Ввод расчетной схемы, особенности моделирования стальных ферм
Создаем новый проект при помощи команд верхнего меню → Проекты → Создать или кнопки ![]() | ![]() |
Ввод геометрии фермы.
В верхнем меню последовательно выбираем пункты: → Редактировать → Геометрия → Создать: →Рама/ферма. В дополнительной планке переключателей нажимаем кнопки «3D-стержни» и «Фермы». Затем нажимаем кнопку «Установить». | ![]() | ||
Плоскость фермы задается 3 точками. Данная ферма расположена в плоскости XOZ. В окне информации появляется команда «Установите P1, начальную точку системы». Задаем координаты первой точки (0, 0, 0). | ![]() | ||
В окне информации появляется команда «Установите точку P2, точку положительной R-оси». Задаем координаты второй точки, лежащей на глобальной оси X (она будет совпадать с местной осью –R растра), например (1, 0, 0). | ![]() | ||
После появления надписи «Установите точку P3, точку в RS-плоскости» вводим координаты любой точки в плоскости XOZ, не лежащей на оси X, например(1, 0, 1). В окне редактора задаем угол поворота рамы относительно оси -R (в данном случае она совпадает с глобальной осью X) «Угол =0». | ![]() | ||
Выбираем в появившемся диалоговом окне закладку с нужным типом фермы, картинку с нужным подтипом (Подтип 2) и задаем требуемые параметры: · пролет фермы L=24 м; · высота фермы в коньке H=3.2 м; · высота фермы по краюh=2.2 м; · количество панелей – 4. По окончании нажимаем кнопку «ОК». | ![]() | ||
Щелкаем правой кнопкой мыши по клавише «Zoom» и нажимаем клавишу «XZ» для перевода изображения в проекцию на плоскость XOZ. | ![]() | ||
При задании стандартных сечений стержневых элементов высота сечения совмещается с осью –s. Поэтому после создания пространственных рам и ферм следует проверять направление местных осей при помощи кнопки . Если необходимо изменить направление местных осей, это можно сделать следующим образом:
В верхнем меню последовательно выбираем пункты: → Редактировать → МСК стержней → -r-поворот. В окне редактора задаем угол поворота вокруг местной оси -r = 90°. | ![]() | |
В рабочем окне при помощи рамки (переключатель [Box] на планке переключателей 2) выбираем все элементы фермы. Автоматически все местные оси –s и –t будут повернуты на 90°, так что ось –s будет лежать в плоскости фермы. | ![]() | |
Задание материалов.
Для дальнейшего расчета предварительно зададимся сечениями элементов фермы в соответствии с таблицей:
Таблица 3.9
№ материала | Элемент | Сечение | ||||||||||
Верхний пояс фермы | Два уголка ù é140´10 мм | |||||||||||
Нижний пояс фермы | Два уголка û ë100´8 мм | |||||||||||
Раскосы | Два уголка ù é80´6 мм | |||||||||||
Стойки | Два уголка ù é63´5 мм | |||||||||||
Последовательно выбираем пункты верхнего меню →Редактировать →Материалы →произвольн. сечения. В окне редактора вводим номер задаваемого материала – 1.Автоматически происходит запуск программы «Profilmaker». | ![]() | |||||||||||
Нажимаем в верхней панели инструментов программы «Profilmaker» кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
Выбираем последовательно пункты верхнего меню программы «Profilmaker» →Редактор →Профиль →Вертикальное отражение. Выбранные уголок будет зеркально отражен относительно горизонтальной оси. | ![]() | |||||||||||
Снова нажимаем кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
Нажимаем на активный уголок левой кнопкой мыши. Не отпуская ее, двигаем профиль, пока он не займет приблизительно положение, указанное на рисунке. | ![]() | |||||||||||
Нажимаем в верхней панели инструментов программы «Profilmaker» кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
Нажимаем в верхней панели инструментов программы «Profilmaker» кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
Выбираем последовательно пункты верхнего меню программы «Profilmaker» → Редактор → Профиль → Переместить → Влево[103]. В появившемся окне следует задать величину смещения – 12 мм (на толщину фасонки) и нажать кнопку «Задать». | ![]() | |||||||||||
Когда профиль будет передвинут на заданное расстояние, следует нажать кнопку кнопку ![]() ![]() | ![]() | |||||||||||
Зададим свойства, материал элементов. Выбираем пункт бокового меню → -редактировать. В диалоговом окне «Имена материалов» нажимаем кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
В диалоговом окне «Имена материалов»задаем значение плотности равным Rho = 8.25 т/м3 (плотность стали, умноженная на коэффициент надежности по нагрузке от собственной массы стальных конструкций gf = 1.05). Нажимаем кнопку «ОК». | ![]() | |||||||||||
