Расчёт параметров распределения ресурсов детали по корреляционным уравнениям долговечности
Задание на контрольную работу.
Контрольная работа включает в себя расчеты по прогнозированию параметров среднего и остаточного ресурсов деталей автомобильных двигателей.
Задание на контрольную работу представлено в таблице 1.
Выполнение контрольной работы включает в себя следующие этапы:
- изучение по литературным источникам и конспекту лекций целей и задач прогнозирования параметров технического состояния автомобилей;
- выбор и обоснование недостающих исходных данных, необходимых для выполнения расчетов;
- прогнозирование параметров среднего и остаточного ресурса детали по корреляционным уравнениям долговечности.
Исходные данные помещены в таблице 1.
Таблица 1.
Исходные данные на курсовой проект.
Наименование параметра | Единица измерения | Значение Параметра | |
Марка автомобиля | - | ГАЗ-3307 | |
Двигатель | - | 8 Ч 8Х8 К | |
Максимальная частота вращения коленчатого вала | мин-1 | ||
Рабочий объём Vh | л | 5,0 | |
Максимальный крутящий момент, Ме | Н*м | ||
Диаметр цилиндра, D | дм | 0,80 | |
Ход поршня, S | дм | 0,80 | |
Модуль упругости, Е | МПа 105 | 1,0 | |
Зазор замка кольца в свободном состоянии, А | дм | 0,124 | |
Радиальная толщина кольца ,t | дм | 0,045 | |
Высота кольца ,b | дм | 0,45 | |
* Твёрдость по Бринеллю: кольцо, гильза, поршень | НВк НВг | 700 / 100 | |
Коэффициент микрорезания | 1,77 | ||
Передаточное число коробки передач при разгоне для порожнего автомобиля iwr (iwп)** | - - | 3,1 (2,4) | |
Коэффициент, учитывающий процент движения по типам дорог aj: в городе a1 в пригороде a2 подъездные пути a3 | - - - | 0,60 0,35 0,05 | |
Коэффициент использования пробега b | - | 0,65 | |
Коэффициент сопротивления движению: - городские и пригородные дороги y 1,2 - подъездные пути y 3 | - - | 0,02 0,04 | |
* * Скорость движения автомобиля, Va в городских условиях ,Va1 в пригороде , Va2 на подъездных путях, Va3 | км / ч | 25 (30) 35 (40) 5 (10) | |
Год начала выпуска двигателя, Т | г | ||
Измерительное давление, Рi | Па 105 | 2,30 | |
Грузоподъемность | кг | ||
Снаряженная масса | кг | ||
Полная масса | кг | ||
Допустимая масса прицепа - с инерционно-гидравлическим приводом тормозов - не оборудованного тормозной системой | кг кг кг | ||
Максимальная скорость | км/ч | ||
Максимальная скорость автопоезда | км/ч | ||
Передаточное число главной передачи | 6,17 | ||
Размер шин | 240R508 | ||
Статический радиус ведущего колеса | м | 0,476 | |
Лобовая площадь | м2 | 4,22 | |
Коэффициент обтекаемости | Н*с2/м4 | 0,6 | |
Рассматриваемая деталь | гильза |
** В скобках данные приведены для порожнего автомобиля.
Расчёт параметров распределения ресурсов детали по корреляционным уравнениям долговечности.
Для сбора данных по эксплуатационной надежности агрегатов автомобиля требуется 5-6 лет, поэтому оценка долговечности новых моделей двигателей производится на основе аналогии, ускоренных испытаний и прогнозных моделей .
Одним из направлений прогнозирования является разработка полуэмпирических моделей, представляющих собой корреляционную зависимость линии регрессии между величинами, характеризующими уровень нагруженности, и показателем ресурса рассматриваемой детали.
Для деталей двигателя данный подход реализован в виде корреляционных уравнений долговечности:
К = А+В(R - С*n)-1, где
К- критерий нагруженности;
А, В, С -- коэффициенты;
R -- средний ресурс детали;
n = Т-Т0=1984-1970=14 - прогнозируемый период (Т- год начала выпуска двигателя, Т0- 1970 год точка отсчета прогнозируемого периода).
Таблица 2
Корреляционные уравнения долговечности деталей автомобильных двигателей.
