Фрагмент многоуровневого списка
Лабораторные работы по Информатике
Для сдачи зачета по лабораторным работам подготовить отчеты в соответствии с отработанными вопросами по каждой теме и работе. В отчетах представить:
Цель и отрабатываемые вопросы.
Исходные задания и полученные результаты по каждому заданию.
Сделать необходимые выводы.
Отчеты подготовить в электронном и печатном вариантах.
Тема: Текстовые процессоры
Лабораторная работа №1
Тема: «Основные приемы редактирования и форматирования текста»
Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию и форматированию текста MS Word.
Отрабатываемые вопросы:
1.Изучение приемов работы в среде Word.
2.Выполнение сортировки данных.
3.Работа со списками.
Организационно-методические указания
1. Загрузите Word 2007 и ознакомьтесь с видом окна редактора, его ленточным интерфейсом с инструментами. Лента имеет несколько вкладок, переход между которыми выполняется щелчком мыши по их названиям. Названия вкладок размещаются над лентой и заменяют собой строку меню. Каждая из вкладок ленты содержит группу инструментов. Наводя курсор мыши на каждую кнопку, можно изучать их функции. При необходимости вызывайте Справку.
2. Установите поля Вашего документа: верхнее, нижнее и левое – 2,5 см, правое – 2 см, используя вкладку Разметка страницы, Параметры страницы, Поля.
3. Введите исходный текст, приведенный ниже (обратите внимание, что Wordавтоматически разбивает текст на строки, то есть не нужно нажимать клавишу Enter в конце каждой строки). Нажимайте эту клавишу только в том случае, если необходимо начать новый абзац.
Выполните сортировку данного текста точно в соответствии с образцом (см. Задание 1в конце данной работы), используйте следующий порядок строк для каждого из 5 фильмов, указанных ниже:
Название фильма;
Страна, год создания;
Режиссер фильма;
В ролях;
Краткая аннотация фильма.
4. Набрав первую строку, сохраните документ на своем носителе. Чтобы сохранить текстовый документ, используйте команду Сохранить как, нажав кнопку “Office”, расположенную в верхнем левом углу экрана.В диалоговом окне дайте название документу, напримерkino4-05.docx, где 4 – номер группы, а 05 – ваш порядковый номер по списку. По умолчанию документ сохраняется в папке Мои документы, можете сохранить свой документ в своей папке.
При наборе текста постоянно применяйте быстрое сохранение, что позволит избежать потерь при сбое в работе компьютера.
Внимание!Один щелчок левой клавишей мыши на полосе выделения выделяет строку, удерживая нажатой левую клавишу мыши, Вы можете выделить группу строк. Два щелчка левой клавишей мыши на полосе выделения выделяют абзац, напротив которого находится указатель мыши. Если Вы хотите выделить одно слово, то дважды щелкните по нему левой клавишей мыши.
В результате выполнения данной работы созданный файл должен иметь вид, представленный в Задании №1.
Исходный текст
5.Измените, шрифт и размер шрифта у каждого фрагмента текста по своему усмотрению, предварительно выделив нужный фрагмент, пользуйтесь вкладкой ленты Главная, Шрифт. Измените цвет шрифтов фрагментов по своему усмотрению (Главная , Цвет текста). Отмените все сделанные изменения по шрифту, оставив шрифт Times New Roman и размер 14.
6.Установите абзацный отступ (красную строку) для всех фрагментов 1 см, пользуясь горизонтальной линейкой (перетащить мышью с нажатой левой клавишей вправо левый верхний треугольник на горизонтальной линейке).
Установите переносы: Разметка страницы, Расстановка переносов, Параметры расстановки переносов, OK.
7.Создайте в конце три списка в соответствии с приведенным ниже образцом. Действуйте при создании списков как Вам удобнее.
Рекомендации:
· выделите название фрагмента и копируйте;
· в другой части окна вставить название в конец документа;
· готовый первый список выделить и пронумеровать с помощью кнопки Нумерация на вкладке Главная, Абзац;
· выполнить сортировку списка по возрастанию и преобразовать все буквы теста в ПРОПИСНЫЕ, используя кнопку Aaв группе шрифт вкладки Главная;
· аналогично составляются 2-й и 3-й списки с использованием маркеров,
показанных в образцах «Задание № 2».
