Тематика курсового проекта

Тема для курсового проектирования выбирается из ряда предложенных ниже вариантов (раздел 5) по номеру зачётной книжки. Эти варианты курсовых проектов носят конструкторский характер. Однако с учётом научных интересов студентов несколько курсовых работ могут иметь исследовательский уклон. Такие работы посвящены широкому кругу вопросов, касающихся освоению новых частотных диапазонов в технике связи (например миллиметрового и оптического), разработкам новейших типов антенн (например фазированных антенных решёток на микрополосковых линиях), применению уже известных антенн в новых направлениях (например сферических линзовых антенн Люнеберга в качестве многолучевых антенн для спутниковой связи) и так далее.

Задание на курсовое проектирование выдаётся руководителем индивидуально каждому студенту и содержит следующие данные:

название проектируемого устройства,

технические параметры,

дополнительные требования (условия эксплуатации, электромагнитная совместимость, вес, стоимость и др.),

перечень разрабатываемых теоретических вопросов и графического материала (с точным указанием обязательных чертежей).

Форма бланка - задания на курсовой проект имеется на кафедре.

Бланк-задание подписывается руководителем курсового проектирования и студентом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка должна содержать теоретическую и расчётную части.

В теоретической части проводится анализ технического задания, рассматриваются возможные варианты его выполнения, даётся обоснование выбора конструкции антенны и питающего фидера с согласующими устройствами и со стандартным входным разъёмом, оцениваются достоинства и недостатки выбранной конструкции. Проводится выбор методики расчёта, описывается порядок расчёта с приведением расчётных формул, при этом ссылки на литературу и нумерация формул по тексту записки обязательны.

В расчётной части проводится расчёт по формулам, приведенным в расчётной части, с подстановкой численных величин и окончательным результатом вычислений с обязательным указанием размерности.

Если один или несколько расчётных параметров определяются по графику из научно-технической литературы, то данный график необходимо перенести в текст пояснительной записки, сославшись на источник.

В перечень литературы включаются все издания, которые использовались в процессе проектирования, и на которые есть ссылки в тексте записки.

ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Графическая часть курсового проекта должна содержать сборочный чертёж рассчитанного антенно-фидерного устройства с указанием масштаба и спецификацию. Чертежи отдельных деталей выполняются по индивидуальному указанию преподавателя.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Задание предусматривает проектирование десяти вариантов антенн. Каждый студент проектирует одну из этих антенн. Номер варианта определяется последней цифрой номера зачётной книжки, а столбец исходных данных в таблицах 1 – 10 – предпоследней цифрой номера зачётной книжки.

По желанию студента ему может быть выдано индивидуальное задание на курсовое проектирование. Темой задания может являться любая другая антенна, применяемая в системах радиосвязи, телевидения, радиолокации и др. Задание должно быть предварительно утверждено преподавателем, ведущим курсовое проектирование.

Вариант 1

Спроектировать параболическую антенну для приёма линейно-поляризованного сигнала на частоте тематика курсового проекта - student2.ru . В табл. 1 указаны исходные данные для расчёта: частота сигнала, коэффициент усиления антенны ( тематика курсового проекта - student2.ru ), допустимый уровень первых боковых лепестков ( тематика курсового проекта - student2.ru ).

Таблица 1

  Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
Параметр
тематика курсового проекта - student2.ru , ГГц 2,5
тематика курсового проекта - student2.ru , дБ
тематика курсового проекта - student2.ru , дБ -21 -19 -18 -23 -19 -20,2 -21 -19 -21 -18

Методические указания

Диапазонные свойства антенны в основном зависят от облучателя. Конструкции облучателей описаны в учебниках [1, 2, 4]. Вибраторные облучатели, питаемые с помощью коаксиальных линий, применяют обычно в дециметровом и в длинноволновой части сантиметрового диапазона. На сантиметровых и более коротких волнах используют волноводные и рупорные облучатели. Студенту предлагается самому выбрать тип облучателя согласно варианту в табл. 1.

При определении диаметра раскрыва зеркала в первом приближении можно положить, что коэффициент полезного действия антенны равен η = (0,85 ÷ 0,9), а коэффициент использования поверхности КИП = 0,65 ÷ 0,7. В дальнейшем при проведении расчётов эти значения следует уточнить. Распределение амплитуды поля в раскрыве зеркала определяется графическим способом с помощью диаграммы направленности облучателя по методике, изложенной в учебнике [1, разд. 9. 2. 2]. Аппроксимацию полученного распределения рекомендуется проводить степенным рядом

тематика курсового проекта - student2.ru (1.1)

Коэффициенты тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru находятся при решении уравнений:

тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru , где тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru – значения функции амплитудного распределения при тематика курсового проекта - student2.ru =1 (на краю зеркала) и при тематика курсового проекта - student2.ru = 0.5.

После определения коэффициентов тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru диаграмма направленности антенны рассчитывается с помощью соотношения:

тематика курсового проекта - student2.ru , (1.2)

где тематика курсового проекта - student2.ru - лямбда-функция тематика курсового проекта - student2.ru -го порядка; тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru -угол, определяющий направление в пространстве и отсчитываемый от нормали к поверхности раскрыва зеркала.

Для вычисления тематика курсового проекта - student2.ru можно использовать соотношение:

тематика курсового проекта - student2.ru , (1.3)

где тематика курсового проекта - student2.ru - функция Бесселя тематика курсового проекта - student2.ru -го порядка, тематика курсового проекта - student2.ru .

Значения функций Бесселя имеются в виде таблиц в справочниках по высшей математике или в программном обеспечении компьютера.

По рассчитанной ДН необходимо определить ширину главного и уровень боковых лепестков.

Используя данные в литературе [1, табл. 5.1], следует оценить величину коэффициента использования поверхности раскрыва, а затем уточнить величину коэффициента направленного действия антенны.

В заключение следует разработать сборочный чертёж антенны и устройство её сопряжения с фидерным трактом.

Вариант 2

Спроектировать передающую ромбическую антенну для магистральной связи. Расчёт электрических и конструктивных параметров антенны проводится по исходным данным, приведённым в табл. 2.

Необходимо рассчитать конструктивные размеры антенны, выбрать материал проводов для сторон ромба и для изготовления согласованной нагрузки, подобрать фидер для питания антенны. Расчёт электрических параметров антенны выполнить на оптимальной и крайних частотах рабочего диапазона.

В заключение работы необходимо рассчитать диаграмму направленности двойной ромбической антенны, выбрав разнос между большими диагоналями ромба в горизонтальной плоскости тематика курсового проекта - student2.ru , проанализировать полученный результат.

Таблица 2

  Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
Параметр
тематика курсового проекта - student2.ru , м
тематика курсового проекта - student2.ru 2:2 1,5:1 2,5:1 0,8:1,5 0,8:2 2:1 0,9:1,5 0,8:1,5 2:1 2:1
тематика курсового проекта - student2.ru , град
тематика курсового проекта - student2.ru , кВт

Здесь тематика курсового проекта - student2.ru - рабочая длина волны, тематика курсового проекта - student2.ru - диапазон волн, тематика курсового проекта - student2.ru - угол наклона траектории луча.

Методические указания

Направленные свойства ромбической антенны достаточно полно анализируются в учебниках [1,2,5], а в источнике [9] приведён пример расчёта.

Волновое сопротивление ромбической антенны определяется соотношением:

тематика курсового проекта - student2.ru , (2.1)

где L - малая диагональ ромба; тематика курсового проекта - student2.ru - диаметр провода (обычно 2 …4 мм); тематика курсового проекта - student2.ru - расстояние между расходящимися по высоте проводами ромба у тупого угла, тематика курсового проекта - student2.ru , l – длина стороны ромба.

Сопротивление излучения антенны, Ом :

тематика курсового проекта - student2.ru , (2.2)

где k -волновое число, k = 2 тематика курсового проекта - student2.ru / тематика курсового проекта - student2.ru 0.

Максимальный коэффициент усиления:

тематика курсового проекта - student2.ru , (2.3)

Коэффициент полезного действия:

тематика курсового проекта - student2.ru . (2.4)

Диаграммы направленности ромбической антенны в горизонтальной плоскости (плоскости ромба) и в вертикальной плоскости определяются выражениями:

тематика курсового проекта - student2.ru

тематика курсового проекта - student2.ru (2.5)

тематика курсового проекта - student2.ru , (2.6)

где тематика курсового проекта - student2.ru – длина стороны ромба; тематика курсового проекта - student2.ru – тупой угол ромба; тематика курсового проекта - student2.ru – высота подвеса антенны.

