Выполним проверочный расчет на сопротивление усталости по контактным напряжениям.

1. Определим коэффициент расчетной нагрузки по формуле Кн = Кнα Кнβ Кнυ.Коэффициент распределенной нагрузки между зубьями и коэффициент концентрации нагрузки уже рассчитаны, коэффициент динамической нагрузки находим по табл. 8.3. Для этого рассчитываем окружную скорость в зацеплении υ = π*d2*n2/60 ≈ 3,49 м/с; учитываем твердость поверхности зубьев (Н > 350 НВ), степень точности по ГОСТ (8) и то, что передача прямозубая. Получаем:

Кнυ = 1,15;

Кн = 1,18*1,3*1,15 = 1,76.

2.Рассчитаем коэффициенты торцового перекрытия и повышения прочности прямозубых передач:

εα = (0,95–1,6*(1/z1+1/z2))*(1+соsβ)*соsβ

________________________

Z =√ соs2β/εα

Подставляя известные значения, получим:

εα = (0,95–1,6*(1/60+1/160))*(1+соs 8о)*соs 8о = 1,76

______________________________________ _

Z =√0,99022/1,76 = 0,75

3. Найдем действующие контактные напряжения.

___________________________________

σн = 1,18*Z*√Епр1Н/(d2w1*bw*sin2αw)*((u+1)/u)

Принимая αw ≈ α = 20о и dw1 ≈ d1 получаем:

______________________________________________________________________

σн = 1,18*√2,1*105*138*103*1,76/(602*27*sin(2*20))*((2,7+1)/2,7) = 1048МПа

> 1016 МПа – Условие прочности соблюдается;

Перегрузка составляет: ([σн] – σн)/[σн]*100% = 3%, что является не допустимой величиной. Следовательно, необходимо корректировка параметров передачи с целью выравнивания величин [σн] и σн . , не требуется

Выполним проверочный расчет при действии кратковременной перегрузки.

_______________________

σHmax = σH*√Tпик/Tmax ≤ [σH]max

где Tпик = К* Tmax.Подставляя К = 2,2, и Tmax = Т1 = 361*103 получим:

_______________________________________________________

σFmax = σF*Tпик/Tmax ≤ [σF]max

Подставляя известные значения, получим:

σFmax = 550*2,2*361*103/361*103 =1210МПа < 1430МПа.

Условия прочности выполняются.

Рассчитаем силовые параметры колеса.

Окружная сила в зацеплении Ft = 2*T2/d2;

Осевая сила: Fa = Ft*tgβ;

Радиальная сила: Fr = Ft*tgαw/cosβ;

Подставляя известные значения, получим:

Ft = 2*361*103/160= 4523Н;

Fa = 4523*tg8о = 635,7 Н;

Fr = 4523*tg20о/cos8о = 1662 Н;

Расчет валов и шпоночных соединений.

Рассчитываем вал.

1. Приближенно оцениваем средний диаметр вала при [τ] = 12 МПа (по рекомендации стр.315 Учебника для редукторных валов):

_________________________ _____________________________________________

d = 3√T2/(0,2[τ]) = 3√361*103/(0,2*[12]) =53 мм;

2. По расчетной схеме тихоходного вала редуктора, учитывая п.1, оцениваем размеры:

- диаметр в месте посадки колеса dк = 55 мм;

- диаметр в месте посадки подшипников dп = dк – 5 = 50 мм;

- длинна вала l = 160 мм; la = lb = 80 мм; с = 160 мм.

3.Определим допускаемую радиальную нагрузку на выходном конце вала, полагая, что редуктор может быть использован как редуктор общего назначения:

____ _________________

FM = 125√T2 = 125*√361= 2375 Н.

4. Определим силы в зацеплении:

- окружная сила в зацеплении Ft2 = 2*T2/d2;

- осевая сила: Fa2 = Ft2*tgβ;

- радиальная сила: Fr2 = Ft2*tgαw/cosβ;

Подставляя известные значения, получим:

Ft2 = 2*261*103/160= 4513Н;

Fa2 = 4513*tg8о= 634H;

Fr2 = 4513*tg20о/cos8о =1658 Н;

5. Определяем реакции в опорах и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов.

В вертикальной плоскости.

ΣF = 0; RАУ + RВУ – Fr2 = 0;

ΣM = 0; RАУ*l +Ma – Fr2*la = 0;

где Ма = Fa2*d2/2; из уравнения 2 находим RАУ = (Fr2*la – Fa2*d2/2)/l; из уравнения 1 находим RВУ = Fr2 – RАУ;

В горизонтальной плоскости.