Для использования специального формата маркера в Библиотеке маркероввыберете новый маркер самостоятельно.
8.Создание многоуровневого списка. Чтобы создать многоуровневый список, необходимо выбрать его вид, а затем начать набирать текст. Для перехода к следующему более низкому уровню необходимо нажать клавишу Tab и далее набирать текст. Для возврата к более высокому уровню нужно нажимать клавишу Enter (один или более раз). Можно также использовать изменение отступов (подгруппа Абзац). Ниже приведен фрагмент Многоуровневого списка, создайте данный список и подобный список, выбрав самостоятельно тему.
9.Покажите выполненную работу преподавателю и сохраните созданные файлы.
Фрагмент многоуровневого списка
Задание № 1
Задание № 2
Фильмы:
1. А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?
2. СТАЛКЕР
3. ТРАКТИР НА ПЯТНИЦКОЙ
4. УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ
5. ФОНТАН
6. ЦВЕТЫ КАЛЕНДУЛЫ
7. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
Режиссеры:
v ДАНЕЛИЯ Георгий, я шагаю по москве
v МАМИН Юрий, Фонтан
v РАЙЗМАН Юлий, А если это любовь?
v СНЕЖКИН Сергей, Цветы календулы
v ТАРКОВСКИЙ Андрей, сталкер
v ФАЙНЦИММЕР Александр, Трактир на Пятницкой
v ХРАБРОВИЦКИЙ Даниил, Укрощение огня
Актеры:
Ø БАСОВ Владимир, я шагаю по москве
Ø БЫКОВ Ролан, я шагаю по москве
Ø ГОРБАЧЕВ Игорь, Укрощение огня
Ø ГРИГОРЬЕВ Константин, Трактир на Пятницкой
Ø ГРИНЬКО Николай, сталкер
Ø ДОНЦОВ Сергей, Фонтан
Ø ЗИГАНШИНА Эра, Цветы календулы
Ø КАЙДАНОВСКИЙ Александр, сталкер
Ø КОРОЛЬКОВ Геннадий, Трактир на Пятницкой
Ø КУТТУБАЕВ Асакул, Фонтан
Ø ЛАВРОВ Кирилл, Укрощение огня
Ø ЛАВРОВ Николай, Цветы календулы
Ø ЛОКТЕВ Алексей, я шагаю по москве
Ø МАЛИНОВСКАЯ Любовь, Цветы календулы
Ø МИХАЛКОВ Никита, я шагаю по москве
Лабораторная работа №2
Тема: «Работа с таблицами в Word»
Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию, форматированию текста и выполнению вычислений в MS Word.
Отрабатываемые вопросы:
1.Создание таблиц;
2.Редактирование и форматирование таблиц;
3.Вычисления в таблицах.
Организационно-методические указания
1. Запустите Wordи откройте Ваш файл ЗАДАНИЕ № 1. В конце файла напишите заголовок ЗАДАНИЕ № 3.
2. Включив кнопкой Непечатаемые символы на вкладке Главная в группе Абзац режим вывода служебных символов, проверьте количество абзацев в каждом фрагменте (их должно быть 5) и при необходимости добавьте пустой абзац.
3. Выделите весь этот текст и выполните команду Таблица ® Преобразовать в таблицу (вкладка Вставка, группа Таблицы). В диалоговом окне Преобразовать в таблицу задайте Число столбцов 6 и Разделитель: символ абзаца. Проверьте попадание соответствующего текста в нужный столбец. Если произошел сдвиг, то выделите всю таблицу, дайте команду Таблица ® Преобразовать в текст, сделайте необходимые исправления и снова преобразуйте в таблицу.
4. Выделите столбец с актерами (подвести курсор мыши сверху к столбцу так, чтобы появилась черная стрелка и щелкнуть левой клавишей мыши), и дайте команду Заменить (вкладка Главная, группа Редактирование). В поле Найти диалогового окна Найти и заменить ввести В ролях: и нажать кнопку Заменить все. Так как поле Заменить на осталось пустое, то текст В ролях: из столбца будет убран. Аналогичные действия произвести в столбце с режиссерами.
Внимание! Используйте активно при выполнении работ «Справку».
5. Объедините ячейки 5-го и 6-го (пустого) столбцов (выделите две смежные ячейки и выполнить команду Объединить ячейки (вкладкаРабота с таблицами ® Макет®Объединить ячейки).
6. Вставьте одну пустую строку для заголовков столбцов (выделить 1-ю строку таблицы и выполнить команду Вставить строки (см. пункт 5).
7. Отформатируйте таблицу так, чтобы она имела требуемый вид (Работа с таблицами®Конструктор ®Стили таблиц).
8. Обведите таблицу рамкой (используйте для этого панель инструментов Обрамление или команду Границы и заливка).
Если Вы выполнили ошибочные действия, то исправить положение можно с помощью кнопки Отменить на панели быстрого доступа или комбинации клавиш Ctrl + Z.
9. Сохраните созданную таблицу в своем файле и закройте Word.
10. Вычисления в таблицах Word. Создайте таблицу в соответствии с Заданием 4 с помощью кнопкиТаблица® Вставить таблицу (вкладка Вставка, группа Таблицы ). Выделите один из столбцов и выполните команду Таблица ® Разбить ячейки, в диалоговом окне укажите число столбцов 2 (получится таблица с 6 столбцами). Выделите все столбцы таблицы и установите их ширину командой Таблица ® Выровнять ширину столбцов.
11.Создайте в таблице нужное число строк (для добавления строки внизу таблицы переместите курсор в нижнюю правую ячейку и нажмите клавишу Tab).Введите в ячейки таблицы текст и числа в соответствии с образцом (см. Задание №4).
Затем введите в соответствующие ячейки формулы, используя команды Работа с таблицами®Макет®группаДанные®Формула fx .
В окне Формула выберите необходимую формулу. Если необходимой формулы в предлагаемом списке нет, то наберите ее в поле Формула диалогового окна (начинайте набор формулы с символа =).
12.Выберите нужный формат чисел в раскрывающемся списке Формат числа диалогового окна. Чтобы перейти от просмотра формул к числовым значениям в ячейках, содержащих формулы, нажмите комбинацию клавиш Alt + F9 или Shift + F9. Сохраните готовую таблицу.
Лабораторная работа №3
Тема: «Применение редактора формул и построение диаграмм».
Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию математических формул и построению различных диаграмм.
Отрабатываемые вопросы:
1.Набор математических формул.
2.Построение иерархических диаграмм.
3.Построение диаграмм в текстовых документах.
Организационно-методические указания
Для набора математических и специальных формул можно использовать в Word средства вставки стандартных математических формул или построение собственных формул с помощью библиотеки математических символов. Для набора формул на вкладке Вставка в группе Символы щелкните стрелку рядом с пунктом Формула, а затем выберите нужные операторы.
1.Наберите список формул, приведенных ниже. Элементы в верхнем ряду панели инструментов Формула предназначены для ввода символов: букв греческого алфавита, знаков операций. Элементы нижнего ряда называют шаблонами. Например, шаблон, приведенный ниже (рис. 1), формирует три области ввода, отмеченных штриховыми прямоугольниками.
Рис. 1. Шаблон с тремя областями
Щелкнув мышкой по любой из них, можно продолжить создание формулы. В любой области ввода можно вновь использовать шаблоны. Таким образом, получаются математические формулы практически любой сложности, ряд из которых приведен на рис.2.
Рис.2. Набор математических формул
2.Построение иерархических диаграмм. Программа для работы с организационными иерархическими диаграммами используется для создания различных структур. Для запуска данной программы выберите группу Вставка,подгруппуИллюстрации®SmartArt.Можно определять дальнейшую конфигурацию, используя правую клавишу мышки, для чего нужно встать курсором на линию прямоугольника диаграммы и при появлении крестика кликнуть 2 раза правой клавишей и выбрать тип связи для подчиненных модулей. Создайте нижеприведенную диаграмму для СПбГУСЭ (рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма СПбГУСЭ
3.Построение диаграмм. Откройте новый документ и создайте таблицу по образцу, приведенному ниже (рис. 4).
