Структурный анализ механизма

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

 
  Кафедра проектирования подъемно-транспортного и технологического оборудования  
  (наименование кафедры)  
     
  Дрокина Елена Владиславовна  
  (фамилия, имя, отчество студента)  
     
  Институт Севмашвтуз курс группа    
                 
  Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств  
  (код и наименование направления подготовки/специальность)  
     
  РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА  
     
  По дисциплине Теория машин и механизмов  
     
  На тему Анализ исполнительного механизма станка для нарезания конических зубчатых колёс  
    (наименование темы)  
     
     
     
  (номер и наименование программы подготовки)  
                 
                 
                 
         
  Отметка о зачёте          
              (дата)  
         
  Руководитель к.т.н. доцент       Д.В. Кузьминн  
      (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
               
      (дата)          
                 
                 
                   
  Северодвинск 2016  
     
                                 

структурный анализ механизма - student2.ru

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА ПО КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЕ

На рисунке 1 изображен механизм станка для нарезания конических зубчатых колёс.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 1 – Механизм станка для нарезания конических зубчатых колёс.

Механизм станка для нарезания конических зубчатых колёс состоит из шести звеньев:

0. Стойка.

1. Кривошип.

2. Шатун.

3. Кулиса.

4. Кулисный камень.

5. Суппорт.

Механическая энергия привода станка подводится к входному звену – кривошипу 1,который совершает вращательное движение. Шатун 2 совершает плоскопараллельное движение передавая вращательное движение с кривошипа 1 на кулису 3. Кулиса 3 совершает возвратно-качательноедвижение передавая сложное движение на кулисный камень 4.

1)Возвратно-качательное-вместе с кулисой.

2)Возвратно-поступательное - вдоль кулисы.

Кулисный камень 4 сообщает возвратно-поступательное движение суппорту 5. Суппорт 5 выполняет рабочий ход слева направо и холостой в обратном направлении.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА

Рассмотрим исполнительный механизм станка, изображённого на рисунке 1.

Данный механизм состоит из шести звеньев:

0. Стойка.

1. Кривошип.

2. Шатун.

3. Кулиса.

4. Кулисный камень.

5. Суппорт.

Звенья механизма образуют семь кинематических пар:

0 – 1, 1 – 2, 2 – 3, 0 – 3, 4 – 5 – вращательные, одноподвижные, пятого класса;

3 – 4, 5 – 0 – поступательные, одноподвижные, пятого класса.

Указанные кинематические пары – низшие; следовательно, рассматриваемый механизм является рычажным. Звенья механизма движутся в плоскостях, параллельных неподвижной плоскости – исследуемый механизм является плоским. Он не содержит звеньев. Образующих только одну кинематическую пару; следовательно является замкнутым. Звенья механизма образуют два замкнутых контура:

1. 0 – 1 – 2 – 3 – 0.

2. 0 – 3 – 4 – 5 – 0.

Число степеней свободы механизма определим, применяя универсальную структурную формулу Чебышева:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где n –число звеньев механизма;

Рн – число низших кинематических пар;

Рв – число высших кинематических пар;

структурный анализ механизма - student2.ru

Таким образом механизм обладает одной степенью свободы.

Выявим избыточные связи: связи типа А и Б в данном механизме отсутствуют. Число избыточны связей, образованных при замыкании контуров (тип В) определим из формулы Малышева:

структурный анализ механизма - student2.ru

где WЧ – число степеней свободы, найденное по формуле Чебышева, WСМ – число степеней свободы, найденное по формуле Сомова – Малышева:

структурный анализ механизма - student2.ru

Таким образом число избыточных связей типа В будет равно :

структурный анализ механизма - student2.ru

В соответствии с принципом Ассура, выделим начальный механизм, обладающий числом степеней свободы всего исследуемого механизма. Этот механизм – кривошипный, состоит из стойки 0 и кривошипа 1 (рисунок 2). Остальные звенья образуют ведомую цепь, имеющую нулевую подвижность относительно звеньев начального механизма. Ведомая цепь, в свою очередь, состоит из двух двухзвенных структурных групп: 2 – 3 и 4 – 5.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 2 – Структурные группы механизма в соответствии с принципом Ассура.

Таким образом данный механизм состоит из одноподвижного начального механизма стойка 0 – кривошип 1 и двух структурных групп II класса, 2 порядка (ВВВ и ПВП).

3 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА

ПОСТОЕНИЕ ПЛАНА ПОЛОЖЕНИЙ МЕХАНИЗМА

Рассмотрим механизм, изображенный на рис. 30. Размеры звеньев механизма и закон движения кривошипа приведены в таблице 2.