ΣF = 0; RВХ + RАХ – Ft2 = 0;

ΣM = 0; RАХ*l – Ft2*la = 0;

Из уравнения 2 находим RАХ = Ft2*la/l; из уравнения 1 находим RВХ = Ft2 – RАХ;

В плоскости смещения валов.

ΣF = 0; RАМ – RВМ – FМ = 0;

ΣM = 0; RАМ*l – FМ *(l + с) = 0;

Из уравнения 2 находим RАМ = FМ *(l + с)/l; из уравнения 1 находим RВМ = RАМ – FМ;

Подставляя известные значения, получим:

RАУ = (1658*80 – 634*361/2)/160 = 113,8 Н;

RВУ = 1658–113,8 = 1544 Н;

RАХ = 4513*80/160 = 2257 Н;

RВХ = 4513 –2257= 2257 Н;

Ма = 634*361/2 =114437Н;

RАМ =2375*(160+160)/160 = 4750 Н;

RВМ = 4750 – 2375 =2375 Н.

6.Находим максимальные реакции в опорах (наихудший случай нагружения опор).

______________________________ ________________________________

RВ = √R2ВУ + R2ВХ + RВМ = √15442 + 22572 + 2375 = 5109 Н;

_______________________________ _________________________________

RА = √R2АУ + R2АХ + RАМ= √113,82 + 22572 + 4750 =7009 Н.

7.Определим запасы сопротивления усталости в опасных сечениях. Просчитываем два опасных сечения: сечение 1-1 под шестерней, ослабленное шпоночным пазом, и сечение 2-2 рядом с подшипником, ослабленное галтелью.

Для первого сечения изгибающий момент

___________________________ _____________________________

М1-1 = √М2Х + М2У ММ = √(Fr2*la*lb/l + Ma* la/l)2 + (Ft2*la*lb/l)2 + FМ*с*lа/l

Напряжение изгиба σи = М1-1/(0,1*d3К);

Напряжение кручения τ = Т2/(0,2* d3К);

Пределы выносливости σ-1 = 0,4*σВ;

τ-1 = 0,2*σВ;

τВ = 0,6*σВ.

Подставляя известные значения, получим:

______________

М1-1 = √(1658*80*80/160 + 114437*80/160)2 + (4513*80*80/160)2 + 2357*160*80/160 = 407304,7 Н*мм;

σи = 407304,7 /(0,1*603) = 18,9 МПа;

τ = 361*103/(0,2* 603) = 8,4 МПа;

σ-1 = 0,4*1600 = 640 МПа;

τ-1 = 0,2*1600 = 320 МПа;

τВ = 0,6*1600 = 960 МПа.

Определим коэффициенты концентрации КσD и KτD. В сечении 1-1 концентраторами напряжений являются: посадка шестерни на вал с натягом и шпоночный паз. Для посадки с натягом Учебник рекомендует формулу Кσ = K1*K2*K3, где К1 = 0,38 + 1,48*lgdk, К2 = 0,305 + 0,0014*σВ3 = 0,65 + 0,014*р(полагаем р = 15 МПа – рекомендация Учебника). Оцениваем величину масштабного фактора К = 0,5*(1 + (dК/7,5)-2ν), где ν = 0,19 -1,25*10-4В.

Подставляя известные значения, получим:

К1 = 0,38 + 1,48*lg55 = 2,95;

К2 = 0,305 + 0,0014*1600 = 2,5;

К3 = 0,65 + 0,014*15 = 0,86;

Кσdσ = 2,95*2,5*0,86 = 6,3;

ν = 0,19 – 1,25*10-4*1600 = -0,01;

Кdσ = 0,5*(1 + (55/7,5)-2*0,08) = 0,5.

При этом эффективный коэффициент концентрации напряжений будет равен Кσ = Кσdσdσ =6,3*0,5 = 3,15. Для шпоночного паза, выполненного концевой фрезой (по табл. 15,2 Учебника) Кσ = 2,2. При расчете КσD учитываем большую величину Кσ, т.е. 3,15. Коэффициент шероховатости КFσ = 1 – 0,22*(lg σВ/20 – 1)*lgRz, шероховатость поверхности вала Rz = 3,2 мкм – по рекомендации Учебника. КV = 1 – вал без поверхностного уплотнения. Получаем КσD = (Кσdς + 1/КFσ -1)/ КV.Подставляя известные значения, получим:

КFσ = 1 – 0,22*(lg1600/20 – 1)*lg3,2 = 0,89;

КσD = (6,3 + 1/0,89 -1)/1 = 6,4.

Найдем коэффициент концентрации напряжений в сечении 1-1 при кручении.

