II. Методика эксперимента

Лабораторная работа № 12.

Изучение колебательного движения (физический маятник).

Цель работы: изучение колебательного движения на примере гармонических колебаний физического маятника, определение его приведённой длины и момента инерции, измерение ускорения свободного падения.

I. Основные понятия и определения.

Колебательное движение, являясь одним из основных видов движения, характеризуется повторяемостью координаты, скорости, ускорения через строго определённые промежутки времени, минимальная величина которых называется периодом и обозначается T.

Простейшими являются гармонические колебания, для которых координата, скорость и ускорение зависят от времени по закону синуса и косинуса, например, II. Методика эксперимента - student2.ru . Здесь II. Методика эксперимента - student2.ru - координата колеблющейся точки, II. Методика эксперимента - student2.ru - амплитуда колебаний (максимальное отклонение от положения равновесия), II. Методика эксперимента - student2.ru - угловая частота колебаний, II. Методика эксперимента - student2.ru - начальная фаза колебаний. Угловая частота колебаний связана с периодом T соотношением II. Методика эксперимента - student2.ru .

Для наглядности любое гармоническое колебание можно представить вращением вектора величиной II. Методика эксперимента - student2.ru с частотой II. Методика эксперимента - student2.ru от начального угла II. Методика эксперимента - student2.ru вокруг начала координат, как на рис. 1(а), тогда проекции конца вектора будут зависеть от времени по гармоническому закону. Зависимость координаты от времени, приведённая на рис 1(б), представляет собой синусоиду (косинусоиду), смещённую относительно начала отсчёта на величину II. Методика эксперимента - student2.ru .

II. Методика эксперимента - student2.ru

Для скорости и ускорения колебательного движения легко получить выражение, дифференцируя зависимость координаты колебаний по времени:

II. Методика эксперимента - student2.ru ; II. Методика эксперимента - student2.ru .

Уравнение Ньютона II. Методика эксперимента - student2.ru является уравнением любого механического движения, поэтому, подставляя в уравнение найденное значение ускорения, получим для силы выражение вида II. Методика эксперимента - student2.ru , где II. Методика эксперимента - student2.ru - упругая постоянная. Сила II. Методика эксперимента - student2.ru называется квазиупругой или возвращающей к положению равновесия силой. Таким образом, гармонические колебания совершаются только под действием квазиупругой силы.

Весьма распространённым инструментом для изучения колебаний являются маятники. Под физическим маятником понимается любое тело, ось вращения которого не проходит через центр инерции, как изображено на рис.2. На маятник действует сила тяжести II. Методика эксперимента - student2.ru , создающая вращающий момент II. Методика эксперимента - student2.ru , где II. Методика эксперимента - student2.ru - угол отклонения маятника от положения равновесия. Согласно основному уравнению вращательного движения II. Методика эксперимента - student2.ru , где II. Методика эксперимента - student2.ru - момент инерции тела, II. Методика эксперимента - student2.ru - угловое ускорение, II. Методика эксперимента - student2.ru , уравнение колебаний физического маятника запишется в виде:

II. Методика эксперимента - student2.ru . (12.1)

II. Методика эксперимента - student2.ru

Здесь использовано условие малости угла отклонения и замена II. Методика эксперимента - student2.ru - условие гармоничности колебания.

Таким образом, уравнение (12.1) будет являться уравнением гармоничности колебания (угол II. Методика эксперимента - student2.ru гармонически зависит от времени), если положить, что частота и период колебаний должны определяться выражением:

II. Методика эксперимента - student2.ru ;

II. Методика эксперимента - student2.ru . (12.2).

Из выражения (12.2) следует, что частота колебаний определяется моментом инерции, т.е. распределением масс по объёму маятника, а не только его массой и положением точки подвеса II. Методика эксперимента - student2.ru .

Ситуацию можно упростить, если предположить, что вся масса маятника сосредоточена в его центре инерции II. Методика эксперимента - student2.ru . Тогда его момент инерции будет равен II. Методика эксперимента - student2.ru и частота колебаний

II. Методика эксперимента - student2.ru . (12.3)

Маятник, представляющий собой материальную точку, подвешенную на длинной, тонкой, нерастяжимой нити, называется математическим. Его частота колебаний определяется только длиной нити.

