IV. Обобщение. Фронтальная беседа

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Запись темы урока

II. Проверка Д/з

III. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

Синквейн
Средства выразительности Они Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы) Средства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) "Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский). Проблема
Диаманта Речь Красивая, живая (необычная, богатая, волшебная) Обогащающаяся, описывающая, оживляющая Красота, выразительность, гибкость, вместительность Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая Примитивная, невыразительная Словесный мусор

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

  • Повторить термины;
  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

IV. Обобщение. Фронтальная беседа - student2.ru

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Задание 2. Кроссворд 2

IV. Обобщение. Фронтальная беседа - student2.ru

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 3

– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

IV. Обобщение. Фронтальная беседа - student2.ru

Задание 4 "Солнышко"

IV. Обобщение. Фронтальная беседа - student2.ru

Задание 5

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

IV. Обобщение. Фронтальная беседа - student2.ru

Эвфемизм– разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть.

Задание 6 "Снежинка"

IV. Обобщение. Фронтальная беседа - student2.ru

Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.

Задание 7

– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин). 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

IV. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

Наши рекомендации