Кτ ≈ 0,6*Кσdσ, К = 0,575*КFσ + 0,425, КτD = (Кτdτ + 1/КFτ -1)/ КVПодставляя известные значения, получим:

Кτ ≈ 0,6*6,3 = 3,78;

К = 0,575*0,89 + 0,425 = 0,93;

КτD = (3,78 + 1/0,93 – 1)/1 = 3,85.

Найдем коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости. ψσ = 0,02 + 2*10-4В= 0,02 + 2*10-4*1600 = 0,34;ψτ = 0,5*ψσ= 0,5*0,34 = 0,17; σа = σИ =19,8 МПа; τа = τm = 0,5*τ = 0,5*8,4 = 4,2 МПа.

Запас сопротивления усталости при изгибе (σm = 0):

Sσ = σ-1/(КσDа + ψσm)= 640/(6,4*19,8 + 0,34*0) = 5,1;

Запас сопротивления усталости при кручении:

Sτ = τ -1/( КτDа + ψτm)= 320/(3,85*4,2 + 0,17*4,2) = 18.9;

_____________________

S = Sσ*Sτ /√S2σ + S2τ ≥ [S] ≈ 1,5

________________________________

S = 5,1*18,9/√5,12+18.92= 4,92>[S] ≈ 1,5

Для второго сечения изгибающий момент

М = FM*c= 2357*160 = 377120 Н*мм;

Напряжение изгиба σи = М/(0,1*d3П); σи = 377120/(0,1*503) = 30,2 МПа;

Напряжение кручения τ = Т2/(0,2* d3К); τ = 361*103/(0,2* 503) = 14,4 МПа;

Принимаем радиус галтели r = 1,25 мм и по табл. 15.1 Учебника t/r = (55 – 50)/(1,25*2) = 2 и r/d = 1,25/50 = 0,02 находим Кσ = 2,0; Кτ = 1,65.

К" = 0,5*(1 + (d"/7,5)-2ν) = 0,5*(1 + (50/7,5)-2*0,08) = 0,5.

К" = 0,5*(1 + (d"/7,5)-1,5*2ν) = 0,5*(1 + (50/7,5)-2*1,5*0,08) = 0,501.

К"σD = (Кσdς + 1/КFσ -1)/ КV = (6,3+ 1/0,89 – 1)/1 = 6,42.

К"τD = (Кτdτ + 1/КFτ -1)/ КV = (3,78 + 1/0,93 – 1)/1 =3,85.

S"σ = σ-1/(КσDа + ψσm)= 640/(6,42*19,8 + 0,19*0) = 5,03;

S"τ = τ -1/(КτDа + ψτm)= 320/(3,85*14,4 + 0,17*14,4) = 5,52;

___________________

S = Sσ*Sτ /√S2σ + S2τ ≥ [S] ≈ 1,5

________________________________

S = 5,03*5,52 /√5,032+ 5,522= 3,7>[S] ≈ 1,5

Больше напряжено второе сечение.

7. Проверим статическую прочность при перегрузках. [σ] ≈ 0,8*σТ = 0,8*1400 = 1120 МПа; При перегрузках напряжения удваиваются σмИ = 2*σИ = 2*30,2 = 60,4 МПа; τм =2*τ =

________________________________ ___________________________________

2*14,4 = 28,8 МПа. σэк = √(σмИ)2 +(τм)2 = √60,42 + 28,82 = 66,9 МПа < [σ] = 480 МПа. Условие прочности соблюдается.

8. Проверяем жесткость вала. По условиям работы зубчатого зацепления опасным является прогиб вала под шестерней. Для определения прогиба используем табл. 15.2 Учебника. Средний диаметр на участке l принимаем равным dК = 55 мм.

Полярный момент инерции поперечного сечения вала J = π*d4К/32 = 3,14*554/32 = 89,8*104 мм4.

Прогиб в вертикальной плоскости:

- от силы Fr: уВ = Fr*l2а*l2b/(3*Е*J*l) =1662*804/(3*2,1*105*89,8*104*160)=0,00075 мм;

- от момента Ма = прогиб равен 0.

Прогиб в горизонтальной плоскости:

- от силы Ft: уГ =Ft*l2а*l2b/(3*Е*I*l) =4523*804/(3*2,1*105*89,8*104*160)=0,002 мм.

Прогиб в плоскости смещения валов:

- от силы FM: уМ = FM*с*la*(l2 – a2)/(6*Е*I*l) =2357*160*80*(1602 – 802) /(6*2,1*105*89,8*104*160) = 0,0032 мм.

_____________________

Возможный суммарный максимальный прогиб: у = √у2В + у2ГМ = 0,0011мм, допускаемый прогиб [у] = 0,01*m = 0,01*1 = 0,01 мм > 0,0011 мм.

Наши рекомендации