можно развивать значительные усилия и крутящие моменты.
Для наглядности зарисуем схему объёмного гидропривода (рис.4.1)
Рис.4.1
Объёмная гидропередача является силовой частью гидропривода. (преобразование мех. энергии в энергию потока рабочей жидкости). Её основные элементы – объёмный насос потока рабочей жидкости и объёмный гидродвигатель (преобразовывает энергию потока рабочей жидкости в мех энергию выходного звена).
В некоторых объёмных гидропередачах, например, где ограничено время действия, вместо насоса могут быть использованы предварительно заряженные гидроаккумуляторы. Они предназначены для аккумулирования энергии рабочей жидкости, находящейся под давлением. Гидроаккумуляторы, как и насосы, используются для приведения в работу гидродвигателя.
В гидропередачу могут входить так же гидропреобразователи. Они служат для преобразования энергии одного потока рабочей жидкости с давлением и расходом в энергию другого потока с давлением и расходом .
На производстве в цеховых условиях объёмные гидродвигатели могут приводиться в движение и от единой гидромагистрали.
Устройства управления предназначены для изменения или поддержания на определённом уровне давления, расхода в гидросистеме, для изменения направления движения потока рабочей жидкости.
Гидрораспределители служат для изменения направления движения, регулирования последовательности включения гидродвигателей.
Гидроусилители – управляют работой насосов посредством рабочей жидкости.
Вспомогательные устройства используются в зависимости от назначения гидропривода и условий его эксплуатации.
Гидролинии – это трубы, рукава, каналы и соединения. Служат для прохождения рабочей жидкости в процессе работы гидропривода.
В зависимости от своего назначения гидролинии бывают всасывающие, напорные, сливные, дренажные и гидролинии управления.
Все рассмотренные нами устройства гидролиниями объединяются в единую гидросистему.
Достоинства объёмного гидропривода:
1) небольшая масса и габариты (по сравнению с другими видами приводов: механическими, электрическими);
2) несложная компоновка элементов гидропривода;
3) малая инерционность (возможность реверсирования за малый промежуток времени).
4) бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов;
5) надёжное и простое предохранение от перегрузок;
6) возможность использования стандартных и унифицированных узлов (что значительно облегчает эксплуатацию);
7) высокая износостойкость (за счёт использования в качестве рабочей жидкости минеральных масел, что обеспечивает смазку узлов трения).
Основными недостатками являются:
1) возможность попадания воздуха в гидросистему;
2) возможность возникновения гидроудара (при быстрых переключениях, особенно при 25 МПа);
3) высокая точность изготовления деталей (приводит к удорожанию гидропривода);
4) изменение вязкости рабочей жидкости в зависимости от температуры.
В настоящий момент эти недостатки почти полностью устраняются за счёт создания жидкостей с высоким индексом вязкости, а также за счёт высокого технического уровня выполнения узлов и уплотнений.