4.По данным таблицы постройте различные виды диаграмм (не менее 3). На рис. 5 приведена диаграмма «Стиль 2». Для выбора стиля диаграммы нужно выделить диаграмму и использовать подгруппу Конструктор.
5.Справа от таблицы добавьте пустой столбец с заголовком «Итого за год», в котором с помощью формул подсчитайте, сколько всего продукции было произведено за каждый указанный в таблице год.
6.Внизу таблицы добавьте пустую строку, в которой подсчитайте, сколько каждого типа продукции было произведено за все указанные в таблице годы.
7.Выполните самостоятельно оформление таблицы, например, с использованием стилей или другим способом. Для этого нужно выделить таблицу и использовать подгруппу Конструктор. Для получения дальнейших деталей вызывайте Справку.
Производимые изделия | |||
Год | Принтеры | Диски | Мониторы |
Рис. 4. Таблица «Производимые изделия»
Рис. 5. Диаграмма (Стиль 2) «Производимые изделия»
Лабораторная работа №4
Тема: «Работа с графическими объектами в Word»
Цель занятия: приобрести практические навыки работы с графическими объектами в Word.
Отрабатываемые вопросы:
1.Вставка рисунков в документ;
2.Создание фигурного текста;
3.Рисование схем алгоритмов и структур компьютера.
Организационно-методические указания
1. Загрузите Wordи откройте Ваш любой созданный в работах файл.
2. Выполните команду из вкладки Вставка группыИллюстрации ®Рисунок ® Картинки. Выберите подходящую картинку и нажмите кнопку Вставить. Выберите стиль рисунка из соответствующей группы, форму, эффекты для рисунка самостоятельно.
3.Создание фигурного текста. Напишите Фигурный текст. Выберите вкладку ленты Вставка ® Тексти в открывшемся окне выберите программу WordArt. Создайте в своем документе фигурный текст, включающий Вашу фамилию, имя и номер группы.
4.Нарисуйте представленную на рис.1 схему алгоритма, используйте фигуры из подгрупп фигур Блок-схема (Вставка® Иллюстрации ® Фигуры® Блок-схема). Для прямоугольных блоков используйте кнопку Прямоугольник, для других – раскрывающийся список Блок-схема(щелчком левой клавиши мыши выбирается нужный объект, курсором в документе указывается место и щелчком мыши вставляется).
5.Для ввода текста в фигуры схемы алгоритма щелкните ее, затем щелкните кнопку Надпись на панели инструментов и щелкните внутри фигуры. Размер шрифта в надписях выберете самостоятельно. Слова «да» и «нет» в условном блоке вводятся в схему с помощью кнопок Прямоугольник®Надпись® Цвет линий (нет линий). Линия получается протягиванием с нажатой левой клавиши мыши, после щелчка на кнопке Линия. Для удаления фигуры щелкните ее и нажмите клавишу Delete.
6.Создав схему алгоритма, выделите ее с помощью кнопки Выделитьвгруппе Редактированиевкладки Главная (с левой нажатой клавишей мыши заключить схему в пунктирную рамку) и, используя правую клавишу мышки , дайте команду Группировать элементы блок-схемы алгоритма. Готовую блок-схему скопируйте в свою папку.
Рис.1. Схема алгоритма
7.Создайте структурную схему персонального компьютера, представленную на рис.2. После создания структуры выполните группировку всех модулей структурной схемы таким же образом , как и для схемы алгоритма.
8.Создание буквицы. Наберите любой текст из нескольких строк. Возможно, вам захочется начать какую-то тему с крупной или имеющей причудливую форму буквы, стиль которой заимствован из средневековых рукописей.
9.Скопируйте этот текст (абзац) 2 раза подряд для увеличения объема текста так, чтобы получилось 3 абзаца. Создайте буквицу двух видов.
Создайте слово-буквицу. Использовать вкладку Вставка®группу Текст® Буквица. Выберите самостоятельно опции для буквицы.