Для двойной ромбической антенны диаграмма направленности в горизонтальной плоскости рассчитывается по формуле

тематика курсового проекта - student2.ru . (2.7)

Вариант 3

Сконструировать рупорно–параболическую антенну. Исходные данные для расчёта электрических и конструктивных параметров антенны даны в таблице 3.

Таблица 3

  Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
Параметр
тематика курсового проекта - student2.ru , дБ
тематика курсового проекта - student2.ru , см 8,2 2,9 5,2 8,3 3,75 3,75

Методические указания

Для определения конструктивных размеров антенны следует задаться величиной коэффициента полезного действия ( тематика курсового проекта - student2.ru ) и коэффициента использования поверхности ( тематика курсового проекта - student2.ru ): тематика курсового проекта - student2.ru =0,85÷ 0,9, тематика курсового проекта - student2.ru =0,65÷0,75. Тогда площадь раскрыва S можно определить по формуле

тематика курсового проекта - student2.ru . (3.1)

Апертурой в данной антенне является сегмент кольца с радиусами тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru (рис. 3.1). Площадь апертуры зависит от угла раствора рупора тематика курсового проекта - student2.ru , с увеличением тематика курсового проекта - student2.ru площадь апертуры возрастает, но при этом увеличивается рассогласование рупора с волноводом. Рекомендуется выбирать тематика курсового проекта - student2.ru .

Для приблизительно одинаковых размеров раскрыва антенны в вертикальной и горизонтальной плоскости величины тематика курсового проекта - student2.ru , тематика курсового проекта - student2.ru , L1, L2 и тематика курсового проекта - student2.ru должны определяться соотношениями:

тематика курсового проекта - student2.ru , тематика курсового проекта - student2.ru (3.2)

тематика курсового проекта - student2.ru ; L1=2R1sin(α/2); L2=2R2sin(α/2).

Профиль зеркала в плоскости ХОZ (рис. 3.1) рассчитывается по уравнению: тематика курсового проекта - student2.ru . Требования к точности выполнения профиля зеркала, а также допустимые смещения фазового центра рупора вдоль и поперёк оси параболоида такие же, как у параболической антенны [1, разд. 9.2.4].

Диаграмма направленности антенны зависит как от характера распределения поля по апертуре, так и от формы самой апертуры. При точном учёте этих факторов формулы для расчёта диаграмм направленности приобретают весьма сложный вид [4]. Они существенно упрощаются, если предположить, что апертура представляет собой прямоугольник с размерами тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru , а распределение поля в этом прямоугольнике идентично распределению поля в прямоугольномволноводе на волне Н10, питающем данный рупор.

 
  тематика курсового проекта - student2.ru

Рис.3.1. Рупорно-параболическая антенна

На рис. 3.1 видно, что тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru . Тогда диаграмма направленности в случае горизонтальной поляризации поля в вертикальной плоскости имеет вид:

тематика курсового проекта - student2.ru , (3.3)

в горизонтальной плоскости:

тематика курсового проекта - student2.ru . (3.4)

Для каждой рассчитанной диаграммы определить ширину на уровне 0,707 и на нулевом уровне, а также уровень боковых лепестков, дБ.

При конструировании волноводного тракта необходимо выбирать стандартный волновод и стандартный волноводный фланец. Размеры и электрические параметры стандартных волноводов приведены в приложении 1, а размеры стандартных фланцев (контактных и дроссельных) в приложении 2. Поскольку рупор в данной антенне не является оптимальным, необходимо посчитать коэффициент отражения от горловины рупора и КБВ в фидере [6]. Если полученное значение КБВ меньше 0.9 – 0.95, необходимо рассчитать плавный, обычно экспоненциальный переход от рупора к питающему волноводу. Длина перехода L выбирается в пределах (3…10)· тематика курсового проекта - student2.ru , а поперечный размер рупора в плоскости стыка с переходом (2…5)· тематика курсового проекта - student2.ru .

В таком переходе изменение волнового сопротивления происходит достаточно плавно и интенсивность обратных волн мала. Волновое сопротивление стандартного волновода Zф и перехода в месте стыковки с рупором Z(0) рассчитываются по известной формуле

тематика курсового проекта - student2.ru . (3.5)

Если обозначить через R=Zф/Z(0) – перепад волновых сопротивлений, то волновое сопротивление в любом сечении x (рис. 3.2) запишется:

тематика курсового проекта - student2.ru (3.6)

Рассчитав по (3.6) для нескольких значений x волновое сопротивление перехода, по формуле (3.5) определяем профиль широкой стенки экспоненциального перехода.