Выражение (12.3) также можно представить в виде, аналогичном для математического маятника, если ввести понятие приведённой длины физического маятника II. Методика эксперимента - student2.ru . Оказывается на расстоянии приведённой длины от точки подвеса II. Методика эксперимента - student2.ru расположенная сопряжённая ей точка II. Методика эксперимента - student2.ru . Сопряжённые точки II. Методика эксперимента - student2.ru и II. Методика эксперимента - student2.ru примечательны тем, что частоты (периоды) колебаний маятника относительно оси проходящей через точку II. Методика эксперимента - student2.ru и II. Методика эксперимента - student2.ru одинаковы.

Если действуют силы трения, то уравнение движения колеблющейся точки II. Методика эксперимента - student2.ru , где b – коэффициент пропорциональности. Энергия затухающих колебаний II. Методика эксперимента - student2.ru убывает. Если величина b мала, то уменьшение энергии колебаний: II. Методика эксперимента - student2.ru . Здесь II. Методика эксперимента - student2.ru - мощность потерь. Отсюда решая дифференциальное уравнение, получим II. Методика эксперимента - student2.ru . Учитывая, что II. Методика эксперимента - student2.ru , для амплитуды затухающих колебаний получим II. Методика эксперимента - student2.ru , где II. Методика эксперимента - student2.ru - постоянная затухания.

Величина затухания колебаний за период называется логарифмическим декрементом затухания II. Методика эксперимента - student2.ru . Величина, равная отношению энергии колебаний к мощности потерь за время II. Методика эксперимента - student2.ru , называется добротностью колебательной системы II. Методика эксперимента - student2.ru . Таким образом, добротность равна числу колебаний за время, в течение которого амплитуда убывает в II. Методика эксперимента - student2.ru раз, а энергия – в II. Методика эксперимента - student2.ru раз.

II. Методика эксперимента.

В установке используется оборотный физический маятник с двумя подвижными опорами качания 1 и 2 и двумя одинаковыми грузами 3 и 4, которые могут перемещаться по штанге 5 (рис. 12.3). Крепление опор качания и грузов, осуществляется винтами. Фотоэлектрический датчик 6 в автоматическом режиме фиксирует 50 полных колебаний, которые регистрируются секундомером. Запуск схемы регистрации осуществляется штангой 5 при первом колебании. При этом установка секундомера осуществляется кнопкой “СТОП” на панели электронного блока. Цепь измерений заключается в определении длины физического маятника при малых колебаниях – угол отклонения II. Методика эксперимента - student2.ru . Для этого необходимо провести следующие измерения с занесением результатов в таблицу.

II. Методика эксперимента - student2.ru

1. Установить груз 3 с помощью фиксирующего винта 7 в положение II. Методика эксперимента - student2.ru и зарегистрировать II. Методика эксперимента - student2.ru - время 50 полных колебаний.

2. Не изменяя точки опоры маятника, передвинуть груз 3 в новое положение и снова зарегистрировать время.

3. Построить зависимость времени колебаний маятника на опоре 1 от положения груза 3 (кривая 1 на рис.4).

4. Перевернуть маятник и подвесить его за опору 2 и проделать измерения по пунктам 1,2,3, снова перемещая груз 3. Построить зависимость времени колебания маятника II. Методика эксперимента - student2.ru на опоре 2 от положения груза 3 (кривая 2 на рис.4).

II. Методика эксперимента - student2.ru

5. По точке пересечения графиков найти положение груза, при котором периоды оборотного маятника совпадают.

6. Установить груз 3 в положение II. Методика эксперимента - student2.ru и определить время 50 колебаний поворотного маятника на опорах 1, II. Методика эксперимента - student2.ru и 2, II. Методика эксперимента - student2.ru : II. Методика эксперимента - student2.ru .

7. Определить период колебаний II. Методика эксперимента - student2.ru . Найти средний период колебаний II. Методика эксперимента - student2.ru и занести в табл.12.1.

Определить доверительный интервал измерения II. Методика эксперимента - student2.ru и II. Методика эксперимента - student2.ru ,

II. Методика эксперимента - student2.ru ,

II. Методика эксперимента - student2.ru .

Наши рекомендации