Таблица 2

lOA , м LАВ , м LВС , м Закон движения кривошипа 1, рад ω, рад/с i.передаточное число привода
0.05 0.20 0.20 φ = ωt 280 12

Построим план положений механизма в масштабе структурный анализ механизма - student2.ru . За нулевое примем крайнее правое положение механизма; траектория точки A кривошипа 1 будет отображаться на плане положений окружностью радиуса ОА равного:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru – длина кривошипа 1;

структурный анализ механизма - student2.ru – масштаб положений механизма.

структурный анализ механизма - student2.ru

Разделив эту окружность на 12 равных частей, начиная от нулевого положения, выполним построение кинематической схемы механизма в соответствующих 12 положениях. Результат приведён на рисунке 3.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 3 – План положений механизма.

3.2 ПОСТРОЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ДИАГРАММ

Построим функцию положения механизма. На оси абсцисс отложим отрезки по 20 мм, соответствующие поворотам кривошипа 1 на каждые 300. Все 12 положений (полный оборот кривошипа) займут отрезок L =240 мм. Вдоль оси ординат отложим отрезки, соответствующие положениям точки Dсуппорта 5 относительно ее нулевого положения. Результат построений приведен на рисунке 4.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 4 – Функция положения механизма.

Вычислим масштаб, в котором отложен угол φ поворота кривошипа 1:

структурный анализ механизма - student2.ru

Масштаб времени t:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб, в котором отложен угол φ поворота кривошипа 1;

структурный анализ механизма - student2.ru - угловая скорость вращения кривошипа 1.

Найдём угловую скорость вращения кривошипа 1:

структурный анализ механизма - student2.ru 1 структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - угловая скорость на входе;

i – передаточное число привода.

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

Таким образом, изображенный на рис. 4 график является не только функцией положения механизма S(φ), но и законом движения S(t) суппорта 5.

Найдем скорость VD суппорта 5 графическим методом. Так как скорость точки является производной по времени от ее перемещения, т.е. структурный анализ механизма - student2.ru , то задача построения графика скорости точки D сводится к дифференцированию графика перемещения SD(t) по времени t. Для выполнения операции графического дифференцирования используем метод хорд. Результат выполнения приведён на рисунке 5.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 5 – Скорость точки D суппорта 5.

Вычислим масштаб скорости:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб, в котором построен план положений механизма;

структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб времени;

структурный анализ механизма - student2.ru - длина вспомогательного отрезка.

Найдем ускорение WDсуппорта 5 графическим методом. Для этого продифференцируем график скорости VD(t) по времени t. Для выполнения операции графического дифференцирования используем метод хорд. Результат выполнения приведён на рисунке 6.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 6 – Ускорение точки D суппорта 5.

Вычислим масштаб ускорения:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб скорости;

структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб времени;

структурный анализ механизма - student2.ru - длина вспомогательного отрезка.

Таким образом на основе плана положений получены искомые кинематические диаграммы перемещения, скорости и ускорения суппорта станка для нарезания конических зубчатых колёс.

3.3 ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНОВ СКОРОСТЕЙ

Вычислить скорость и ускорение суппорта 5 станка для нарезания конических зубчатых колёс в двух положениях(1,5). Рассмотрим первое положение механизма схематично изображенное на рисунке 7.

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 7 – первое положение станка для нарезания конических зубчатых колёс.

Исходные данные:

lOA=0.05(м)

lAB=lBC=0.2(м)

ω1=23,3(рад/с)

По теореме о сложении скоростей, можно записать:

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru - абсолютная скорость точки B, принадлежащей шатуну 2 и кулисе 3;

структурный анализ механизма - student2.ru - абсолютная скорость точки A, принадлежащей кривошипу 1 и шатуну 2;

структурный анализ механизма - student2.ru - скорость точки В относительно точки А.

Найдем структурный анализ механизма - student2.ru :

структурный анализ механизма - student2.ru

Где lOA– длина отрезка ОА;

ω1 – угловая скорость кривошипа 1.

Направление вектора структурный анализ механизма - student2.ru - перпендикуляр к OA в сторону вращения кривошипа 1. Скорости структурный анализ механизма - student2.ru и структурный анализ механизма - student2.ru известны только по направлению: структурный анализ механизма - student2.ru - перпендикуляр к ВС, структурный анализ механизма - student2.ru - перпендикуляр к АВ. Для вычисления величин этих векторов удобно воспользоваться методом векторных планов.

Пусть pv - полюс плана скоростей, тогда примем отрезок pva, отображающий

абсолютную скорость структурный анализ механизма - student2.ru (рисунок 8),равным 30 мм. Вычислим масштаб плана скоростей:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - абсолютная скорость точки A, принадлежащей кривошипу 1 и шатуну 2;

pva – отрезок, отображающий скорость структурный анализ механизма - student2.ru на плане скоростей.