Деталь | Критерий нагруженности | Корреляционное уравнение долговечности |
Гильза | Кг = kгм × kт × qc (pR + 0,1D2 ×`pi × b-1 × r-1) | Kr = - 1,74 × 103 + 4,39 × 105 / (`Rr - 3n) |
Критерий нагруженности рассчитывается по формуле:
Кг = kгм × kт × qc (pR + 0,1D2 ×`pi × b-1 × r-1)
kмк - удельный критерий физико-механических свойств кольца;
kт - удельный критерий тепло напряженности;
pR - удельное давление на стенку цилиндра от сил упругости кольца МПа;
D - диаметр цилиндра, дм;
pi - среднее значение индикаторного давления, МПа;
b - высота верхнего компрессионного кольца, дм;
r = 0,5(D - t) -- радиус осевой линии кольца, дм;
t - радиальная толщина кольца , дм;
Sк -- путь трения кольца, м/км;
l - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
S - ход поршня, м;
r - плотность материала кольца, Н/м3 .
Кг = 0,144*0,364*1795,72*(0,496+0,1*0,82*0,355*(0,2)-1*(0,476)-1)=69,15
Из корреляционного уравнения долговечности:
Kr = - 1,74 × 103 + 4,39 × 105 / (`Rr - 3n), определим средний ресурс детали:
Rr = (4,39 × 105 /( Kr + 1,74 × 103))+3n
Rr = (4,39 × 105 /( 69,15 + 1,74 × 103))+3*14=237,15 тыс.км
Расчет критерия нагруженности детали двигателя включает следующие этапы:
1) Находятся значения сопротивлений дороги Рij, воздуха Pwij, разгона Pij автомобиля при заданных вариантах дорожно-транспортных условиях эксплуатации:
Рyij = (Ga + gqн)yi , (1)
Ga-- сила тяжести снаряженного автомобиля, Н;
qн -- номинальная грузоподъемность, Н;
g - коэффициент использования грузоподъемности, =1;
y - коэффициент сопротивления движению .
Ga = 7850*9.8 = 74274 (Н),
qн= 4500*9.8 =44100 (Н),
(74274+44100)*0.04=4841,2, МПа
Рwij = ( kF × V2aij) / 13 , (2)
kF - фактор обтекаемости автомобиля, Н*с2/м2 ;
Vaij -- скорость движения автомобиля в груженом и порожнем состоянии по различным типам дорог , км/ч .
Рwij = 4,22*252/13= 28,85, МПа
Рgij = ki [(Me× i0 × iwj × h) / rк ] , (3)
Рgij = 0,2 ((300*6,17*1,74*0,9 ¸ 0,88)/0,476)= 2259,09, МПа
ki - коэффициент, учитывающий инерционные нагрузки(междугородние перевозки - ki=0, город и подъездные пути ki = 0,2 , карьеры ki = 0,3);
Me - максимальный крутящий момент Me = 300, Н*м;
io - передаточное число главной передачи io = 6,17;
ij - передаточное число коробки передач в j-м весовом состоянии .
Таблица 2
Значения рассчитанных сил сопротивлений дороги, воздуха и разгона .
Рассчитываемые параметры | |||||||||
Транспортные условия | город | пригород | подъездные пути | ||||||
Рy1j | Рw1j | Рg1j | Рy2j | Рw2j | Рy3j | Рw3j | Рg3j | ||
Груженый автомобиль | 2420,6 | 28,85 | 2259,09 | 2420,6 | 56,54 | 4841,2 | 1,15 | 2259,09 | |
Порожний автомобиль | 1509,2 | 41,54 | 1748,98 | 1509,2 | 73,85 | 3018,4 | 4,62 | 1748,98 | |
2) Рассчитывается средние значения эффективного давления `peij для заданных условий эксплуатации исходя из уравнения мощностного баланса, с тем, чтобы учесть влияние дорожно-транспортных условий и конструктивных особенностей трансмиссии автомобиля на нагруженность деталей двигателя:
n l
`peij = å å aibj [(1,25rк ×10-2) / (Vh × i0 ×`iкij ×hт)] × [(1-ki)( Рyij + Рwij ) + Рgij ] , (4)
i=1 j=1
где rк - динамический радиус колеса, м;
Vh - рабочий объем цилиндров двигателя, л;
i0 - передаточное число главной передачи;
iкij - средневзвешенное передаточное число коробки передач;
hт - КПД трансмиссии автомобиля;
bj - коэффициенты, учитывающие распределение пробега автомобиля по
n l
типам дорог å ai = 1 и использование пробега å bj = 1;
i=1 j=1
Рyij , Рwij , Рgij - соответственно сопротивления дороги, воздуха и разгона
в i-м весовом состоянии на j-м дорожном покрытии, Н.
