Анализ неустановившегося движения машинного агрегата.
Неустановившейся режим имеет место, когда агрегат пускают в ход и он, набирая скорость, выходит на установившейся режим, а также когда для остановки машины её двигатель отключают и она продолжает двигаться за счёт накопленного запаса кинетической энергии; при этом машина постепенно теряет скорость из-за действия сил трения или каких-либо сил сопротивления, в том числе и специальных тормозных сил (рис.17.1).
Рис.17.1
В этих случаях нужно знать, насколько быстро происходит переход из неподвижного состояния в рабочее и обратный процесс до полной остановки.
Применительно к транспортным и грузоподъёмным машинам это важно для определения времени разбега и выбега (торможения) , расчёта длины тормозного пути.
Разбег и торможение могут происходить с большим ускорением. Это вызывает значительное динамическое нагружение механизма, что, в свою очередь, может привести к перенапряжениям и даже к поломкам.
Во время разбега и выбега угловая скорость многих машин может проходить через критическую (резонансную) зону. Во избежание динамической перегрузки механизма и возможной аварии проход этой зоны должен быть достаточно быстрым, что надо обеспечить при проектировании, сделав расчёт обеих фаз неустановившегося режима.
При анализе неустановившегося режима следует использовать уравнение движения машинного агрегата в дифференциальной форме (15.9).
Оно выглядит следующим образом:
Jпр + = Мпр. (17.1)
Здесь: Jпр – приведённый к ведущему звену момент инерции всех подвижных звеньев механизма;
Мпр- приведённый момент всех учитываемых сил, действующих в агрегате.
Для определения закона движения при неустановившемся режиме должны быть известны следующие данные: кинематическая схема и размеры механизма; массы и моменты инерции звеньев; механические характеристики сил и моментов; начальные условия движения.
Рассмотрим случай работы агрегата при следующих условиях:
а) Приведённый к ведущему звену момент инерции всех подвижных звеньев механизма Jпр=const.;
б) Механическая характеристика момента движущих сил- линейна (рис.17.2) и представляется (рис.17.2) в виде:
МД= М0- b*ω , (17.2)
где : М0 – пусковой момент двигателя;
b – коэффициент, характеризующий крутизну спада характеристики;
МН – номинальный развиваемый момент движущих сил, соответствующий номинальной угловой скорости ωН;
в) Приведённый момент сил сопротивления МС= const. (рис.17.2)
(силы трения не учитываются);
г) Предполагается, что двигатель подобран таким образом, что МС=МН,
а ωН соответствует угловой скорости ωуст установившегося режима работы агрегата.
М
М0 МД
МС
МН А
0 ωН = ωУСТ. ω
Рис.17.2
Типичным примером для таких условий является работа при пуске и торможении многих грузоподъёмных устройств с приводом от шунтового двигателя постоянного тока.
В соответствии с заданными условиями уравнение (17.1) запишется в виде:
Jпр = М0- b*ω -МС. (17.3)
Из равенства в точке А моментов МД и МС
коэффициент b=(М0-МС)/ωН (17.4)
Подставляя выражение (17.4) в уравнение движения (17.3) после преобразований получаем:
dt=(Jпр/(m0-mC)*( dω/(1-ω/ωН)) (17.5)
Используем табличный интеграл : ∫ =(1/b)* ln (a+bx) и
интегрируем уравнение (17.5):
t=-T * ln(1- ω/ ωуст) + C, (17.6)
где Т= Jпр * ωуст /(m0-mC) (17.6)
С- постоянная интегрирования.
При t=0, ω=0 . Следовательно С=0.
Преобразовывая уравнение (17.6), получаем уравнение движения агрегата при разгоне:
ω= ωуст(1-е-t/T) (17.7)
График изменения угловой скорости при разгоне представлен на рис.17.3.
Рис.17.3
Величина Т , определяемая по формуле (17.6), называется постоянной времени машинного агрегата. Графически на рис.17.3 она представляет собой отрезок ab. Физический смысл её в следующем. Если бы в процессе разгона разница (МД-МС) не уменьшалась, а оставалась бы равной М0 (как в начальный момент), то движение было бы равноускоренным, а угловая скорость достигала бы значения ωуст через время Т.
Теоретически разгон продолжается бесконечно долго. Однако уже при t=3Т отношение ω/ ωуст составит 0,95, при t=4Т оно возрастёт до 0,98, а при t=5Т до 0,995, то есть процесс разгона при t=(4-5)Т практически завершается. Отсюда следует, что если задать время разгона, то можно определить соответствующую величину Jпр, при которой процесс разгона действительно займёт заданное время.
Расчёт времени торможения (выбега) машинного агрегата.
Принимаем , как и при разгоне , Jпр=const.
В начальный момент торможения выключается двигатель и включается тормоз. Следовательно МД=0, а МС=МТОРМ.
Уравнение движения (17.1) при этом приобретает после преобразований следующий вид:
dt=-(Jпр/mТОРМ)* dω (17.8)
Интегрируем данное уравнение:
t =-(Jпр/mТОРМ)* ω +С1 (17.9)
Постоянная интегрирования С1 находится из начальных условий:
При t=0 ω=ωуст. Следовательно С1==(Jпр/mТОРМ)* ωУСТ.
Подставляя в уравнение (17.9), получаем линейное уравнение для определения времени торможения агрегата при заданных условиях.
t =(Jпр/mТОРМ)* ( ω УСТ - ω) . (17.10)
При полной остановке (ω=0) находится время торможения:
t =(Jпр/mТОРМ)* ωУСТ . (17.11)
Характер графика торможения представлен на рис.17.4.
ω
ωуст
t
tТОРМ
Рис.17.4
Рекомендуемая литература.
1. Фролов К.В. Теория механизмов и машин. - М.: Высш. шк., 2005..
2. Иосилевич Г.Б. Прикладная механика. - М.: Высш.шк., 1989.
3. Трубняков В.А. Кинематический и силовой расчёт механизмов: Метод.
указания к выполнению курсового проекта. - СПб.: ПИМаш,2005.
4. Либуркин Л.Я. Динамика машин с учётом характеристики двигателя: