Рассмотрим уравнение кривой второго порядка общего вида
.(9)
Инвариантом уравнения (9) называют алгебраическое выражение , составленное из коэффициентов при старших членах уравнения (9) , которое не изменяется при любом преобразовании координат.
С помощью инварианта определяют принадлежность кривой к определенному типу : 1) если , то уравнение определяет кривую эллиптического типа ; 2) если , то гиперболического типа ; 3) если , то параболического типа.
Так как в уравнении (9) , то оси симметрии кривой не параллельны осям координат . Повернем оси координат так, чтобы они стали параллельны осям симметрии кривой, для этого воспользуемся формулами поворота осей координат (3) : , . Подставим выражения для в уравнение (9), имеем
.
Раскроем скобки и приведем подобные члены, в новых координатах получаем уравнение
,(10)
где ,
,
,
, .
Выберем угол так, чтобы в новой системе координат оси симметрии были параллельны осям координат , т.е. положим , или
.
Так как , поэтому . После поворота осей координат на этот угол в уравнении (10) исчезнет произведение переменных .
В задании 3 дано уравнение
.
Так как , , то уравнение определяет кривую гиперболического типа. Приведем его к каноническому виду. Для этого вначале выполним поворот системы координат на угол , для которого ; по формулам тригонометрии
, , находим
, , и записываем по формулам поворота осей координат (3)
,
.
Подставим выражения и в данное уравнение, получим
.
Раскроем скобки, приведем подобные члены, получим
.
Выполнив параллельный перенос системы координат, приведем это уравнение к каноническому уравнению гиперболы. Для этого сгруппируем слагаемые с одноименными переменными
,
выделим полные квадраты относительно ,
, или
, или
.
Поместим начало новой системы координат в точку , воспользуемся формулами параллельного переноса (2)
, , или, учитывая координаты нового начала ,
, , окончательно получим
.(11)
Построим все три системы координат , , , учитывая, что угол поворота системы
,
а точка в системе координат имеет координаты . В систему координат поместим кривую (гиперболу), определяемую уравнением (11).
Рис. 6
К заданию 4.
Как известно, пара чисел на плоскости определяет точку, а уравнение, связывающее и , – линию на плоскости. Помимо декартовых, на плоскости можно построить большое число других систем координат. Каждая из систем употребляется там, где это удобнее (и декартова – чаще всех бывает удобной), но при исследовании вращательных движений самой эффективной является полярная система координат.
Рис. 7
Полярная система координат определяется заданием некоторой точки (полюса), исходящего из этой точки луча (полярной оси) и указанием единицы масштаба. Рассмотрим произвольную точку плоскости ; обозначим расстояние точки от полюса через , угол, на который нужно повернуть луч для совмещения его с , через φ. Угол φбудем понимать так, как это принято в тригонометрии (т.е. углы, получаемые при вращении полярной оси вокруг полюса против часовой стрелки, положительны ; при вращении полярной оси по часовой стрелке – отрицательны). Числа (полярный радиус) и φ(полярный угол) называют полярными координатами точки и записывают . Для того чтобы соответствие между точками плоскости и парами чисел было взаимно однозначным, обычно считают, что и (или .
Запишем формулы, устанавливающие связь декартовых координат с полярными. Из получим
, (12)
а также .
Решение задания 4 а).
Построим линию, заданную уравнением
, где .
Для построения указанной линии составим таблицу значений и (придавая значения, равные , ).
Ввиду четности значения для одинаковы.
На плоскости построим точки, соответствующие имеющимся в таблице парам чисел и , в выбранной нами полярной системе координат. Соединяя последовательно эти точки, получим линию, называемую кардиоидой (Рис.8).
Рис. 8
Решение задания 4 б).
Дано уравнение кривой
, .
Воспользуемся формулами (12) и запишем уравнение в полярных координатах
, или
,
,
окончательно имеем
. (13)
Составим таблицу соответствующих значений и
j | ||||||||||||
r | 0,51 | 0,71а | 0,84а | 0,93а | 0,98а | 1а | 0,98а | 0,84а | 0,71а | 0,51а |
Нанесем на плоскость точки, соответствующие найденным парам чисел. Соединив последовательно точки, получим линию, определяемую уравнением (13).
Рис. 9
Решение к заданию 5.
Пусть текущая точка искомой линии. Запишем уравнение линии в векторной форме (см. рис. №№) :
.
Перейдем к координатной форме :
,
.
Следовательно,
.
Избавимся от иррациональности, возведя обе части уравнения в квадрат,
, или
.
Преобразуем уравнение, как в задании 2 б),
, или
,
окончательно имеем
.
Полученное уравнение задает окружность с центром в точке радиуса .
Рис. 10
Варианты заданий
1. Путем параллельного переноса системы координат привести уравнение гиперболы к виду , указать асимптоты, построить системы координат и данную гиперболу по уравнению .
2. Привести уравнения кривых второго порядка к каноническому виду с помощью параллельного переноса системы координат. Построить соответствующие системы координат и кривые по их каноническим уравнениям.
3. Привести уравнение кривой второго порядка путем поворота и параллельного переноса системы координат к каноническому виду. Построить соответствующие системы координат и кривую по ее каноническому уравнению.
4. а) Построить линию по ее уравнению в полярных координатах. б) Дано уравнение кривой в декартовых координатах. Следует записать это уравнение в полярной системе координат, а затем построить данную линию по ее полярному уравнению.
5. Решить текстовую задачу.
Вариант № 1
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Составить уравнение линии, каждая точка которой одинаково удалена от начала координат и точки .
Вариант № 2
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение линии, по которой движется точка , оставаясь вдвое дальше от оси , чем от оси .
Вариант № 3
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение геометрического места точек, равноудаленных от точки и от оси .
Вариант № 4
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение траектории точки , которая при своем движении все время остается вдвое ближе к точке , чем к оси абсцисс.
Вариант № 5
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение траектории точки , которая в каждый момент движения находится вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 6
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение геометрического места точек, сумма расстояний каждой из которых от точки и точки равна .
Вариант № 7
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение линии, по которой движется точка , равноудаленная от точек и .
Вариант № 8
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение траектории точки , которая при своем движении все время остается вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 9
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от начала координат и от прямой .
Вариант № 10
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение траектории точки , которая при своем движении находится вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 11
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Определить уравнение траектории точки , которая при своем движении остается вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 12
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Составить уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от оси и от точки .
Вариант № 13
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение геометрического места точек, разность расстояний каждой из которых от точки и точки равна .
Вариант № 14
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Определить уравнение траектории точки , которая движется так, что ее расстояние от точки остается вдвое меньше расстояния от точки .
Вариант № 15
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Определить уравнение траектории точки , которая движется так, что ее расстояние от точки остается вдвое меньше расстояния от прямой .
Вариант № 16
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Вывести уравнение геометрического места точек, для которых отношение расстояния до точки к расстоянию до прямой равно .
Вариант № 17
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Определить уравнение траектории точки , которая при своем движении все время остается вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 18
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от начала координат и от прямой .
Вариант № 19
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение линии, по которой движется точка , оставаясь вдвое дальше от оси , чем от оси .
Вариант № 20
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение линии, по которой движется точка , равноудаленная от точек и .
Вариант № 21
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение траектории точки , которая при своем движении все время остается вдвое ближе к точке , чем к оси абсцисс.
Вариант № 22
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение траектории точки , которая в каждый момент движения находится вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 23
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение траектории точки , которая в каждый момент движения находится вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 24
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение геометрического места точек, равноудаленных от точки и от оси .
Вариант № 25
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение геометрического места точек, сумма расстояний каждой из которых от точки и точки равна .
Вариант № 26
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Найти уравнение геометрического места точек, разность расстояний каждой из которых от точки и точки равна .
Вариант № 27
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Определить уравнение траектории точки , которая движется так, что ее расстояние от точки остается вдвое меньше расстояния от прямой .
Вариант № 28
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Определить уравнение траектории точки , которая движется так, что ее расстояние от точки остается вдвое меньше расстояния от точки .
Вариант № 29
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Написать уравнение траектории точки , которая при своем движении находится вдвое ближе к точке , чем к точке .
Вариант № 30
1.
2. а) , б)
3.
4. а) ; б)
5. Составить уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от оси и от точки .