Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности!

Примеры для разбора на занятии:

Задание Комментарии Ответ
Блок 1. (обязательный минимум-подготовка к задачам ЕГЭ)  
1. Сколькими нулями оканчивается число 400! ? Перебираем двойки и пятерки в разложении на множители. Понятно, что двоек гораздо больше. Значит, для каждой двойки найдется пятерка! Считаем пятерки. Внимательно! Ведь есть числа. Которые делятся не только на 5, а на 25 и даже 125. Их количество ( с учетом делимости на степень пятерки) и дает ответ.
2. При каких натуральных значениях Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru дробь Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru есть целое число? Делим с остатком числитель на знаменатель, то есть выделяем целую часть дроби. Дробь равна целому числу плюс «число, деленное на Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ». Остается выяснить, на какие целые числа делится число, то есть какие значения может принимать Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , при каких Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru это происходит, и какие их них натуральные.
3. Решите в целых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru Единица из правой части раскладывается в произведение двух целых множителей не таким уж большим количеством способов…. Всего-то двумя! (1,1 и -1,-1). Получаем две системы (для каждого из случаев – по одной). Находим ответ. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
4. Решите в целых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Задача полностью сводится к предыдущей, только надо это увидеть. Добавим в каждую часть уравнения по 2, и левая часть разложится на множители! Правда, решать придется уже не две системы, а 4: множители 2,1; 1,2; -2,-1; -1,-2. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
5. Решите в целых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Однородное выражение в левой части раскладывается на множители стандартным образом (например, как квадратный трехчлен относительно Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ). Перебираем разложения тройки. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
6. Докажите, что уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru не имеет решений в целых числах. Квадрат целого числа не может давать при делении на 3 остаток 2. (Докажите, перебрав все три возможных остатка при делении на 3 числа, возводимого в квадрат.)  
7. Найдите общий вид таких чисел, которые при делении на 5 дают остаток 2, а при делении на 3 – остаток 1. Записываем уравнение в целых числах: Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ,далее возможны варианты. 1) просто перебираем остатки при делении А на 15 - НОК(3;5). 2) приводим подобные; перебираем все остатки при делении Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru на 3 (можно при делении Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru на 5, но это дольше). Ищем, в каком случае возможно равенство, подставляем в выражение для А соответствующий вид Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru : Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru или Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Получаем ответ. 3) представляем свободный член – число 1- в виде суммы некоторого количества троек и пятерок, например, Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Далее переносим все «тройки» в одну часть уравнения, все «пятерки» - в другую, и делаем вывод о делимости обеих частей, например, на 3. Получаем общий вид числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Так, пожалуй, быстрее всего. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
8. Докажите, что при любом целом Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru число Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru делится на 120. Раскладываем на множители. Произведение пяти последовательных целых чисел должно делиться на 5!=120.  
9. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Если Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , то левая часть уравнения оканчивается на 3 ( так как факториалы чисел , больших 4, содержат множители 5 и 2, то есть оканчиваются 0). Квадрат же не может заканчиваться тройкой. Перебираем Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
10. Решите в простых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Либо левую часть представляем как разность квадратов и перебираем разложения 9 на множители, либо переносим 9 влево, а Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru - вправо; тогда Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru (одной четности) – четные числа, отличающиеся на 6, то есть одно из них делится не только на 2, но и на 4. Следовательно, Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru - четное простое число, то есть 2. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
Блок 2. (задания уровня ЕГЭ)
11. Найдите все простые числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , для каждого из которых существует такое целое число Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , что дробь Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru сократима на Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Кроме числителя и знаменателя, можно найти еще числа, делящиеся на Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Поиском занимаемся, либо подгадывая такие комбинации исходных чисел, чтобы степени уменьшались (а в конце получаем число, которое точно делится на Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ), либо с использованием деления с остатком ( сродни алгоритму Евклида). 2,3
12. Найдите все такие простые числа p, для каждого из которых существует такое целое число k, что число p является общим делителем чисел Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Задача аналогична предыдущей. 3, 5, 7.
13. Наибольшее целое число, не превосходящее Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , равно Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Найдите все такие действительные значения Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Записываем условие-ограничение, получаем неравенство на Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Решаем. Далее замечаем, что Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ; выражаем Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru через Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , подставляем в полученное решение неравенства. Выбираем наибольшее целое Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Находим Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , пишем в ответ. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
14. Найдите все натуральные числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , для которых верно равенство Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Возможны различные рассуждения при решении этой задачи, и мы ни в коем случае не претендуем на уникальность или оптимальность решения. Предложим один из вариантов. Используем ограничения, которые очень легко получить, зная, что переменные – натуральные числа, то есть не меньше 1. Далее получаем конечный (да и небольшой) набор возможных значений одной из переменных, и задача сводится к трем стандартным уравнениям в целых числах. Иногда в подобных задачах для получения ограничений приходится использовать базовые неравенства. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
15. Найдите все целые значения Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , для которых выполняется равенство Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Если раскрыть скобки и использовать разложение на множители, то получим стандартное уравнение, решаемое конечным перебором. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
16. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , где Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Домножением на знаменатели сводим задачу к предыдущей. Есть другой способ решения, использующий то, что из двух положительных слагаемых в левой части должно быть одно, которое не менее половины правой части. Но со знаменателем 25 такое решение менее удобно. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
17. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Задача решается методом «бесконечного спуска». Рассматривается четность-нечетность входящих в условие переменных и делается обобщающий вывод. Фактически, задача неявно предполагает действия методом математической индукции. Решений нет
18. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Несложные рассуждения с делимостью, правда, на факториал, и аккуратность в конце приводят к ответу, довольно очевидному при взгляде на уравнение. Надо заметить, что здесь приходится упорядочить переменные, отдельно рассмотрев случай равенства. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
19. Найдите все тройки натуральных чисел Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , удовлетворяющие уравнению Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Опять упорядочим переменные, проведем небольшую оценку и сведем все к конечному перебору. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
20. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . В условии бросаются в глаза семерки в правой части. Точнее, на 7 она делится, а на 49 уже нет… Так что в связи с делимостью на 7 придется рассмотреть значения Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru меньше 7 (перебрать легко, тем более если еще что-нибудь отсеять….) и не меньше 7 (здесь поработать с делимостью). Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
21. Найдите все пары натуральных чисел Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , являющиеся решениями уравнения Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Пара нетривиальных задач с коротким решением для наблюдательных людей. Надо хорошо знать свойства, связанные с четностью и со степенями 3….. Если вы угадаете, делимость на что надо рассматривать. То есть шанс решить задачу! Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
22. Найдите все пары натуральных чисел Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , являющиеся решениями уравнения Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
23. Винтики можно разложить в пакетики, а пакетики упаковать в коробки, по 3 пакетика в одну коробку. Можно эти же винтики разложить в пакетики так, что в каждом пакетике будет на 3 винтика больше, чем раньше, но тогда в каждой коробке будет лежать по 2 пакетика, а коробок потребуется на 2 больше. Какое наибольшее количество винтиков может быть при таких условиях? Классическая текстовая задача на составление и решение уравнения в целых числах со смысловыми ограничениями. Внимательно читаем условие и вопрос задачи!
24. Перед каждым из чисел 2;3;…;6 и 10;11;…;20 произвольным образом ставят знак плюс или минус, после чего к каждому из образовавшихся чисел первого набора прибавляют каждое из образовавшихся чисел второго набора, а затем все 55 полученных результатов складывают. Какую наименьшую по модулю и какую наибольшую сумму можно получить в итоге? На один из вопросов задачи ответить легко, если знать, как суммируется прогрессия, или потратить просто побольше времени на складывание чисел. (да, во второй задаче надо сначала заметить произведение двух скобок). Со вторым вопросом значительно сложнее. Надо сделать целых две вещи: первое – доказать, что 0 получиться не может(четность). Второе – привести пример, когда получается 1 (это тоже нетривиально, нужна фантазия). 1 и 1045
25. Каждое из чисел 2;3;…;7 умножают на каждое из чисел 13; 14;…;21 и перед каждым из полученных произведений ставят знак плюс или минус, после чего все 54 полученных результата складывают. Какую наименьшую по модулю и какую наибольшую сумму можно получить в итоге? 1 и 4131
26. Какое наибольшее число членов может иметь геометрическая прогрессия, все члены которой – различные натуральные числа, большие 210 и меньшие 350? Логическая задача, включающая необходимость придумать пример, подтверждающий догадку об ответе, и обосновать, что ответ верный – то есть в нашем случае аккуратно доказать с помощью неравенств, что пяти членов уже быть не может.
27. Последние члены двух конечных арифметических прогрессий Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru совпадают, а сумма всех совпадающих (взятых по одному разу) членов этих погрессий равна 815. Найдите число членов в каждой прогрессии. Классическая задачка на совмещение двух прогрессий и постановку ограничений. Уравнение в целых числах. См.подготовительные задания. 49 и 29
28. Найдите все пары натуральных чисел Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , удовлетворяющие равенству Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ( в левой части равенства стоит число, получаемое приписыванием десятичной записи числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru перед десятичной записью числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ) . Оценка длины десятичной записи числа. Хитрое сведение к конечному перебору с помощью оценок. Выполните затем аналогичную задачу самостоятельно. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
29. Число Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru равно произведению 10 различных натуральных чисел, больших 1. Какое наименьшее число различных натуральных делителей (включая единицу и само число) может иметь число Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ? Разумный перебор делителей, подсчет их количества, включающий расположение по возрастанию (упорядочение опять сильно помогает решению) не исчерпывают решение. Опять-таки надо привести пример того. Что оптимальное значение достижимо.
30. Сумма шестнадцати чисел равна Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Оказалось, что сумма каждых пятнадцати из этих шестнадцати чисел положительна. Какое наименьшее целое значение может иметь наименьшее из данных чисел? НЕОБХОДИМО упорядочение чисел. Далее легкая, но красивая оценка нужного числа и, конечно, как же без примера реализации… Проделайте в домашней задаче все то же самое самостоятельно. -6
       
Блок 3. (домашнее задание)
31. Решите в целых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
32. Решите в целых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
33. Решите в целых числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
34. Докажите, что уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru не имеет решений в целых числах.  
35. Найдите общий вид таких чисел, которые при делении на 3 дают остаток 1, а при делении на 4 – остаток 3. Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
36. При каких натуральных Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru число Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru делится на 120? При всех
37. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
38. . Найдите все простые числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , для каждого из которых существует такое целое число Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , что дробь Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru можно сократить на Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . 2, 5
39. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
40. Решите в натуральных числах уравнение Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
41. Перед каждым из чисел 5;6;…;10 и 12;13;…;16 произвольным образом ставят знак плюс или минус, после чего к каждому из образовавшихся чисел первого набора прибавляют каждое из образовавшихся чисел второго набора, а затем все 30 полученных результатов складывают. Какую наименьшую по модулю и какую наибольшую сумму можно получить в итоге? 1 и 645
  1. Найдите все пары натуральных чисел Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru и Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru , удовлетворяющие равенству Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru ( в левой части равенства стоит число, получаемое приписыванием десятичной записи числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru перед десятичной записью числа Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru )
  Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru
  1. Болтики можно разложить в пакетики, а пакетики упаковать в коробки, по 2 пакетика в одну коробку. Можно эти же болтики разложить в пакетики так, что в каждом пакетике будет на 5 болтиков меньше, чем раньше, но тогда в каждой коробке будет лежать по 3 пакетика, а коробок потребуется на 2 меньше. Какое наименьшее количество болтиков может быть при таких условиях?
 
  1. Сумма восьми чисел равна Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности! - student2.ru . Оказалось, что сумма каждых семи из этих восьми чисел положительна. Какое наименьшее целое значение может иметь наименьшее из данных чисел?
-7

Наши рекомендации