Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и

Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и частотой 50 Гц. Определить токи ветвей и общий ток, а также активную, реактивную и полную мощности цепи.

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru Задача 2. К схеме подведено напряжение U = 220В, сопротивления: r1 = 11 Ом; r2 = 6 Ом; x2 = 8 Ом.

1) Определить показания приборов и построить векторную диаграмму.

2) Каким образом в схеме можно осуществить резонанс токов?

Практическое применение резонанса токов.

Лабораторная работа №5

Повышение коэффициента мощности в цепях синусоидального тока.

Цель работы

Исследование и практическое повышение коэффициента мощности электропотребителей в цепях синусоидального тока.

Литература

(1) § 7 стр. 167; (3) § 1-2 стр. 46 §19; (4) § 6 стр.552.

Теоретическая часть.

Коэффициент мощности электропотребителя

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru (5.1)

показывает, какую часть полной мощности электропотребителя S составляет активная мощность P, где φ – угол сдвига фаз между напряжением и током электропотребителя.

Большинство промышленных электропотребителей переменного тока имеют активно-индуктивный характер; некоторые из них работают с низким коэффициентом мощности и, следовательно, потребляют значительную реактивную мощность. К таким электропотребителям относятся асинхронные двигатели, установки электросварки, высокочастотной закалки и т.д.

Рассмотрим простейший случай: единичный электропотребитель подключен к линии электропередачи (ЛЭП). На схеме замещения рис.5.1. электропотребитель может быть представлен последовательным соединением двух идеальных элементов: идеальный резистор R отражает необратимые процессы преобразования электроэнергии в тепло, в механическую энергию и т.д.), характеризуемые активной мощностью Р; и идеальное индуктивное сопротивление xL отражает процессы обмена энергией между источником и электропотребителем, характеризуемые реактивной мощностью QL; U1, U2 – соответственно напряжения в начале ЛЭП и в конце, то есть на зажимах электропотребителя; İл– ток в ЛЭП, равный току потребителя İn в этой цепи.

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru ; (5.2)

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru ; (5.3)

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru (5.4)

Из приведенной на рис.5.1 векторной диаграммы токов и напряжений видно, что ток электропотребителя отстает по фазе от напряжения на его зажимах на угол φ и может быть представлен в виде суммы двух составляющих: активной İna , совпадающей по фазе с напряжением, и реактивной İnp , направленной по нормали к вектору напряжения.

Наличие реактивной мощности QL, а следовательно и реактивной составляющей тока электропотребителя İnp приводит к снижению коэффициента мощности. Прохождение реактивной составляющей тока электропотребителя по проводам ЛЭП (то есть низкий коэффициент мощности) приводит к дополнительным потерям электроэнергии в ЛЭП и в генераторе, к снижению напряжения на зажимах электропотребителя (за счет увеличения падения напряжения на сопротивлении проводов ЛЭП), к перегрузке ЛЭП. Поэтому повышение коэффициента мощности электропотребителей является важнейшей народнохозяйственной задачей.

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru

Рис.5.1. Схема замещения электропотребителя,
подключенного к ЛЭП и векторная диаграмма
токов и напряжений

Для повышения коэффициента мощности параллельно с электропотребителем включается батарея конденсаторов (см.рис.5.3). Здесь используется явление резонанса токов. Причем емкость батареи конденсаторов принимается такой, чтобы ее реактивная мощность

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru , (5.5)

где С, xC – соответственно емкость и емкостное сопротивление батареи конденсаторов;

ω – угловая частота, равная 314 с-1 для частоты 50 Гц была равна реактивной мощности электропотребителя. В этом случае результирующая реактивная мощность

Q = QL – QC = 0, (5.6)

а следовательно из (1.4) и (1.1)

S = P и cosφ = 1 (5.7)

Из схемы и векторной диаграммы на рис.1.2 очевидно, что ток в ЛЭП по первому закону Кирхгофа равен

İл = İn + İc (5.8)

Поскольку ток батареи конденсаторов İл и реактивная составляющая тока электропотребителя İnp равны по модулю и сдвинуты по фазе на 180º, в сумме дают ноль, то ток в ЛЭП будет равен активной составляющей тока электропотребителя.

Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Цепь из параллельно соединенных активного сопротивления r = 440 Ом и индуктивности L = 1,4 Гн питается от сети переменного тока напряжением 220В и - student2.ru

Рис.5.2. Схема подключения батареи конденсаторов для
повышения коэффициента мощности электропотребителя
и векторная диаграмма токов и напряжений

Наши рекомендации