Рис. 2. Структурная схема ПК
10.Создание колонтитулов. Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем, нижнем и боковых полях каждой из страниц документа. Колонтитулы могут содержать текст, таблицы, графические элементы. Например, в колонтитулы можно включать номера страниц, время, дату, эмблему компании, название документа, имя файла и т.д.
В документе все страницы могут иметь одинаковые колонтитулы. Но можно сделать так, чтобы отличались колонтитулы четных и нечетных страниц, а колонтитул первой страницы отличался от всех остальных. Кроме того, для каждого раздела документа можно создавать независимые колонтитулы.
Колонтитулы можно задавать самостоятельно или воспользоваться коллекцией стандартных блоков колонтитулов. Колонтитулы показаны в окне Word только в режиме отображения Разметка страницы и в режиме предварительного просмотра. Нельзя одновременно работать с основной частью документа и его колонтитулами.
Для перехода к созданию и/или редактированию колонтитулов дважды щелкните мышью в верхнем или нижнем поле страницы. При этом автоматически откроется специальная вкладка Word 2007 – Работа с колонтитулами® Конструктор®Колонтитулы.
Для завершения работы с колонтитулами и возвращения к основной части документа нажмите кнопку Закрыть окно колонтитулов или клавишу Esc.
11.Нумерация страниц, вставка номеров страниц. Расстановка номеров страниц в Word 2007 производится автоматически сразу во всем документе. Нумерацию страниц можно производить при любом режиме отображения документа, но удобнее это делать в режиме Разметка страницы.
Во вкладке Вставка в группе Колонтитулы щелкните по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выберите один из способов расположения нумерации (Вверху страницы, Внизу страницы или На полях страницы), а затем один из вариантов нумерации. После вставки номера документ автоматически будет переведен в режим работы с колонтитулами.
12. Расстановка страниц без первой. Выполнить расстановку страниц, затем на вкладке Разметка страниц вызвать окно Параметры страницы (вызов через маркер в правом нижнем углу) и на вкладке Параметры страницы закладки Источник бумаги в позиции Различать колонтитулы установить флажок первой страницы, а затем ОК. В документе будет скрыт номер страницы 1.
13. Создание соединительных линий.
Соединительные линии - это линии, у которых есть точки соединения на концах линий и которые остаются связанными с соединяемыми фигурами (см. рис.3).
Рис.3. Использование соединительных линий
Соединительные линии могут связывать фигуры только расположенные в Полотне (вкладка Вставка, Фигуры, Новое полотно).
Чтобы нарисовать линию, соединяющую фигуры, на первой фигуре наведите указатель мыши на то место, где будет присоединена соединительная линия, затем щелкните мышью и наведите указатель мыши на другую фигуру и еще раз щелкните мышью. Места соединений обозначаются небольшими синими точками, если провести указателем мыши по фигуре. Выберете указанную соединительную линию и реализуйте связь, показанную на рис.3. В отличие от обычных линий соединительные линии имеют красные маркеры в местах присоединения к фигурам.
14.Разделение текста на колонки. Загрузите любой текст и, используя вкладку Разметка страницы,инструментКолонкивыполните самостоятельно различные варианты разделения текста на колонки.
Тема: Табличные процессоры
Лабораторная работа №1
Тема: «Создание электронных таблиц в среде Excel».
Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию и форматированию таблиц в MS Excel.
Отрабатываемые вопросы:
1. Создание таблицы и обработка в них данных.
2. Форматирование ячеек.
Организационно-методические указания
1. Запустить Excel , используя соответствующую пиктограмму на Рабочем столеи ознакомиться с ленточным интерфейсом Excel 2007.
2. Ввести текст таблицы, представленной на рис.1. Для создания таблицы рекомендуется при необходимости использовать «Справку Excel» для поиска подсказок по вводу данных и редактированию во время ввода.
