Тема урока. Умножение многозначного числа на двузначное число.

Цель урока: 1) перенести знания об умножении двузначного числа на двузначное на умножение лю­бого многозначного числа на двузначное;

2) познакомить с отдельным случаем умножения многозначного числа на 11.

3) развивать навык устных и письменных вычислений;

4) снижать уровень тревожности на уроке;

5 )воспитывать интерес к урокам математики

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Устный счёт

4.Работа по учебнику

(У) Задания 9, 8, 2, 5*.

Задание 2. Обращаем внимание, как получены первое и второе неполные произведения. На какое число нужно умножить число 1537, чтобы получить то же число 1537?

На какое число нужно умножить число 2458, что­бы получить число 4916? И т. д.

Определяются вторые множители в примерах (11, 22, 33, 32).

Для проверки можно на доске выполнить умно­жение четвертого примера (найти ошибку во втором неполном произведении и в произведении).

Задание 5*. Требуемое произведение:

 
  Тема урока. Умножение многозначного числа на двузначное число. - student2.ru

Среди множителей — числа 2 и 5, произведение которых равно 10. На какое бы число мы не умно­жали 10, произведение будет оканчиваться на 0.

Задание 8. Вспоминается прием определения об­щего количества десятков (сотен): нужно справа за­крыть одну (две) цифры и прочитать полученное число.

Задание9.Пользуемся правилами: чтобы умень­шить число в 10, 100 раз, нужно в его записи справа отбросить один, два нуля; чтобы увеличить число в 10, 100 раз, нужно в его записи справа дописать один, два нуля.

5.Работа в тетрадях

(П) Задания1, 3, 4, 6, 7.

Задание1.Особенность устного умножения дву­значного числа на 11:последняя цифра в произве­дении совпадает с последней цифрой первого мно­жителя; следующая цифра — сумма цифр (или по­следняя цифра суммы), а первая цифра — это первая цифра первого множителя (или на 1 большее число, если сумма цифр

двузначная).

Особенность письменного умножения многознач­ного числа на 11:неполные произведения одинаковы, сложение их выполняется при смещении второго про­изведения на разряд влево.

Задание выполняется двумя способами: устно и письменно.

Задание3.Это задача на пропорциональное деле­ние. Например: купили по одинаковой цене несколько красных карандашей на сумму 420 р. и несколько зе­леных на сумму 1050р., всего 7 карандашей. Сколько купили красных карандашей и сколько зеленых?

1) 1050+ 420 = 1470 (р.);

2) 1470: 7 = 210 (р.);

3) 1050:210 = 5 (к.);

4) 420:210 = 2 (к.).

Физкультминутка

Задание 6. Деление величин на число выполняет­ся наиболее удобным способом. Например:

9м: 4 = 900см: 4 = (800 + 100): 4 = 200 + 25 = 225(см) = = 2 м 25 см.

Задание 7. х - 5 = 18; х = 23 (ящ.).

Д) Задания 10, 11.

Задание 10.25 • 5 = 125 (пак.); 125 + 25 = 150 (пак.);

750 : 150 = 5 (школ).

7. Подведение итогов урока

8.Рефлексия

Урок 108

Тема урока. Умножение на трехзначные числа.

Цели урока: 1) закрепить умножение многознач­ного числа на двузначное число;

2) перенести знания об умножении на двузначное число на умножение на трехзначное число.

3) развивать навык устных и письменных вычислений;

4) снижать уровень тревожности на уроке;

5 )воспитывать интерес к урокам математики

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Устный счёт

4.Работа по учебнику

(У) Задания 7, 6, 5, 8*.

Задание 5. На весах 600 г яблок и гиря 200 г, всего 800 г. Весы уравновешены. Значит, на каждой чаше по 400 г.

400 - 200 = 200 (г) — весят 4 маленьких яблока.

200 : 4 = 50 (г) — весит одно маленькое яблоко.

Задание 6. Достаточно назвать несколько число­вых значений букв. Числа определяются подбором или сведением неравенства к равенству. Например:

Х ∙ 6<90; х ∙ 6 = 90; х = 15;

неравенство будет истинным при х = 0, 1, 2, 3, 4, ..., 14.

а:15>9 (160, 175, ...);

400:с>40 (1, 2, 4, 5, 8);

х + 72<100 (0, 1, 2, ..., 27).

Задание 7. Объяснение: 5 > 2; первое неполное делимое — 5 тыс. Значит, в частном будут разряды: тысячи, сотни, десятки, единицы — всего 4 цифры, и т. д.

5.Работа в тетрадях

(П) Задания 1, 2, 3, 4.

Задание 8*. 15 + 3 = 18 (м.);

18 : 3 = 6 (м.) — у Сергея;

15-6 = 9 (м.) — у Андрея.

 
  Тема урока. Умножение многозначного числа на двузначное число. - student2.ru

Тема урока. Умножение многозначного числа на двузначное число. - student2.ru Задание 2.

1)96 - 64= 32 (к.) — на столько меньше раскрасил второй художник, чем первый;

2)32 : 2 = 16 (к.) — выработка за день каждого ху­дожника;

3) 96 :16= 6 (дней) — работал первый художник;

4)64 : 16= 4 (дня) — работал второй художник.
Задачу можно решить другими способами.

Например: за 2 дня каждый из художников может раскрасить 32 кувшина. (96 - 64 = 32.)

Тогда для раскраски 96 кувшинов понадобится в 3 раза больше дней, а для раскраски 64 кувшинов — в 2 раза больше дней (6 дней и 4 дня).

Физкультминутка

Задание 3. 19 075; 50; 290; 54 060.

Задание 4.

S1 = 8 ∙ 6 = 48 (см2); S2 = 4 • 12 = 48 (см2); S, = S2.

Р1 = 2 ∙ (8 + 6) = 28(см); Р2 = 2 • (4 + 12) = 32 (см); Р1 < Р2.

Д) Задания 9, 10.

Задание 9.

(1750 + 1350) ∙ 60 = 3100 • 60 = 186 000 (г) = 186 кг;

1750 • 60 + 1350 • 60 = 105 000 + 81 000 = 186 000 (г) = 186 кг.

Задание 10. 240 856 655 290 1 309 671

84 183 3 987 032 1 070 840

7. Подведение итогов урока

8.Рефлексия

Урок 109

Наши рекомендации