В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ.

1. Известен закон движения материальной точки: В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – положительные постоянные величины. Получить уравнение траекто­рии. Найти зависимость от времени модуля скорости, модуля ускорения, нор­мального ускорения, тангенциального ускорения, радиуса кривизны траек­то­рии и угла между векторами скорости и ускорения.

Решение:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Выражаем время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и подставляем в выражение В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , написанное выше. Получается уравнение траектории

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Это уравнение параболы, пересекающей ось В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru в точке В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru (см. рис. 8), кото­рая сразу находится из условия В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru .

Проекции вектора скорости на оси В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru находятся в соответствии с (3):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Модуль скорости согласно (4)

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Ускорение в соответствии с (7) имеет одну компоненту

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Таким образом, ускорение оказывается постоянным по величине и направлен­ным против оси В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Его величина (8)

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Угол В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru между векторами скоро­сти В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и ускорения В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru можно найти из определе­ния скалярного произведения В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и известного соотношения В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru :

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Тангенциальное ускорение (13)

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Нормальное ускорение по теореме Пифагора (12)

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Полученные соотношения могут быть проиллюстрированы рисунком 8, который сам по себе достаточен для нахождения тангенциального и нормаль­ного ускорений. Действительно, В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , в то время как В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , то есть

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

При движении «вверх», когда В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , скорость В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru уменьшается и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru ; когда В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , скорость увеличивается и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Таким образом, при получении танген­циального ускорения В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru можно уклониться от выполнения дифференцирования модуля скорости. С помощью рис. 8 можно найти и угол В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru между скоро­стью и ускорением: В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru ,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Наконец, по формуле (14) найдем радиус кривизны траектории:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

2. Диск радиусом 10 см вращается с угловым ускорением, равным В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru рад/с2. Сколько оборотов сделает диск при изменении частоты вращения от 2.0 оборотов в секунду до 4.0 оборотов в секунду? Найти время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , в течение кото­рого это произойдет. Определить нормальное и тангенциальное ускорения точек на окружности диска в момент времени В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Определить угол между векто­рами скорости и ускорения в тот момент времени, когда диск вращался с часто­той 0.5 оборотов в секунду.

Решение:

Так как угловое ускорение постоянно, используем формулы равноуско­ренного вращения (21) – (22). Первое соотношение в (21) с учетом (24) сразу дает искомое время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru :

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

использованы данные условия задачи В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Полученное время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru можно просто под­ста­вить во второе соотношение (21) для нахождения угла по­ворота В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , а с уче­том (23) – и числа оборотов В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru :

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Правильнее будет подставить полученное выше выражение В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru в приведенную зависимость В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , исключив время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и выразив ответ через дан­ные условия задачи. В результате этой процедуры получим формулу (22):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Тангенциальное ускорение согласно (19) оказывается постоянным

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Для определения нормального ускорения по формуле (20) следует найти угло­вую скорость В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru в момент времени В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru с помощью (21):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Угол В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru между векторами скорости В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и ускорения В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru можно найти, исполь­зуя векторы В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Тангенциальное ускорение В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru направлено по касательной к окружности, т.е. так же, как и скорость В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Поэтому (см. рис. 9)

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Подставляя сюда В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , получаем

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

3. К пружинным весам подвешен легкий блок. Через него переброшена не­весомая нерастяжимая нить, к концам которой прикреплены два одинаковых груза массами по 5.0 кг. После того, как на один из грузов был поставлен пере­грузок массой 1.0 кг, система пришла в движение. Определить: 1) ускорение тел; 2) силу давления перегрузка на груз; 3) натяжение нити; 4) показание пру­жин­ных весов. Трение отсутствует.