тематика курсового проекта - student2.ru

Рис. 3.2. Экспоненциальный переход

Вариант 4

Спроектировать волноводно-щелевую антенную решетку с частотным сканированием. Исходные данные для расчета электрических и конструктивных параметров приведены в табл. 4. При проектировании определить возможный сектор сканирования D тематика курсового проекта - student2.ru и углочастотную чувствительность на средней длине волны генератора.

Таблица 4

  Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
Параметр
тематика курсового проекта - student2.ru , см 3,2 2,5 3,2 4,2
тематика курсового проекта - student2.ru , см 4,0 4,5 5,6 9,3 4,2 7,8 13,5 3,2 3,8 4,5
тематика курсового проекта - student2.ru , см 2,6 6,12 2,5 7,5 2,5 3,2
тематика курсового проекта - student2.ru , град -4,5 -6 -5 -9,5 -10 -6,5 7,8 -5
тематика курсового проекта - student2.ru , град
тематика курсового проекта - student2.ru , кВт 0,3 0,5 0,1 0,12 0,5 0,2 0,1 0,5 0,4 0,4

Здесь тематика курсового проекта - student2.ru - средняя длина волны генератора; тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru - границы перестройки длины волны генератора; тематика курсового проекта - student2.ru - направление главного максимума диаграммы направленности на тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru - ширина главного лепестка ДН на тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru - мощность, подводимая к антенне.

Методические указания

Теория излучения и методы частотного сканирования в линейных антенных решетках изложены в учебниках [1, разд. 4.3.3; 8.2], [4, глава 6]. В источниках [3] и [6, главы 2 и 5] приведены методы расчета волноводно-щелевых антенных решеток с частотным сканированием.

Наиболее часто используются нерезонансные волноводно-щелевые антенны с продольными щелями в широкой стенке волновода с переменнофазным возбуждением.

Ширина ДН и КПД антенны зависят от распределения излучаемой мощности вдоль решетки. На практике получили распространение законы: экспоненциальный, когда каждая щель излучает одинаковую долю подходящей к ней мощности бегущей волны; равномерный, когда каждая щель излучает одинаковую мощность. Очевидно, равноамплитудное возбуждение щелей можно реализовать, постепенно увеличивая расстояние между продольными щелями и средней линией широкой стенки волновода. Относительная мощность, поглощаемая в согласованной нагрузке тематика курсового проекта - student2.ru , т.е. КПД=0.9…0.95.

При равноамплитудном возбуждении N щелей относительная мощность излучения любой n-ой щели определяется формулой из источника [6]:

тематика курсового проекта - student2.ru , (4.1)

а коэффициент связи щели с волноводом и ее проводимость определяются выражениями:

тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru . (4.2)

Определив проводимости всех N щелей, находим смещение каждой щели относительно середины широкой стенки волновода.

Множитель в диаграмме направленности волноводно-щелевой решетки рассчитывают на тематика курсового проекта - student2.ru , тематика курсового проекта - student2.ru и тематика курсового проекта - student2.ru по формуле

тематика курсового проекта - student2.ru , (4.3)

где тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru - угол, отсчитываемый от нормали к линии расположения щелей.

Диаграмма направленности одной полуволновой щели в этой же плоскости определяется формулой

тематика курсового проекта - student2.ru . (4.4)

Тогда ДН антенны в продольной плоскости:

тематика курсового проекта - student2.ru . (4.5)

В поперечной плоскости ДН антенны определяется излучающими свойствами одной щели, прорезанной в экране конечных размеров. При ширине волновода тематика курсового проекта - student2.ru можно воспользоваться любой из диаграмм, рассчитанных и изображенных на графике в учебниках [6, с. 140], [4, рис. 6.13].

Уменьшить длину согласованной нагрузки можно, применив экспоненциальный профиль поглощающего клина в плоскости Е (рис 4.1). Величину тематика курсового проекта - student2.ru выбираем от тематика курсового проекта - student2.ru до тематика курсового проекта - student2.ru , а высоту клина ( тематика курсового проекта - student2.ru ), равной размеру узкой стенки волновода. Тогда, задаваясь значениями L в пределах от 0 до L0, рассчитываем соответствующее значение h по формуле

тематика курсового проекта - student2.ru (4.6)

тематика курсового проекта - student2.ru

Рис. 4.1. Профиль поглощающего клина в плоскости Е

В качестве твердого объемного поглотителя можно использовать мелкодисперсное карбонильное железо с твердеющими наполнителями (полистирол, эпоксидная смола), либо алюмооксидную керамику, графит с цементом.