`pe1г = 1*1*(1,25*0,476*10-2/5,0*6,17*1,74*1,02)*((1-0,2)*(2420,6+28,85)+ +2259,09)=0,46405, МПа
pe2г = 1*1*(1,25*0,476*10-2/5,0*6,17*1,74*1,02)*(1*(56,54+2420,6)=0,27249, МПа
pe3г = 1*1*(1,25*0,476*10-2/5,0*6,17*1,74*1,02)*((1-0,2)*(4841,2+1,15)+ +2259,09)=0,67463, МПа
Величина iкij определяется по формуле :
l n
iкij = 0,6 × Vmax (å bj å ai ×`V i j) -1 , (2)
j=1 i=1
где Vmax - максимальная скорость автомобиля;
Vij - средняя скорость автомобиля в i-м весовом состоянии при j-х
дорожных условиях.
iкij = 0,6*90/1*1*30,95 = 1,74
`Vij = b(a1 × Va1г+a2 × Va2г+a3 × Va3г)+(1-b)(a1 × Va1п+a2 × Va2п+a3 × Va3п) , (3)
где b - коэффициент использования пробега;
ai - коэффициент, учитывающий процент движения автомобиля по типам дорог;
Vaгi , Vaпi - скорость движения автомобиля в груженом и порожнем состояниях по различным типам дорог.
Vij=0,65(0,55*25+0,44*35+0,01*5)+(1-,065)*(0,55*30+0,44*40+0,01*10)= =30,95, км/ч
Значение средневзвешенного эффективного давления `Pе определяется по формуле :
`Pе = b(a1 ×`Pег1+a2 ×`Pег2+a3 ×`Pег3)+(1-b)(a1 ×`Pеп1+a2 ×`Pеп2+a3 ×`Pеп3) , (4)
где b - коэффициент использования пробега;
ai - коэффициент, учитывающий процент движения автомобиля по
типам дорог;
`Pегi , `Pепi - среднее эффективное давление при движении автомобиля в
груженом и порожнем состояниях по различным типам дорог.
`Pег = 0,65*(0,55*0,464+0,44*0,272+0,01*0,675)=0,24806, МПа
`Pеп = (1-0,65)*(0,55*0,329+0,44*0,174+0,01*0,458)= 0,09173, МПа
Значения Реij и`Pе и заносятся в таблицу 4.
Таблица 4
Рассчитываемые параметры | |||||
Дорожные условия | |||||
Транспортные условия | город | пригород | подъездные пути | Среднее значение параметра с учетом ai и bj | |
Рe1j | Рe2j | Рe3j | `Pе | ||
Груженый автомобиль | 0,464 | 0,272 | 0,675 | 0,248 | |
Порожний автомобиль | 0,329 | 0,174 | 0,458 | 0,092 |
3. Для определения значения `Pм используется зависимость :
`Pм = А + В`сm , (5)
Pм = 0,04+0,0135*4,95=0,10682, МПа
где А, В - коэффициенты, устанавливаемые экспериментально (см. приложение)
`сm = (2S × i0 × 0,6 Vmax) / (60 × 0,377 × rк) - средняя скорость поршня, м/с.
сm =(2*0,08*0,6*90*6,17)/(60*0,377*0,476)=4,95
4. Определяется среднее индикаторное давление (`Pi ) для заданных дорожно-транспортных условий эксплуатации :
`Pi =`Pe +`Pм , (6)
где `Pе - средневзвешенное эффективное давление, МПа ;
`Pм - среднее давление механических потерь, МПа.
Piг =`0,248+0,10682=0,355, МПа
Piп =`0,092+0,10682=0,199, МПа
5. Рассчитывается значение удельного давления, возникающего от сил упругости компрессионного кольца :
РR = (0,424 × Е × А) / [(3 - x) × D × (D × t-1 - 1)3] , (7)
где Е - модуль упругости, МПа ;
x - постоянная, зависящая от эпюры давления (x = 0,196) ;
А - зазор в замке кольца в свободном состоянии.
РR = (0,424*1,0*0,124)/((3-0,196)*0,8*(0,8*0,045-1-1)3)= 0,496, МПа
6. Определяется критерий физико-механических свойств материалов рассматриваемого сопряжения цилиндро-поршневой группы :
гильза - компрессионное кольцо :
Кмк(г) = (e0,2t × HBкm × HBгn) / (HBк + HВг) , (8)
где e0,2t - коэффициент микрорезания ;
HBк , HВг - соответственно твердость по Бринеллю кольца и гильзы, ед.;
m, n - показатели степени; принимаются при расчете ресурса кольца m=1,5 и n=2, гильзы m=2,5 и n=1,0.