Решение:

Данная в условии задачи система состоит, по крайней мере, из трех тел (см. рис. 10), поэтому необходимо написать три уравнения движения (для каждого из этих тел):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Если объединить два тела В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru справа в одно В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru + В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , потеряем запрашивае­мую информацию о силе давления В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru перегрузка В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru на груз В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Согласно треть­ему закону Ньютона, сила реакции опоры В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , действующая со стороны груза на перегрузок, по величине равна силе давления В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru :

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Нерастяжимость нити означает равенство по величине смещений, следова­тельно, и ускорений левого и правого грузов: В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Правый груз и перегру­зок движутся вместе: В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Поэтому ускорения всех трех тел будем считать одинаковыми по величине:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Так как масса нити равна нулю, то

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Это следует из уравнения движения нити, массу которой можно считать равной нулю,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

(см. рис. 10) и третьего закона Ньютона В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Так как масса блока равна нулю и отсутствует трение,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Таким образом, упрощающие предположения, зафиксированные в условии за­дачи, приводят к тому, что силу натяжения нити везде можно считать одинако­вой по величине:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Далее спроектируем уравнения движения наших тел на произвольно вы­бранные вертикальные оси, например, левого – на ось, направленную вверх, правых – на ось, направленную вниз (можно и по-другому, результат будет тот же):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Теперь в системе трех уравнений три неизвестных: В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Решая эту сис­тему, получим

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Обратите внимание на то, что вес перегрузка, равный силе В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru по определению веса тела, меньше силы тяжести (0.91<1).

Осталось найти показания весов, к которым подвешен блок. Так как ось его неподвижна (к тому же он невесом), второй закон Ньютона для блока сводится к равенству нулю суммы всех действующих на него сил:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

то есть В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . Наконец, сила В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , действующая на подвес, равная весу системы по определению веса,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Чтобы это доказать, надо, как и для нити, рассмотреть участок системы от блока до пружины и использовать неподвижность этого участка. Поэтому показание пружинных весов, равное весу системы,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Обратите внимание на то, что вес системы отнюдь не равняется массе системы, умноженной на ускорение свободного падения:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

4. Найти период вращения маятника, совершающего круговые движения в горизонтальной плоскости (рис. 11). Длина нити равна 1м. Угол, образуемый нитью с вертикалью, равен 300.

Решение:

Напишем уравнение движения груза на конце нити:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – сила натяжения нити. Так как груз совершает равномерное движение по окружности, векторная сумма действующих на него сил В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru направлена в центр этой окружности и равна массе груза В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , умноженной на его ускорение В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , равное центростремительному (35):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Значит, проекция суммы сил на вертикальную ось равна нулю (проекция В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru на эту ось равна нулю):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Проекция уравнения движения на другую, горизонтальную ось,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

с учетом известного выражения (34) В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и только что найденной силы натя­жения нити, дает величину угловой скорости кругового движения

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Используем связь радиуса окружности В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru с данной в условии длиной нити В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru : В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . В результате находим угловую скорость

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

и период вращения

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Для малых углов В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , когда В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , период вращения такого маятника совпа­дает с периодом его свободных колебаний.

5.Лодка неподвижно стоит в озере. На корме и на носу лодки на рас­стоянии 5м друг от друга сидят рыболовы. Масса лодки 50кг, массы рыболовов 60кг и 90кг. Рыболовы меняются местами. На какое расстояние переместится лодка относительно дна озера? Сопротивлением воды пренебречь.

Решение:

Решение этой задачи дает закон сохранения импульса (44) – (44’). На систему тел «рыбаки – лодка» действуют внешние вертикальные силы тяжести и реакции опоры (воды), проекция которых на горизонтальное направление равна нулю. Поэтому (см. (44’’)) сохраняется горизонтальная проекция им­пульса системы, которая равна нулю, так как вначале лодка стояла в воде не­подвижно. Это означает (см.(44’’)), что равна нулю и горизонтальная проекция скорости центра масс системы: как бы не передвигались рыбаки по лодке, центр масс системы не сдвинется относительно дна озера в горизонтальном направле­нии. Положение центра масс системы трех тел определяется формулой (42`)

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

или, в проекции на произвольную ось В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru ,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – радиус-вектор и координата центра масс системы. В нашей задаче В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – массы, радиус-векторы и координаты рыбаков, В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – масса лодки, В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – радиус-вектор и координата её центра масс.

