Автор: Сьюзан Стоукс / Susan Stokes Перевод: Марина Бридли
Структурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации) Университетом Северной Каролины. Структурированное обучение — это подход к обучению детей с аутизмом. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам (визуальная поддержка; РЕСS — система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные/ритмические стратегии, метод игровой терапии Гринспэна). Ниже мы даем подробное обоснование использования структурированного обучения как одного из подходов в работе с аутичными детьми.
Эрик Чоплер, основатель Отделения ТЕАССН в начале 1970-х годов, дал обоснование структурированного обучения в своей докторской диссертации (2). Оно заключающееся в том, что аутичным людям обработка зрительной информации дается легче, чем обработка вербальной информации на слух.
Пример класса, организованного по принципам структурированного обучения, включая деление на разные зоны и визуальную поддержку.
Что такое cтруктурированное обучение (1)
Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.
Структурированное обучение — это определенные условия, в которых должен обучаться ученик, а не «где» и «когда» его нужно обучать (т.е. скорее, учит тому, как учиться).
Структурированноеное обучение — это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований учителя.
Структурированное обучение использует зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации, учитывая то, что для них бывает сложно отделить важную информацию от несущественной.
Структурированное обучение — это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов:
— Трудности с пониманием языка;
— Трудности с употреблением языка;
— Трудности с построением социального контакта;
— Трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса;
— Отказ от перемен;
— Предпочтение привычных схем действий и распорядка;
— Трудности в организации деятельности;
— Трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент;
— Отвлекаемость.
Структурированное обучение повышает уровень самостоятельности ребенка (выполнение задания без подсказки взрослого), что является важным и универсальным умением.
В статье рассматриваются характеристики данного подхода. Важно помнить, что для эффективного его использования, необходимо оценить индивидуальные сильные стороны и персональные нужды учащегося.
Совместное занятие с поддержкой тьюторов в классе, организованном по принципам структурированного обучения.
Основные компоненты структурированного обучения:
· Структурированное пространство
· Визуальное расписание
· Компоненты процесса обучения
Структурированное пространство
Это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения. В этой связи важно, как мы расположим мебель и материалы для обучения (1) в различных зонах, как-то: в классах, на игровой площадке, в мастерской, в спальне, в коридорах, раздевалках/комнатах хранения и т.д.
Внимание к материальным структурам важно по ряду причин:
— они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
— четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
— такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.
Степень структурирования пространства зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его когнитивных навыков. По мере того, как учащиеся становятся более самостоятельными, уровень структурирования пространства постепенно понижается (5).
Пример: Высокофункциональный аутист может обладать ограниченной способностью к самоконтролю. Ему необходимо более структурированное пространство обучения, чем ребенку с более низким когнитивным уровнем, но лучше контролирующим себя.
Структурированное пространство состоит из ряда частей:
Местоположение. Структурированное пространство необходимо во всех помещениях, в которых аутичный ученик проводит время, включая классы, игровые площадки, мастерские, спальни, коридоры, раздевалки/комнаты хранения.
Дизайн. Четкие визуальные и материальные границы: мебель в классе (книжные шкафы, панели, полки, столы, коврики, разделяющие перегородки) должна быть расставлена таким образом, чтобы обозначить наличие нескольких зон с разным назначением. Для визуального обозначения границ можно использовать разные по цвету напольные покрытия или цветную клейкую ленту для пола. Как правило, дети с аутизмом не сегментируют пространство интуитивно, как это делают нейротипичные дети. В больших и открытых пространствах аутичному ребенку трудно ориентироваться, т.к. ему трудно понять,
— Что происходит в каждой конкретной зоне;
— Где каждая из зон начинается и заканчивается;
— Как проще всего попасть в нужную зону.
Если расставить мебель так, чтобы обозначить четкие границы разных по назначению зон, это снизит для ребенка возможность хаотично передвигаться по помещению. Визуальные границы можно затем провести и внутри конкретных зон.
План экспериментального АВА-класса в Москве с учетом принципов структурированного обучения. На плане виден сенсорный уголок для перерывов на отдых и “разгрузки” учеников от стресса, а также парты с перегородками.
Пример: Во время группового прослушивания рассказа, дети находятся на территории, ограниченной ковровым покрытием или цветной клейкой лентой на полу. Это облегчает аутичным детям понимание того, что этот конкретный вид деятельности происходит в этой зоне. Цветную клейкую ленту можно использовать в спортивном зале, для того чтобы обозначить ту зону, в которой проводится определенный вид упражнений, например, разминка.
Пример: Во время приема пищи детей можно разместить таким образом, чтобы у каждого ребенка было свое место, обозначенное конкретным цветом. Такое обозначение будет визуально и физически ограничивать персональное пространство каждого ребенка во время еды за общим столом.
Визуальные подсказки помогут детям лучше ориентироваться в пространстве и меньше полагаться на помощь взрослых.