3. Ввести в созданную таблицу строку Итогои подсчитать в ней результаты значений по столбцам, используя следующие способы:
· ввести значения формул и адресов влияющих ячеек с клавиатуры, например: в ячейку B7 ввести с клавиатуры формулу = B4+B5+B6 и т.д.;
· выбрать щелчками мыши необходимые для суммирования ячейки и вводя знаки “=“ и “+” с клавиатуры, где это необходимо, с подтверждением ввода формулы клавишей Enter;
· суммировать итог по столбцам по отдельности, выделяя каждый столбец и используя кнопку Автоматическая сумма;
· выделить, где это возможно, блок соседних ячеек и суммировать итог по нескольким столбцам одновременно, используя кнопку Автоматическая сумма.
4. Изменить ширину и высоту ячейки для полного помещения в ней текста, используйте перенос по словам.
5. Изменить вид и размер шрифта в ячейке.
6. Изменить расположение данных в ячейке относительно ее границ.
7. Отцентрировать заголовки и подзаголовки таблицы относительно ее ширины.
8. Изменить цвет символов и фона в ячейке.
Рис.1. Таблица исходных данных
9. Добавить обрамление ячейки, блока ячеек или всей таблицы.
Рекомендуется использовать для примера форматирования таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”, представленную на Рис.2 в качестве образца.
Рис.2.Образец таблицы
10.Отобразите связанные ячейки в таблице. Для этого установите курсор в ячейку с формулой и на вкладке Формулыленты инструментовнажмите кнопку Влияющие ячейки. В результате к ячейкам устремятся стрелки, исходящие от ячеек, участвующих в формуле.
Самостоятельно аналогичным образом определите в таблице Зависимые ячейки.
11.Отобразите формулы во всех ячейках таблицы, используя кнопку Показать формулы на вкладке Формулыв группе команд Зависимости формул. При этом, вместо вычисленных значений вы увидите формулы. Для возврата к исходному режиму отображения нужно повторно нажать эту же кнопку.
12.Сохранить созданную таблицу в рабочем каталоге под уникальным именем, закрыть окно Excel.
Лабораторная работа №2
Тема: «Редактирование и форматирование электронной таблицы Excel».
Цель занятия: знакомство с новыми возможностями электронных таблиц Excel.
Отрабатываемые вопросы:
1.Использование различных приемов вычислений.
2.Форматирование таблиц.
3.Отображение формул, создание зависимостей и примечаний.
Организационно-методические указания
1.Создать на трех листах нового документа таблицу, приведенную на рис.1, введя данные в диапазон В4:F8, присвоить листам имена "Таб1", "Таб2", "Таб3".
2.Научиться использовать различные приемы заполнения ячеек формулами.
2.1.В диапазон G4:G8 записать формулу для вычисления общей суммы нагрузки по всем видам проводимых занятий (в часах занятий).
2.2.Составить формулу для вычисления суммарной нагрузки по лекциям в ячейке B10. Скопировать данную формулу в диапазон ячеек C10:F10.
Рис.1. Таблица «Учебная нагрузка»
2.3.Составить формулу для вычисления общей нагрузки для всех групп всех видов занятий по строкам в ячейку G9 и записать формулу для суммирования нагрузки по столбцам в ячейку G10.
2.4.Составить формулу для вычисления в ячейке H4 процентного содержания нагрузки для группы ЕС61-63 от общей суммы часов, полученной в ячейке G10.Затем скопировать данную формулу в диапазоне H5:H8, используя режим автозаполнения ячеек таблицы.
2.5.Записать формулу в ячейку В11 для вычисления процентного содержания лекционной нагрузки от общей суммы часов, полученной в ячейке G10 и скопировать данную формулу в диапазоне ячеек C11:F11.
3.Используя кнопку Автосуммана вкладке Формула, определить среднее, минимальное и максимальное значения нагрузки для групп ЕС61-63 и СУ61 и зафиксировать полученные результаты в выбранных ячейках таблицы.
4.Отформатировать полученную выше таблицу по образцу, представленному на рис.2, обратив внимание на центровку строки заголовка и формат процентного представления чисел в ячейках (H4:H8 и В11:F11).
4.1.Заголовки столбцов оформить с использованием непосредственного форматирования.
4.2.Отформатировать таблицу, пользуясь функцией автоформатирование.