Стандартный волновод на заданное значение тематика курсового проекта - student2.ru подбирается по табл. 1 в приложении 1.

Вариант 5

Спроектировать двухзеркальную антенну спутниковой связи для приема линейно-поляризованного сигнала по исходным данным, приведенным в таблице 5.

Таблица 5

Параметр Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
f0, ГГц
Ку, дБ

Методические указания

При проектировании антенны рекомендуется применить двухзеркальную антенну Кассегрена, построенную по классической схеме: большое зеркало – параболической формы, а малое – гиперболической. Для определения конструктивных размеров антенны надо использовать рекомендации и расчетные соотношения, приведенные в разделах 1.1, 1.2 и 1.4 [4]. В этом же источнике излагается метод расчета ДН антенны. Согласно этому методу исходная двухзеркальная антенна заменяется «эквивалентной» однозеркальной, с диаметром раскрыва равным диаметру раскрыва большого зеркала двухзеркальной антенны. Фокусное расстояние эквивалентного зеркала определяется выражением:

тематика курсового проекта - student2.ru (5.1)

где e – эксцентриситет гиперболы,

f – фокусное расстояние большого зеркала.

Значение e определяет профиль малого зеркала и длину всей антенны и должен находиться в пределах e=1,2¸3, т.к. при e®1 гиперболоид трансформируется в параболу и его нужно облучать плоской волной, при больших значениях e гиперболоид вырождается в плоскость.

Распределение поля по амплитуде и фазе в раскрыве эквивалентного зеркала такое же, как и в раскрыве большого зеркала двухзеркальной антенны. Таким образом, расчет двухзеркальной антенны сводится к расчету обычной параболической антенны (см. методические указания к варианту 1). При определении диаметра раскрыва большого зеркала по заданному Ку можно принять, что коэффициент полезного действия антенны h =(0,85¸9), а коэффициент использования поверхности КИП=0,7¸0,75.

В качестве облучателя целесообразно выбрать конический рупор, и лучше всего либо гофрированный, либо с изломом образующей (раздел 9.4 в учебнике [1]). Если в качестве облучателя выбирается пирамидальный рупор, то необходимо обеспечить осесимметричную ДН, т.е. размеры раскрыва рупора должны удовлетворять соотношению ар@1.5bр.

Вариант 6

Рассчитать и определить конструкцию спиральной антенны в режиме осевого излучения. Расчетные данные приведены в таблице 6. К ним относятся рабочий диапазон, средняя длина волны и коэффициент усиления антенны.

Вход антенны – стандартный коаксиальный разъем 75 Ом. Расчет электрических параметров антенны выполнить на средней и крайних частотах рабочего диапазона.

Таблица 6

Параметр Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
l0, см
тематика курсового проекта - student2.ru , %
Ку, дБ
nxm 2x2 3x1 2x2 1x2 3x2 2x3 2x2 2x3 3x1 2x1

В заключении работы необходимо рассчитать диаграмму направленности плоской синфазной решетки на основе рассчитанной спиральной антенны. Размеры решетки nxm даны в таблице 6.

Методические указания

Излучающие свойства и расчетные формулы довольно подробно рассмотрены в источниках [1-3;7].

Один из примеров конструкции приведен в учебнике [3]. Для успешного проектирования помимо теории спиральных антенн необходимо предварительно разобраться в теории излучения линейных антенных решеток (АР) в режиме осевого излучения [2], а также в теории плоских синфазных антенных решеток (САР).

Поскольку входное сопротивление спиральной антенны чисто активно и близко к 140 Ом, необходимо рассчитать согласующее устройство на входе (например, тематика курсового проекта - student2.ru - трансформатор).

Вариант 7

Рассчитать и спроектировать синфазную антенную решетку (САР) на микрополосковых излучателях. Исходные данные для расчета (рабочая длина волны и размеры решетки (mxn)) приведены в таблице 7. Волновое сопротивление подводящей МПЛ равно 50 Ом.

