Последовательность выполнения работы. Кафедра Земледелия и растениеводства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Земледелия и растениеводства

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В АГРОНОМИИ»

Специальности 110201, 110202, 110204 и направление подготовки бакалавров 110200

7-е издание, исправленное

ОМСК 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Земледелия и растениеводства

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В АГРОНОМИИ»

Специальности 110201, 110202, 110204 и

направление подготовки бакалавров 110200

7-е издание, исправленное

Рекомендовано методическими комиссиями

по специальностям 110201, 110202 и 110204

ОМСК

Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ

Авторы: доцент А.А. Самборский, доцент З.И. Порохня, асс. Е.В. Некрасова

Ответственный за выпуск – зав.кафедрой профессор Ершов В.Л.

Введение

Рабочая тетрадь по дисциплине “Основы научных исследований в агрономии” предназначена для самостоятельной работы студентов агрономического факультета по специальностям 310200 (110201), 310300 (110202), 310600 (110204) и направлению подготовки бакалавров 560200 (110200). Изучение дисциплины предусмотренно учебным планом при очной форме обучения в пятом семестре, при заочной – в шестом. Общая трудоемкость дисциплины – 100 часов, в том числе внеаудиторная самостоятельная работа на очном отделении составляет 50 часов, на заочном – 84 часа.

Данная разработка входит в комплект учебно-методического обеспечения дисциплины, подготовленный на кафедре.

Цель данной работы – помочь студентам освоить программный учебный материал, развить навыки и умения планирования исследований, техники закладки и проведения эксперимента, применения статистических методов в агрономических исследованиях.

Работа включает шесть практических заданий по двум разделам учебной программы:

1. Планирование и проведение исследования;

2. Основы статистического анализа результатов опыта.

Студенты выполняют эти задания по одной из тем, предложенной преподавателем на практическом занятии. Студентам, ранее участвовавшим в исследовательской работе по тематике кафедр и имеющим достаточный объем наблюдений, разрешается выполнять задания на основе своих материалов, согласовав предварительно экспериментальные данные с преподавателем. Студенты заочного отделения, работающие в научно-исследовательских учреждениях, могут использовать для выполнения заданий данные учетов и наблюдений полевых опытов, в проведении которых они принимали непосредственное участие.

В данной разработке определен объем, порядок и методика выполнения заданий, даны формы записи расчетов.

Приступая к выполнению каждого очередного задания, необходимо проработать рекомендуемую литературу, лекционный материал и ответить на контрольные вопросы.

Допуск к сдаче экзамена по дисциплине студент получает при условии выполнения всех заданий и верных, по существу, выводах по каждому заданию.

Рабочая тетрадь издаётся в дополнение к комплекту учебно-методической литературы по дисциплине подготовленной на кафедре в соответствии с ГОС ВПО –2 по специальностям 310200 (110201),310300 (110202), 310600 (110204) (М.2000) и направлению подготовки бакалавров 560200 (110200), примерной программой дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» (М.2001) и рабочими программами по изучаемой дисциплине.

1 ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Литература:[1,с.9-148],[2,с. 3-179],[8, с. 3-151].

Контрольные вопросы

Перечислите основные этапы исследования (эксперимента).   Укажите основные элементы методики полевого опыта.
Какой из вариантов (приёмов) берут за контроль (стандарт)?     Что такое схема опыта, повторность, повторение?
Какие методы размещения вариантов и повторений Вы знаете? Чем определяется площадь делянки, её форма и направление?  

Задание 1.1 Планирование исследования по выбранной теме и учёт урожая в опыте

Цель – Освоить основные этапы исследования; изучить элементы методики полевого опыта и их значение в опытной работе; приобрести навыки составления схемы опытов, программы и методики учётов и наблюдений;познакомиться с особенностями техники закладки, проведения полевого опыта и учёта урожая.

Последовательность выполнения работы

1) Выберите тему исследования и дайте ей обоснование.

Тема исследования (см. задание…)

Обоснование темы

2) Сформулируйте цель, задачи исследования и рабочую гипотезу.

Цель исследования

Задачи исследования

Рабочая гипотеза

3) Составьте схему опыта, установите повторность, методы размещения повторений на опытом участке и вариантов в повторениях.

Схема опыта - перечень вариантов (изучаемые приемы, сорта) и контроль (стандарт)

1. (контроль)

2.

3.

4.

Повторность опыта (n), число вариантов (l), количество делянок в опыте (N).

n = , l = , N=

Метод размещения в опыте:

вариантов _______________________, повторений___________________________.

4) Выберите наиболее рациональную площадь делянки и ее форму. Рассчитайте общую и учетную площадь делянки, площадь защиток, дорог и всего опыта в целом. Ширину и длину делянки выбирайте с учетом особенностей культуры, техники, используемой при закладке опыта и в момент уборки урожая.

Ширина делянки____________________ м

Длина делянки _____________________ м

Площадь опытной делянки__________________м2

Ширина поперечной __________м и продольной ________м защиток опытной делянки, их площадь_______________________м2

Площадь учетной делянки ____________ м2

Площадь под дорогами ____________ м2

Общая площадь опытного участка ________ м2 (суммируется площадь всех опытных делянок, дорог, защитных полос, окаймляющих опыт).

5) Представьте схематический план размещения опыта в один или два яруса с указанием ширины и длины делянки, защиток (поперечных, продольных), дорог и опытного участка в целом. Защитные полосы выделите штриховкой. Укажите название вариантов в каждом повторении. Выделите площадки для подсчета полноты всходов.

Схематический план опыта по теме:

6) Учитывая расположение вариантов, покажите стрелкой движение почвообрабатывающих орудий, посевных машин и другой техники.

7) Укажите длительность проверки рабочей гипотезы (организация опыта во времени)__________________________________________________

________________

8) Укажите требования, предъявляемые к земельному участку, выделенному под опыт_________________________________________________________________ ________________

9) Определите, в каком поле севооборота будет заложен опыт, после какого предшественника (приведите схему севооборота) ___________

________________________

10) Поясните роль рекогносцировочного посева при выборе участка под опыт_____

____

В какой повторности (n) можно заложить опыт, если установлено (на основании рекогносцировочного посева), что стандартное отклонение (S) равно 4, абсолютная ошибка будущего опыта (S Последовательность выполнения работы. Кафедра Земледелия и растениеводства - student2.ru ) – 2 ц/га. ____

________

11) Выделите основные работы по разбивке участка и закладке опыта

____________________________________

а) перечислите оборудование, необходимое для выполнения работ по закладке и оформлению полевого опыта_________________

________________________________

б) укажите агротехнические приемы (обработка почвы, удобрения) подготовки опытного участка и ухода за культурой _________

________________________

в) изложите методику расчета нормы высева семян (по массе) для посева (посадки) культуры, потребность в рассаде _________________

____________________________________________________________

12) Составьте перечень работ по оформлению опыта, кратко укажите время проведения и методику их выполнения___________________________

________________________________________________________________________________________________________________

13) Спланируйте основные учеты и наблюдения за внешними факторами среды и растениями (программа наблюдений). Кратко изложите методику их проведения. Перечень наблюдений и учетов строго увяжите с задачами исследования по выбранной теме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14) Покажите, как подготовить участок к уборке и учету урожая с опытных делянок.

а) Какие работы на опытном участке и на делянках выполняются перед уборкой? ______________________________________________________________

________________

б) Как определяется место отбора снопа для анализа структуры урожая? Перечислите основные элементы структуры урожая.___________

________________________________________

в) Как установить процент сохранности растений к уборке?

____________________

15) Напишите формулу перевода массы бункерного зерна к массе зерна при 14% - ной влажности.________________________________

______________________________________

Сделайте перерасчет массы зерна, убранного с каждой делянки, к массе зерна со стандартной (14%-ной) влажностью. Перерасчет урожая влажного зерна к массе зерна при 14-%-ной влажности можно сделать также по коэффициенту перевода, приведенному в приложении 1.

Данные урожайности с делянок и влажности зерна возьмите из задания по планируемой Вами теме и заполните табл. 1. Колонку «Вариант» заполните соответственно схеме опыта.

Таблица 1

Урожайность бункерного зерна и его влажность по вариантам и повторностям

Вариант Масса бункерного зерна, ц/га Влажность зерна при уборке,%
I II III IV I II III IV
1.
2.
3.
4.

В табл.2 занесите данные урожайности после приведения их к массе зерна при 14%- ной влажности. Озаглавьте правильно табл. 2. Рассчитайте среднюю урожайность по каждому варианту, вычислите разницу в урожае в каждом варианте по отношению к контролю.

Таблица 2

Урожайность___________________________________ (культуры)

____________________________________________

  Вариант Урожайность зерна, ц/га Разница по отношению к контролю
при 14%-ной влажности по повторностям   средняя
I II III IV ц/га %
1.              
2.              
3.              
4.              

Дайте агрономический анализ данных табл.2, выделите лучший вариант.

____________________________________________________

16) Восстановите урожай с делянки, выпавший из учета.

Литература: [1,с.235-238],[2,с. 278-279].

Контрольные вопросы

Вследствие каких причин возможна потеря урожая с одной или нескольких делянок опыта?     В каком случае перед уборкой допускается выбраковка делянки или целого повторения из площади опыта?

Напишите формулу для расчета урожая с делянки, выпавшей из учета.

16.1 Восстановите по формуле урожай с «выпавшей» из учета делянки второго варианта в третьем повторении по планируемой Вами теме.

16.2 В табл. 3 напишите урожайность по вариантам с полным набором данных (варианты 1,3,4) и поделяночные урожаи в варианте с выпавшей из учета делянкой (вариант 2).

Таблица 3

Наши рекомендации