Выбираем пункт бокового меню →установить. В дополнительной командной панели нажимаем кнопку «3D-стержни». По умолчанию устанавливается номер первого материала в списке для данного типа, а в окне редактора выводятся его характеристики. В рабочем окне щелкаем левой кнопкой мыши (переключатель [Einz] на планке переключателей 2) по стержням, моделирующим раскосы. | ![]() | |||||||||||
Выбираем пункт бокового меню → произвольн. сечения. В окне редактора вводим номер задаваемого материала – 2.Автоматически происходит переключение на программу «Profilmaker». | ![]() | |||||||||||
Отжимаем кнопку ![]() ![]() | ![]() | |||||||||||
Выбираем последовательно пункты верхнего меню программы «Profilmaker» →Редактор →Профиль →Горизонтальное отражение. Выбранный уголок будет зеркально отражен относительно вертикальной оси. Снова нажимаем в верхней панели инструментов кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
При помощи мыши передвигаем активный уголок в положение, приблизительно соответствующее указанному на рисунке. | ![]() | |||||||||||
Нажимаем кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
Нажимаем в верхней панели инструментов программы «Profilmaker» кнопку ![]() | ![]() | |||||||||||
Выбираем последовательно пункты верхнего меню программы «Profilmaker» → Редактор → Профиль → Переместить → Вправо. В появившемся окне следует задать величину смещения – 12 мм и нажать кнопку «Задать». Когда профиль будет передвинут на заданное расстояние, следует нажать кнопку кнопку ![]() ![]() | ![]() | |||||||||||
Редактируем характеристики данного материала так же, как было указано выше при помощи команды бокового меню →Редактировать, но в закладке «3D-стержни» выбираем материал - 2. Выбираем пункт бокового меню →установить. В дополнительной планке переключателей нажимаем кнопку «3D-стержни». В окне редактора задаем номер материала – 2. В рабочем окне щелкаем левой кнопкой мыши по стержням, моделирующим нижний пояс. Аналогично задаются сечения верхнего пояса (материал 3) и стоек (материал 4). | ![]() | |||||||||||
Выбираем пункт бокового меню → Назад. Нажимаем кнопку ![]() ![]() | ![]() | |||||||||||
В этом случае можно посмотреть заданные материалы в цветовом изображении. | ![]() | |||||||||||
Задание опорных закреплений.
Последовательно выбираем пункты верхнего меню →Редактировать → Связи → Опорные закрепления: →Узловые опоры: →-установить.
В дополнительной планке переключателей нажимаем кнопки, «ГСК» (общая или глобальная система координат), «Сж.+Р.» (связь работает и на сжатие и на растяжение), а также кнопки, соответствующие тем направлениям, по которым накладывается связь. Следует нажать все кнопки: «X», «Y», «Z», « (закрепление от перемещения по трем направлениям). В окне редактора задаем жесткости всех связей равными нулю (абсолютно жесткое закрепление). | ![]() | |||
При помощи левой кнопки в рабочем окне выбираем левый опорный узел фермы. | ![]() | |||
В дополнительной планке переключателей отключаем кнопку «X», чтобы обеспечить свободное перемещение фермы вдоль этой оси. | ![]() | |||
При помощи левой кнопки в рабочем окне выбираем правый опорный узел фермы. | ![]() | |||
В дополнительной планке переключателей оставляем включенной кнопку «Y». | ![]() | |||
Устанавливаем связи в узлах фермы, к которым примыкают связи и распорки по верхнему и нижнему поясу. | ![]() | |||
Установка шарниров.
Предполагаем, что узлы соединения элементов фермы – шарнирные, т.е. пренебрегаем дополнительными напряжениями, обусловленными фактической жесткостью узлов соединения. [106]
Последовательно выбираем пункты верхнего меню → Редактировать → Шарниры → Узловые: → -установить. В дополнительной планке переключателей нажимаем кнопки «ГСК» (глобальная система координат), степень свободы, по которой вводится шарнир «Ry» (момент вокруг глобальной оси Y). | ![]() | |
В рабочем окне при помощи рамки (переключатель [Box]) выбираем все узлы фермы. | ![]() | |
При помощи пунктов меню →Проекты → Сохранить как… или кнопки сохраняем файл под имеющимся или новым именем.
Задание нагрузок на ферму.
Для удобства работы с моделью и для последующего определения РСУ будем объединять нагрузки, действующие на расчетную модель, в нагружения. К одному нагружению будем относить нагрузки единого происхождения (нагрузки от собственного веса конструкций, снеговые, ветровые и т.д.) с одинаковыми коэффициентами условий работы (gf) и коэффициентом длительности (для временных нагрузок).
В первом нагружении будут храниться нагрузки от собственного веса несущих конструкций, вычисленные по заданной плотности. Поэтому все прочие нагрузки будем задавать, начиная со 2-го нагружения. Зададим узловые нагрузки от веса покрытия.