Таблица 7

Параметр Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
l0, см
mxn 2x2 2x2 2x3 3x2 4x1 4x1 2x2 3x2 3x1 4x1

Необходимо подобрать материал и высоту подложки МПЛ, материал токонесущей полоски, рассмотреть существующие конструкции МПЛ излучателей и обосновать выбор одного из них, рассчитать ДН одиночного излучателя. Рассмотреть варианты разветвления подводящей МПЛ для синфазного возбуждения излучателей.

Методические указания

Теорию МПЛ и основные расчетные формулы можно изучить по учебному пособию [14]. Общие понятия и обзор конструкций печатных МПЛ антенн дан в учебнике [16] и (раздел 8.3 в [1]), основные теоретические положения и расчетные формулы приводятся в учебном пособии [4]. Излучение САР также можно изучить по учебнику [1].

Вариант 8

Рассчитать и разработать конструкцию плоской антенны поверхностных волн (АПВ) для исходных данных в таблице 8.

Требуется выбрать конструкцию возбудителя и направителя поверхностной волны. Вход антенны – стандартный дроссельный фланец.

Таблица 8

Параметр Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
l, см 4.5
тематика курсового проекта - student2.ru , %
КНД, раз        
2q0.5, град            

Методические указания

Теория излучения АПВ и расчетные формулы приведены в источниках [1; 2; 6].

Длина направителя L определяет КНД и ширину диаграммы направленности антенны:

тематика курсового проекта - student2.ru ; тематика курсового проекта - student2.ru . (8.1)

При выборе коэффициента замедления g и размеров антенны должно выполняться условие оптимальности:

тематика курсового проекта - student2.ru . (8.2)

Эффективность возбуждения поверхностной волны Э можно рассчитать по формуле

тематика курсового проекта - student2.ru (8.3)

где h – высота раскрыва возбудителя,

тематика курсового проекта - student2.ru , тематика курсового проекта - student2.ru . (8.4)

Обычно бывает достаточно Э =(60¸80) %.

Ширину направителя а можно определить по формуле

тематика курсового проекта - student2.ru . (8.5)

Вариант 9

Рассчитать Н-плоскостную рупорную антенну с корректирующей линзой в раскрыве по исходным данным, приведенным в таблице 9.

Вход антенны – стандартный дроссельный фланец, либо коаксиальный разъем 50 Ом. Оценить излучающие свойства антенны на краях частотного диапазона.

Таблица 9

Параметр Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
f, ГГц 11,2
тематика курсового проекта - student2.ru , %
2j, град

Методические указания

Теория рупорных антенн изложена в учебниках [1; 2; 6; 8] и во многих других. Типы корректирующих линз в раскрыве и формулы для расчета даны в литературе [7]. В Н-плоскостном рупоре целесообразно использовать металлопластинчатую (воздушную) корректирующую линзу.

Вариант 10

Рассчитать рупорную антенну с осесимметричной ДН и круговой поляризацией поля излучения. Исходные данные для расчета даны в таблице 10.

Таблица 10

Параметр Предпоследняя цифра номера зачетной книжки
l, см 3.5 2.5 2.8
КНД, раз
тематика курсового проекта - student2.ru , %

Вход антенны – стандартный дроссельный фланец или коаксиальный разъем 50 Ом (при l>5 см). Оценить излучающие свойства антенны на краях частотного диапазона.

Методические указания

Теория и расчетные формулы для рупорных антенн даны в учебниках [1; 2; 6; 8]. Методы получения поля вращающейся поляризации подробно изложены в источнике [7].

Вместо тем, предлагаемых в вариантах 1¸10, студент может разрабатывать (по согласованию с преподавателем) одну из ниже перечисленных:

1. Синфазная двумерная антенная решетка из диэлектрических антенн.

2. Антенна-линза Люнеберга.

3. Коротковолновая синфазная антенная решетка из горизонтальных вибраторов.

4. Логопериодическая вибраторная антенна.

5. Антенна типа «волновой канал».

6. Волноводно-щелевая антенная решетка с наклонными щелями в узкой стенке волновода.

7. Офсетная параболическая антенна.

8. Плоская спиральная антенна.

9. Передающая антенна для радиостанции «Студенческая волна».

10. Антенна для радиосвязи под землей (для шахт).

Разработка темы (подбор технической литературы, выбор методики расчета и т.д.) производится студентом самостоятельно.


Приложение 1

Наши рекомендации