Кмк(г) =(1,770,045*2101,0*7002,5)/(100+210)=9010787
Удельное значение критерия находится из следующего соотношения:
kм = 1 / lg Км . (9)
kм =1/ lg 9010787 =0,14
7. Оценивается критерий теплонапряженности детали :
Кт = D0,38 × `cm0,5 [(632`pi ) / (Hн × hi)]0,88 , (10)
где Hн - низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг (для бензина
Hн = 43 961 кДж/кг , для дизельного топлива Hн = 42 496 кДж/кг) ;
hi-индикаторный КПД (дизель-hi=0,45, карбюраторный двигатель-hi= 0,31).
Кт =0,80,38*4,950,5*(632*0,355/43961*0,31)0,88=0,10547
8. Определяется удельное значение критерия теплонапряженности :
kт = Кт / Ктmax , (11)
где Ктmax - предельное значение критерия теплонапряженности для
рассматриваемой конструкции двигателя.
Ктmax =0,080,38*8,530,5*(632*0,7536/43961*0,31)0,88=0,29
kт = 0,10547/0,29=0,36369
Для расчета Ктmax в уравнение (10) подставляются значения средней скорости поршня (сm) и средневзвешенного эффективного давления (pe), соответствующие максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (ne) :
cm = (2S × ne) / 60 (12)
cm =2*0,08*3200/60=8,53
`pe = [(0,314 × t × Me) / Vh] × 10-2 (13)
где t - тактность двигателя.
pe =(0,314*4*300/5)*10-2=0,7536
9. В зависимости от типа двигателя рассчитывается число циклов нагружения (гильза, поршень) за один километр пути автомобиля :
qc = (250 × i0 ×`iкij) / (p × rк) . (14)
qc = (250*6,17*1,74)/(3,14*0,476)= 1795,72
На основании параметров, рассчитанных по уравнениям (1) - (14) применительно к рассматриваемой детали определяется критерий нагруженности из табл. 2. Оценка среднего ресурса осуществляется по корреляционным уравнениям долговечности из табл. 2, также для
соответствующей детали : гильзы, компрессионного кольца или поршня.
Среднеквадратическое отклонение распределения ресурсов детали определяется следующим образом :
Вычисляется коэффициент вариации по корреляционной зависимости
V = 16,507`R-0,807 , (15)
V = 16,507*237,15-0,807 =0,2
среднеквадратическое отклонение вычисляется из соотношения :
s`R = V ×`R . (16)
s`R = 0,2*237,15=47,44
По результатам расчетов необходимо определить и изобразить теоретическую кривую распределения плотности вероятности нормального закона с параметрами, которые определены по КУД.
Таблица 5.
Таблица рассчитанных значений для кривой распределения плотности вероятности
l(т.км) | |||||||||||||||||
f (li) | 0,00241 | 0,00236 | 0,00231 | 0,00229 | 0.00221 | 0.00216 | 0.00210 | 0.00205 | 0.00200 | 0.00195 | 0.00190 | 0.00185 | 0.00180 | 0.00175 | 0.00170 | 0.00165 | |
По результатам расчетов построим кривую распределения ресурсов детали по КУД на рис.1..
Рисунок 1
Выводы.
На основании сопоставления прогнозных оценок параметров среднего ресурса, выполненных по корреляционным уравнениям долговечности и на основе обработки статистических данных, сделано заключение о степени их непротиворечивости и необходимости обучения моделей, по мере накопления экспериментальных данных.
Рассмотрена реализация структурного параметра относительно области его изменения для совокупности одноименных двигателей. Выделены факторы, которые определили ресурс детали, и мероприятия, которые следует провести автотранспортному предприятию, эксплуатирующему рассматриваемые автомобили, для повышения надежности двигателя.
Список литературы:
Двигатели внутреннего сгорания. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Луканина В.Н. М.: Высшая школа, 1985 г.;
Краткий автомобильный справочник. НИИАТ. М.: Транспорт, 1971г.;
Методические указания к курсовой работе. СПб.: СЗПИ, 1989г.;
Иванов С. Е. Курс лекций по дисциплине техническая эксплуатация автмобилей. СПб.: СЗПИ, 1998г