Выберем ось В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru горизонтальной с началом в месте расположения, ска­жем, первого рыболова до его перемещения (рис. 12). Учитывая, что В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , полу­чаем

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – расстояние между рыбаками, В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – расстояние от первого ры­бака до центра масс лодки (см. рис. 12). Последнее расстояние в условии задачи не задавалось и должно исчезнуть в конечной расчетной формуле.

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Теперь рыбаки поменялись местами, лодка передвинулась на В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , а центр масс системы остался на прежнем месте:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

то есть

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

откуда

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Если В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , то В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и лодка передвигается вправо (как на рисунке), если В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , то В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и лодка передвигается влево на такое же расстояние В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru . В нашей задаче В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru .

6. Два шара подвешены на нитях одинаковой длины 90см так, что они соприкасаются. Массы шаров 100г и 200г. Меньший шар отклоняют на угол 900 и отпускают. На какую высоту поднимутся шары после центрального абсо­лютно упругого соударения?

Решение:

Эта задача решается с помощью законов сохранения энергии и им­пульса. На движущийся вниз первый шар действует потенциальная сила тяже­сти, и его энергия, равная сумме кинетической и потенциальной В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , сохраняется. Сила натяжения нити перпендикулярна к скорости шара и работы не совершает; трение не учитываем. Вверху равна нулю кинетическая энергия. Внизу, на подлете ко второму шару, равна нулю его потенциальная энергия. Таким образом, потенциальная энергия переходит в кинетическую:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – длина нити, В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – скорость первого шара непосредственно перед уда­ром,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

При абсолютно упругом ударе первого шара о второй сохраняется и им­пульс системы этих двух тел, и энергия:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – горизонтальные проекции скоростей шаров сразу после удара. Най­дем эти скорости. Для этого перепишем систему законов сохранения в виде:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Поделив второе уравнение на первое, получим

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Подставляя это в закон сохранения импульса, получаем скорости шаров после удара:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

При В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru первый шар останавливается ( В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru ), а скорость второго после удара равна скорости первого до удара ( В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru ). Так как в нашей задаче В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , то В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , то есть первый (меньший) шар отскакивает назад.

Высоту, на которую поднимется шар после удара, найдем опять из закона со­хранения энергии

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – высоты подъемов первого и второго шара. Подставляя сюда найден­ные выражения для В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru и В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru , получаем результат:

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

7. На однородный цилиндр намотана гибкая нерастяжимая лента длиной 1 м, масса которой много меньше массы цилиндра. Свободный конец ленты за­крепили, а цилиндр отпустили. Найти время разматывания ленты.

Решение:

Решим эту задачу двумя способами.

Способ 1.

Цилиндр совершает вращательное движение относительно оси, проходя­щей через его центр масс (точка C на рис. 13) и поступательное движение этой точки вниз. Уравнением поступательного движения является второй закон Нью­тона. Запишем его в проекции на ось, направленную вертикально вниз,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru (62)

Уравнение вращательного движения (50):

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Здесь В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru угловое ускорение цилиндра, В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru - его момент инерции относи­тельно оси, проходящей через центр масс (57), В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – величина момента силы натяжения ленты В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru относительно точки С,

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru (63)

Момент силы тяжести В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru относительно этой точки равен нулю, т.к. равно нулю плечо этой силы.

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Подставляя T из (63) в (62), получаем

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Ускорение В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru точки С равно по величине тангенциальному ускорению поверх­но­сти цилиндра относительно точки С, которое в свою очередь равно В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru (19),

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Подставляя это в предыдущее уравнение

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

находим ускорение оси цилиндра

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

и время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru прохождения пути, равного длине ленты В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru :

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

Способ 2.

За время В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru лента разматывается на длину

В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru

где В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru – ускорение перемещения точки О (ускорение разматывания), В соответствии с (1) записываем условие задачи в виде - student2.ru .

Наши рекомендации