Согласно векторному уравнению через точку a проведем прямую, перпендикулярную АВ (направление скорости структурный анализ механизма - student2.ru ) и через точку pv – прямую, перпендикулярную ВС (направление структурный анализ механизма - student2.ru ). Таким образом, в результате пересечения прямых мы получим треугольник pvab, из которого можно найти длины отрезков скоростей структурный анализ механизма - student2.ru и структурный анализ механизма - student2.ru .

Рассмотрим теперь движение суппорта 5 и кулисы 3. Согласно теореме о сложении скоростей имеем:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - абсолютная скорость точки D, принадлежащей кулисе 3;

структурный анализ механизма - student2.ru - переносная скорость точки D, принадлежащей суппорту 5;

структурный анализ механизма - student2.ru - относительная скорость точки D, принадлежащей кулисе 3 относительно точки D, принадлежащей суппорту 5.

Отложим от очки pvгоризонтальную прямую в направлении движения суппорта 5. В направлении отрезка pvbчерез точку pvотложим прямую на угол 45°.

Найдём длину отрезка pvd3:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где pvb – длина отрезка скорости структурный анализ механизма - student2.ru равного 19.42 мм. Находится путём измерения соответствующего отрезка на плане положений механизма;

LCD и lBC – длины отрезков CDи BC(измеряются на плане положений механизма).

структурный анализ механизма - student2.ru

Через точку d3 проведём перпендикуляр отрезку pvd3прямую, показывающую направление скорости структурный анализ механизма - student2.ru . Таким образом, мы получим замкнутый прямоугольный треугольник pvd3d5. План скоростей для данного положения механизма выполнен (рисунок 8).

структурный анализ механизма - student2.ru

Рисунок 8 – план скоростей первого положения механизма для нарезания конических зубчатых колёс.

Теперь интересующие нас скорости точек звеньев найдём. Измеряя отрезки на плане скоростей и умножая полученные значения на масштаб плана скоростей:

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

Таким образом, скорость суппорта 5 в положении, указанном на рисунке7, равна 1,16 м/с и направлена влево. Полученный результат соответствует исходным данным: действительно, согласно положению механизма на схеме, крайнее правое положение суппортом уже пройдено и он движется справа налево.

Аналогичным путём построим оставшийся план положения механизма и вычислим скорости звеньев. Результаты всех вычислений приведены в таблице 2.

Таблица 2

Величина Положения
vAм/с 1,16 1,16
vBм/с 0,76 0,422
vBA м/с 1,175 1,13
vD5 м/с 0,556 0,323
vD3 м/с 0,542 0,316
vD5D3 м/с 0,12 0,069
структурный анализ механизма - student2.ru 1 рад/с 23,3 23,3
структурный анализ механизма - student2.ru 2 рад/с 5,88 5,65
структурный анализ механизма - student2.ru 3 рад/с 3,7 2.2

3.4 ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНОВ УСКОРЕНИЙ

Вычислим ускорение суппорта 5 станка для нарезания конических зубчатых колёс в двух положениях (1,5). Рассмотрим первое положение механизма, схематично изображенное на рисунке 7.
Т. к. шатун 2 совершает плоское движение, можно записать:

структурный анализ механизма - student2.ru где структурный анализ механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки В, принадлежащей шатуну 2 и кулисе 3;

структурный анализ механизма - student2.ru - касательное ускорение точки В, принадлежащей шатуну 2 и кулисе 3;

структурный анализ механизма - student2.ru -абсолютное ускорение точки А, принадлежащей кривошипу 1 и шатуну 2;
структурный анализ механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки В, относительно точки А;
структурный анализ механизма - student2.ru - касательное ускорение точки В относительно точки А.

Вычислим значения этих ускорений:

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - длина отрезка ВС;
структурный анализ механизма - student2.ru - угловое ускорение кулисы 3.
структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

Где структурный анализ механизма - student2.ru - длина отрезка ОА;

ω1- угловое ускорение кривошипа 1

структурный анализ механизма - student2.ru

структурный анализ механизма - student2.ru

Где lAB– длина отрезка AB;
ω2 – угловое ускорение шатуна 2.

структурный анализ механизма - student2.ru

Таким образом в уравнении присутствуют два неизвестных по величине ускорения. Для их вычисления воспользуемся методом векторных планов.
Отложим от полюса плана ускорение pw отрезок pwa параллельный положению кривошипа 1, изображающий ускорение точки А кривошипа 1 (рисунок 9). Длину этого отрезка примем равной 30мм. Тогда масштаб плана ускорений будет следующим:

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru абсолютное ускорение точки А. кривошипа 1;

структурный анализ механизма - student2.ru - длина отрезка, отображающего ускорение точки А на плане скоростей;

структурный анализ механизма - student2.ru (м * с-2/мм)

Переведем в отрезки известные нам по величине ускорения:

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки В относительно точки А;

структурный анализ механизма - student2.ru , - масштаб плана ускорений.

