Зона пониженной остойчивости (ЗПО)
При плавании судна в шторм оно периодически может находиться в разных положениях относительно волны:
-на гребне,
-на подошве,
-на подветренном или наветренном склоне волны.
Рис. 1.12. Изменение остойчивости судна при L»l.
Это проявляется особенно сильно, если размеры судна соизмеримы с длиной волны. При размещении судна на нескольких подошвах или гребнях одновременно, когда L≥l. понижения остойчивости не наступает. Аналогично не снижается остойчивость при любом положении маленького судна на большой волне при L<<l. Положение судна на гребне волны при размерах L=l ставит его в состояние пониженной остойчивости из-за уменьшения площади действующей ватерлинии, (рис.1.12 б).
При этом может резко измениться диаграмма статической остойчивости. Она становится намного ниже диаграммы остойчивости при положении судна на подошве волны или при спокойной воде, а значит, изменится метацентрическая высота (рис. 1.12а).
Условия, при которых судно находится в зоне пониженной остойчивости (ЗПО) являются:
1. (1.28) 2. (1.29)
-это условие означает движение судна на попутной волне, когда его корпус располагается перпендикулярно фронту волны или близок к этому положению (± 12°). На универсальной диаграмме Ремеза Ю.В. это движение судна в секторе II, IV.
3. и (1.30)
это условие означает движение судна со скоростью бега волны, когда оно «оседлавши» гребень волны перемешается вместе с фронтом волны, т.е. бесконечно долго находится на гребне волны в состоянии пониженной остойчивости. Такое положение соответствует «идеальному» положению судна в ЗПО (состоянию пониженной остойчивости).
На практике для средних и крупнотоннажных промысловых судов и большинства транспортных тихоходных судов положение -практически недостижимо, так как при узлов.
Положение соответствующее , показаны на УДК пунктирной линией, так при l=100 м. получим
Кривые ниже этой линии соответствуют видимым периодам t¢, когда судно обгоняет волну. Предупреждение: промысловые суда средне и даже мало тоннажные могут достигать условий: при волнении на мелководье, за счет резкого уменьшения при этом величин l и V.
На практике и научными исследованиями установлено, что судно может потерять остойчивость, если будет находиться на гребне волны даже в течении только 2-х периодов собственных бортовых колебаний. [27] Поэтому в задачах определения ЗПО считают, что судно уже находится в зоне пониженной остойчивости, если t´³2Т1.
Определение положения судна в ЗПО может осуществляться тремя способами.
1.Аналитически вопрос о положении судна в ЗПО решается определением положительной величины VЗПО в узлах по формуле:
(1.31)
2.По универсальной диаграмме качки графическое решение заключается в проведении вертикали ЗПО из точки пересечения и
Рис.1.13. Определение ЗПО по УДК
Вертикаль ЗПО показывает правую границу скорости судна с условием его нахождения в ЗПО. Для промысловых и транспортных судов левая граница выхода из ЗПО практически недостижима.
3.При использовании маневренного планшета ЗПО получают расчетом величины относительной скорости:
(1.32)
Для получения VЗПО (скорости попадания в (ЗПО)) откладывают UЗПО от конца вектора C к центру планшета. Вектор из центра планшета до полученной точки дает VЗПО в масштабе построения. Естественно, что при всех вышеназванных расчетах для попадания судна в ЗПО необходимо соблюдение первых двух условий, а именно: l»LWL; КК=КПбв±180°±12° или КК=КПсг±12°. Третье условие t¢=2ТΘ заложено в решении.
Явление слеминга
Слемингом называют мощные регулярные удары волн в днище носовой части корпуса; такое явление возникает при движении судна навстречу волне, когда совпадает опускание носовой части корпуса с набегающим навстречу гребнем волны и усиленной килевой качке.
Более редким бывает слеминг на промысловых судах при движении по волне за счет специфических кормовых обводов промысловых судов. Особенно характерен и опасен такой слеминг при выборке тралов кормового траления.
Явление слеминга опасно возможными нарушениями местной прочности и герметичности корпуса, дополнительными нагрузками на судовые машины и механизмы. Условиями слеминга являются:
L»l
2. КК =КПбв ±20° (второй сектор УДК)
3. t¢=Т2,3 где Т2,3= -период собственных килевых или вертикальных колебаний судна*. Это соответствует резонансной килевой качки.
Задача может решаться тремя способами:
1. Аналитически скорость при которой возникает слеминг рассчитывается по формуле:
(1.33)
2.С помощью УДК Vсл определяют по вертикали опущенной из точки пересеченияl=L и t¢=Т2,3
Рис. 1.14. Определение зоны слеминга по УДК.
3.На маневренном планшете способом Чудова В.В. зону слеминга находят, рассчитав относительную скорость слеминга по формуле:
(1.34)
И отложив Uсл с конца вектора С к центру планшета, величина скорости слеминга снимается в масштабе построения от центра планшета до полученной точки.