Определение токов автотрансформатора
Величина токов первичной и вторичной цепей для разных коэффициентов трансформации автотрансформатора могут быть определены по формулам:
а) однофазный автотрансформатор (см. рис. 2.2)
для
первичный ток, активная и реактивная составляющие первичного тока:
вторичный ток, активная и реактивная составляющие вторичного тока:
для
………………………………………………………….
для
б) трехфазный автотрансформатор
для
для
………………………………………………………….
для
где P2, P3, …, Pn;
Uа, Uс, …, Un и cosφ2, cosφ3, … cosφn – мощности, напряжения и коэффициенты мощности вторичных цепей по заданию;
Iµ– намагничивающий ток автотрансформатора, который предварительно может быть принят:
от величины активной составляющей первичного тока;
Iµ1 и Iµ2 – намагничивающие токи в средней и крайних фазах трехфазного автотрансформатора;
η – предварительное значение КПД автотрансформатора, величина которого приближенно вычисляется по формуле
;
η2t – КПД трансформатора мощностью, равной расчетной мощности автотрансформатора P2t, может быть ориентировочно взят по кривой на
рис. 1.7;
cosφ1 – коэффициент мощности первичной цепи, определяемый, как и в маломощных трансформаторах, по пункту 1.2.1.
Полученные значения токов для всех коэффициентов трансформации удобно свести в табл. 5.
Табл. 5
Расчетные значения токов автотрансформатора
k | P | cosφ | sinφ | I2 | I2а | I2р | I1 | I1а | I1р | cosφ1 | η | Примечание |
По заданию | Вычисляются | |||||||||||
U1/Ua | ||||||||||||
U1/Uc | ||||||||||||
…. | ... | … | … | ... | ... | .. | .. | .. | .. | …. | .. | ……… |
U1/Un |
В том случае, когда U2 отличается от U1 не более чем на 25%, нагрузка вторичной цепи активная, а величина мощности P2t не менее 50–75 ВА, можно при определении первичных токов автотрансформатора с достаточной точностью практически положить cosφ1 и ηравными единице.
2.2.3. Определение токов отдельных частей
обмотки автотрансформатора
Величина токов отдельных частей обмотки автотрансформатора может быть определена методом наложения вторичной цепи на первичную. В случае автотрансформатора с секционированной обмоткой определение токов отдельных частей обмотки следует производить при всех коэффициентах трансформации.
В соответствии с рис. 2.2 величина токов в отдельных частях обмотки автотрансформатора может быть определена по формулам:
а) при
;
б) при :
;
………………………………………………………………………
в) при :
;
где, I1, I1a, I1p, I2, I2a, I2p – полные, активные и реактивные составляющие токов первичных и вторичных цепей из табл. 5 пункта 2.2.2 .
Вычисленные значения токов отдельных частей обмотки автотрансформатора удобно свести в табл. 6.
Табл. 6
Расчетные значения токов отдельных частей обмотки автотрансформатора
k | ……….. | Примечание | |||
Iab | |||||
Ibс | |||||
Icd | |||||
…... | ……. | …….. | ……… | …… | ……. |
Idn |
2.2.4. Выбор индукции
в стержне сердечника автотрансформатора
Выбор величины индукции в стержне сердечника маломощного автотрансформатора производится так же, как и в маломощных трансформаторах, по пункту 1.2.2.
2.2.5. Выбор плотности тока
в проводах обмотки автотрансформатора
Выбор плотности тока в обмотках автотрансформаторов определяется теми же условиями, как и у маломощного трансформатора, по пункту 1.2.3. При выборе плотности тока в обмотке автотрансформатора необходимо руководствоваться его расчетной мощностью P2t.
В автотрансформаторах с расчетной мощностью P2t примерно до 100 ВА допускаемая плотность тока в проводах обмотки может составлять:
А/мм2.
В автотрансформаторах с расчетной мощностью P2t свыше 100 ВА и до нескольких сотен вольтампер эта плотность обычно составляет:
А/мм2.
При температуре окружающей среды 50–60º следует выбирать низкие пределы плотности тока.
2.2.6. Определение поперечного сечения стержня и ярма
сердечника автотрансформатора
Определение поперечных сечений стержня Sc и ярма Sя сердечника автотрансформатора производится так же, как и в маломощных трансформаторах, по пункту 1.2.4 , с тем отличием, что в формулу для определения сечения стержня Sc вместо P1 ставится расчетная мощность автотрансформатора P2t и коэффициент С в формуле должен быть увеличен на 15–20 %.