Построение станочного зацепления

Схема станочного зацепления строится следующим образом:

1. Проводим делительную Построение станочного зацепления - student2.ru и основную Построение станочного зацепления - student2.ru окружности, а также окружности вершин Построение станочного зацепления - student2.ru и впадин Построение станочного зацепления - student2.ru .

2. Откладываем от делительной окружности (с учетом знака) выбранное в результате смещение Построение станочного зацепления - student2.ru и проводим делительную прямую исходного производящего контура реечного инструмента. Эта прямая проходит выше делительной окружности колеса, что соответствует положительному смещению инструмента Построение станочного зацепления - student2.ru . На расстоянии Построение станочного зацепления - student2.ru вверх и вниз от делительной прямой проводим прямые граничных точек, а на расстоянии ( Построение станочного зацепления - student2.ru – прямые вершин и впадин; станочно-начальную прямую Построение станочного зацепления - student2.ru проводим касательной к делительной окружности в точке Построение станочного зацепления - student2.ru (полюс станочного зацепления).

3. Проводим линию станочного зацепления Построение станочного зацепления - student2.ru через полюс зацепления Построение станочного зацепления - student2.ru касательно к основной окружности в точке Построение станочного зацепления - student2.ru . Эта линия образует с прямыми исходного производящего контура инструмента углы, равные Построение станочного зацепления - student2.ru .

4. Строим исходный производящий контур реечного инструмента так, чтобы ось симметрии впадины совпадала с вертикалью. Для этого от точки пересечения вертикали с делительной прямой (точка Построение станочного зацепления - student2.ru ) откладываем влево по горизонтали отрезок в 1/4 шага и через конец его перпендикулярно линии зацепления Построение станочного зацепления - student2.ru проводим наклонную прямую, которая образует угол Построение станочного зацепления - student2.ru с вертикалью. Эта прямая является прямолинейной частью профиля зуба исходного производящего контура инструмента. Закругленный участок профиля строим как сопряжение прямолинейной части контура с прямой вершин или с прямой впадин окружностью радиуса Построение станочного зацепления - student2.ru .

Симметрично относительно вертикали Построение станочного зацепления - student2.ru (линия симметрии впадин) строим профиль второго исходного производящего контура, прямолинейный участок которого перпендикулярен к другой возможной линии зацепления Построение станочного зацепления - student2.ru . Расстояние между одноименными профилями зубьев исходного контура равно шагу Построение станочного зацепления - student2.ru .

5. Строим профиль зуба проектируемого колеса, касающегося профиля исходного производящего контура в точке Построение станочного зацепления - student2.ru .

Для построения ряда последовательных положений профиля зуба исходного производящего контура проведем вспомогательную прямую Построение станочного зацепления - student2.ru касательно к окружности вершин. Фиксируем точку пересечения линии Построение станочного зацепления - student2.ru и прямолинейной части профиля инструмента Построение станочного зацепления - student2.ru и центр окружности закругленного участка профиля – точку Построение станочного зацепления - student2.ru . Откладываем на прямой Построение станочного зацепления - student2.ru несколько отрезков равной длины (20 мм) и отмечаем точки I,II,III,IV… и т.д. Такие же отрезки откладываем на станочно-начальной прямой Q-Q (точки 1,2,3,4,…) и на дуге делительной окружности (точки 1’,2’,3’,4’…). Из центра Построение станочного зацепления - student2.ru колеса через точки 1’,2’,3’,4’… на делительной окружности проводят лучи O1’,O2’,O3’,O4’,… до пересечения с окружностью вершин в точках 1’’,2’’,3’’,4’’,… . При перекатывании без скольжения станочно-начальной прямой по делительной окружности точки 1,2,3,4,… и точки 1’,2’,3’,4’,… последовательно совпадают; то же для точек I,II,III,IV… и точек 1’,2’,3’,4’,… . При этом точка Построение станочного зацепления - student2.ru описывает укороченную эвольвенту, а точка Построение станочного зацепления - student2.ru - удлиненную. Любое промежуточное положение точки Построение станочного зацепления - student2.ru или Построение станочного зацепления - student2.ru находим построением соответствующих треугольников. Например, для положения 2 берут треугольник II-2-W, размеры которого при обкатке сохраняются. Когда точка 2 совпадает с 2’, сторона II-2 пойдет по лучу O2’ и займет положение 2’-2. Тогда точка Построение станочного зацепления - student2.ru определится как положение вершины треугольника, построенного методом засечек по известным сторонам (2’’2’=II-2; Построение станочного зацепления - student2.ru II-W;2’- Построение станочного зацепления - student2.ru =2-W), т.е. треугольник II-2-W займет положение треугольника 2’’-2’- Построение станочного зацепления - student2.ru . Аналогично находят положение точки Построение станочного зацепления - student2.ru . Из точки Построение станочного зацепления - student2.ru радиусом Построение станочного зацепления - student2.ru проводим окружность, а через точку Построение станочного зацепления - student2.ru касательно к этой окружности прямую, которая дает новое (второе) положение исходного производящего контура. Все последующие положения Построение станочного зацепления - student2.ru Построение станочного зацепления - student2.ru … строятся аналогично. К полученному ряду положений профиля зуба исходного контура проводят огибающую, которая определяет левый профиль зуба изготовляемого колеса. Далее на окружности вершин откладывают толщину зуба Построение станочного зацепления - student2.ru . Через концы отложенных отрезков по шаблону строим вторую половину профиля этого же зуба.

Для построения остальных зубьев колеса откладываем от вертикали в обе стороны шаг по хорде делительной окружности Построение станочного зацепления - student2.ru . Через концы этих отрезков и центр колеса Построение станочного зацепления - student2.ru проводим линии симметрии правого и левого зубьев, по отношению к которым по шаблону строим зубья колеса. При правильном построении зацепления эвольвенты, очерчивающие профиль зубьев нарезаемых колес, должны касаться прямолинейной части профиля инструмента на линии зацепления (в точках Построение станочного зацепления - student2.ru и Построение станочного зацепления - student2.ru ).

Наши рекомендации