5.Пользуясь кнопкой «Влияющие ячейки»на вкладке Формулы в подгруппе Зависимости формул, определить влияющие и зависимые ячейки для ячейки G9.
6.Показать отображение формул в ячейках таблицы. Нажав кнопку Показать формулы навкладкеФормулыленты, инструментов вы можете отобразить все формулы вместо вычисленных значений. Для возврата к исходному состоянию нажмите эту же кнопку еще раз.
Рис.2. Образец таблицы «Учебная нагрузка»
7.Добавить в любые из выбранных ячеек построенной таблицы примечания. Для этого установите в выбранную ячейку курсор и на вкладке ленты Рецензированиенажмите кнопкуСоздать примечание.Для удаления примечания используйте команду Удалить примечание. Посмотрите использование других подобных действий в группе команд Примечания.
8.Сохранить документ и показать результаты преподавателю.
Лабораторная работа №3
Тема: «Вычисления в Excel с использованием Мастера Функций»
Цель занятия: приобрести практические навыки в определении абсолютных и относительных адресов ячеек, использовании Мастера Функций.
Отрабатываемые вопросы:
1. Мастер функций.
2. Абсолютные и относительные адреса.
3. Использование имен в вычислениях.
Организационно-методические указания
Запустить Exсel и открыть файл с электронной таблицей, предложенный преподавателем или используйте таблицу, созданную в Лабораторной работе №1: «Выручка от реализации готовой продукции», приведенную на Рис.1.
1. Подсчитать Итого по столбцам, используя следующие возможности Excel:
· с помощью кнопки Автосумма;
· используя Мастер Функций,вызываемый из вкладки Формулы(Вставить функцию fx ).
2. Подсчитать в правом свободном столбце суммы по строкам с помощью указанных в п.1 приемов.
3. В следующем столбце вычислить процентное соотношение суммы по каждой строке к общей итоговой сумме, задав ячейке с итоговой суммой абсолютный адрес и полученные данные представить в процентном формате.
Рис.1. Таблица «Выручка от реализации готовой продукции»
4. Повторить действия п.3, назначив ячейке с итоговой суммой имя, например: Всего. Назначить имя ячейке можно следующим образом. Выделите ячейку, в которой нужно присвоить имя и щелкните мышкой по кнопке Присвоить имяна вкладке Формулы. Затем введите имя, которое должно использоваться для ссылки на выбранную ячейку. После выполнения «Enter» имя будет присвоено.
5. Полученные результаты также представьте в процентном формате.
В качестве примера можно использовать таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”, приведенную ранее или использовать любую другую подобную таблицу.
6. Подсчитать в крайнем правом столбце среднее значение по строке, для чего:
· выделить ячейку для ввода формулы и запустить Мастер Функций;
· ознакомиться с видами функций, предлагаемых в окне диалога, с помощью линеек прокрутки;
· в первом диалоговом окне Мастера Функций выбрать в категории Статистические функцию СРЗНАЧ;
· во втором диалоговом окне Мастера Функций задать аргументы для вычисления среднего значения по строке;
· скопировать формулы в оставшиеся ячейки данного столбца.
Рекомендуется в качестве примера использовать таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”.
7.Изучение относительных и абсолютных ссылок (адресов).
7.1.Постройте таблицу, приведенную на рис.2. «Копирование формулы с относительной ссылкой». Наблюдайте при копировании формулы в ячейке C1 автоматическое изменение адресов в формулах: «=A1+В1» на «=A2+В2» и «=А3+С3» соответственно. Это соответствует относительной ссылке.
7.2.Постройте таблицу, приведенную на рис.3 «Копирование формулы с абсолютной ссылкой», создайте формулу вычисления процента покупок за январь: =В2/В5 и выполните копирование формулы в другие ячейки.
Обратите внимание на сформированные ошибки (#ДЕЛ/0!). Скорректируйте формулу, используя абсолютные ссылки путем добавления символа $ перед адресом, и выполните копирование опять (при появлении вопросов вызовете «Справку», набрав «Абсолютная ссылка»).