структурный анализ механизма - student2.ru (мм)

pwb = структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru - нормальное ускорение точки В, принадлежащей шатуну 2 и коромыслу 3;

структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб плана ускорений.

pwb = структурный анализ механизма - student2.ru (мм)


Через точку а проведем отрезок аbа, направленный параллельно АВ из точки В в точку А и равный 7.68 мм. Отрезок pwb, отображающий нормальное ускорение точки В, принадлежащей шатуну 2 и кулисе 3, длиной 3 мм отложим от точки pw и направим его параллельно ВС. Через точку b проведем прямую перпендикулярную ВС (направление ускорения структурный анализ механизма - student2.ru ), а через точку bа проведем прямую перпендикулярную АВ (направление ускорения структурный анализ механизма - student2.ru ). В результате пересечения прямых, мы получим точку bа* (b*). Таким образом, можно найти длины отрезков bb* и bаbа*, отображающих касательные ускорения структурный анализ механизма - student2.ru и структурный анализ механизма - student2.ru соответственно.

Рассмотрим движение суппорта 5 и кулисы 3. Согласно теореме о сложении ускорений имеем:

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru - ускорение точки D, принадлежащей суппорту 5;

структурный анализ механизма - student2.ru - ускорение точки D, принадлежащей кулисе 3;

структурный анализ механизма - student2.ru -Ускорение точки D суппорта 5 относительно точки D кулисы 3;

структурный анализ механизма - student2.ru - ускорение Кориолиса.

Найдем ускорение Кориолиса:

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru , - угловое ускорение кулисы 3;

структурный анализ механизма - student2.ru - относительная скорость точки D, принадлежащей суппорту 5 относительна точки D, принадлежащей кулисе 3.

структурный анализ механизма - student2.ru = 2 *3,7*0,12=0,888 (м/с2)

Вычислим значения длин отрезков соответствующих ускорений:

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru - ускорение Кориолиса;

структурный анализ механизма - student2.ru - масштаб плана ускорений.

структурный анализ механизма - student2.ru (мм)

структурный анализ механизма - student2.ru

где структурный анализ механизма - student2.ru и структурный анализ механизма - student2.ru длины отрезков СD и ВС (измеряются на плане положений механизма);

pwb* - длина отрезка, отображающего полное ускорение точки В.

структурный анализ механизма - student2.ru (мм)

Отложив соответствующие отрезки согласно теореме о сложении ускорений, замкнем векторный многоугольник направлениями ускорений аD5 и аD5D3и в соответствии с уравнением, получим точку d5. Отрезокрwd5отображает на плане

ускорение суппорта 5. План скоростей для данного положения механизма

структурный анализ механизма - student2.ru структурный анализ механизма - student2.ru структурный анализ механизма - student2.ru структурный анализ механизма - student2.ru выполнен (рисунок 9).

Рисунок 9- План ускорения первого положения механизма станка для нарезания конических зубчатых колёс.

Теперь интересующие нас ускорения точек звеньев найдем, измеряяотрезки на плане ускорений и умножая полученные значения на масштаб плана ускорений:

структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (м/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (рад/с2)
структурный анализ механизма - student2.ru (рад/с2)

Таким образом, ускорение суппорта 5 в положении, указанном на рисунке 7, равно м/с2 и направлено влево. Полученный результат соответствуети

исходным данным: согласно положению механизма на схеме крайнее правое положение суппортом уже пройдено и он движется справа налево, ускоряясь.

Аналогичным путем построим оставшийся план положений механизма и вычислим ускорения звеньев. Результаты всех вычислений приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Величина Положения
 
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 27.14 27,14
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 31,8 14,88
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 11,79
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 20.16 10,74
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 19.98 10,62
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 2.52 1,62
структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 0.888 0,303
1 рад/с2
структурный анализ механизма - student2.ru рад/с2 47.7 37,35
структурный анализ механизма - student2.ru рад/с2 74,4

3.5 ВЫВОДЫ

Выполнив вычисления скоростей и ускорений точек механизма.сперва методом хорд, а затем методом векторных планов, были получены результаты. приведенные в таблице 4 и 5 соответственно. Согласно этим данным можно сделать вывод о том, что значения скоростей и ускорении, полученные двумя методами, практически идентичны, что говорит о верности результатов.

Таблица 4. Таблица 5.

Величина Положения   Величина Положения
 
vD5м\с2 (метод векторных планов) 0,556 0,323   структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 (метод векторных планов) 20.16 10,74
vD5м\с2 (метод хорд) 0,556 0,322   структурный анализ механизма - student2.ru м/с2 (метод хорд) 19,8 10,5


СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА

Наши рекомендации