Рис. 2. Копирование формулы с относительной ссылкой
Изучите внимательно и разберитесь в полученных изменениях. Можно использовать при необходимости также и смешанные ссылки.
Рис.3. Копирование формулы с абсолютной ссылкой
8.Самостоятельно выполнить задание с использованием абсолютной и относительной ссылками.
9.Сохранить файл рабочей книги в вашем рабочем каталоге и выйти из Excel.
Лабораторная работа №4
Тема: «Способы оформления таблиц и защита данных в таблицах»
Цель занятия: приобрести практические навыки оформления создаваемых таблиц.
Отрабатываемые вопросы:
1. Форматирование и оформление текста и данных.
2. Защита данных.
Организационно-методические указания
1.Форматирование текста.
1.1.Выравнивание текста. Создать на первом рабочем листе таблицу по приведенному образцу на рис.1 и сохранить ее в файле для дальнейшего использования в работе. Скопировать на второй лист содержимое первого листа.
Рис. 1. Образец исходной таблицы
Отформатировать тексты таблицы по образцу, приведенному на рис.2. На этом примере научиться выравнивать текст всеми доступными способами используя вкладку Главная, группу Выравнивание,кнопкуОриентация .
1.2. Подстроить параметры таблицы (ширину столбцов и высоту строк) так, чтобы внешний вид таблицы соответствовал рис.2. Для выравнивания использовать вкладку Главная,инструменты группыВыравнивание.
1.3.Шрифтовое оформление текста. Воспользовавшись режимом форматирования ячеек Шрифт, оформить тексты в таблице второго листа так, как представлено на рис.2. В данной таблице использованы следующие варианты шрифтового оформления текста: жирный, подчеркнутый, курсив, жирный курсив, перечеркнутый, а также верхний и нижний индексы.
Используйте в окне Формат ячеек опцию Видоизменение (надстрочный, подстрочный) в качестве нижнего и верхнего индексов, а также инструментальную кнопку Все границыподгруппы Шрифт.
Рис.2. Шрифтовое форматирование таблицы
1.4.Рисование рамок (обрамление). Для оформления таблицы (рис.3) использовать кнопку Все границы группы Шрифт (обрамление ячеек).
1.5.Выполнить "раскраску" таблиц ("Заливка" и "Узор"). Для выделения данных в таблице использовать различные варианты оформления из группы "Заливка" и "Узор".
2.Форматирование числовых данных.
2.1.Просмотреть все варианты форматирования чисел, предлагаемые табличным процессором Excel, используя группу Числовкладки Главная.
2.2.На третьем рабочем листе создать таблицу, приведенную на рис.4. Отформатировать числовые данные с использованием числовых форматов, как показано на рисунке. Столбец F заполнить формулами, вычисляющими отношение значений столбца E ("Продано шт.") к общей сумме, записанной в клетке E15.
Рис.3. Обрамление таблицы
3.Защита данных.
Защитить заголовки строк и столбцов таблицы, приведенной на рис.4 и оставить возможным изменение некоторых данных таблицы, выбранных самостоятельно. Для защиты используйте на вкладке Рецензированиекнопку Защитить лист .
Рис.4. Форматирование числовых данных в таблице
Показать результаты преподавателю.
Лабораторная работа №5
Тема: «Изучение типовых функций табличного процессора»
Цель занятия: приобрести практические навыки использования математических, статистических и логических функций.
Отрабатываемые вопросы:
1. Математические и статистические функции.
2. Логические функции.
Организационно-методические указания.
1.Научиться пользоваться математическими и статистическими функциями.
1.1.Создайте таблицу, приведенную на рис.1.
1.2.Ввести в столбец «B»функции, указанные в столбце «А» и сравнить полученные результаты с данными, приведенными в столбце «В» на рис.1.
1.3.Проанализировать результаты и сохранить созданную таблицу в книге.
Рис.1. Выполнение математических и статистических функций
2.Изучение использования логических функций.
Функция ЕСЛИ используется при проверке условий для значений и формул. Данная функция возвращает Значение 1, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНАи возвращает Значение 2, если условие соответствует значению ЛОЖЬ.
Синтаксис функции следующий: