Справочный материал для учителя.
Числа 3 и 7
– Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры или числа? Однако не все так думают. У некоторых людей есть числа «хорошие» и «плохие». Например, числа 3 и 7 издревле считаются хорошими. Так уж сложилась их история. Сейчас мы можем легко сосчитать все карандаши в пенале, стулья на кухне. А в далекие времена человеку с трудом удавалось досчитать до двух. И каждый раз за двойкой начиналось что-то неизведанное, загадочное. Считали так: «один», «два», «много». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».
Долгое время у многих народов пределом счета была именно тройка. Так, число 3 стало излюбленным в мифах и сказках. Поэтому в сказках 3 медведя, 3 богатыря, 3 брата, 3 сестры и т. д.
Особым почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Вспомните пословицы русского народа: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут». Наша неделя состоит из семи дней. Древние заметили, что 7 нельзя поделить на равные части. Вот и назвали 7 – «не деля».
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую помощь оказывает знание таблицы умножения на 3?
Домашнее задание: № 6, 7 (учебник); № 132, 133, 134 (рабочая тетрадь).
Урок 47
Умножение и деление на 3
Цели урока:составить таблицу деления на 3; совершенствовать навыки решения задач с использованием действий умножения и деления; развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько треугольников изображено на чертеже? (12.)
Сколько четырехугольников? (4.)
2. Прочитайте цифры:
7, 20, 17, 12, 10, 19, 5, 6, 2, 60.
– Назовите цифры, с помощью которых написаны эти числа.
– Назовите однозначные числа.
– Назовите двузначные числа.
– Назовите «круглые» числа.
– Расположите все числа в порядке убывания.
3. Решите задачу.
На первую машину погрузили половину всех шкафов, а на вторую – оставшиеся 5. Сколько всего было шкафов?
4. Рассмотрите иллюстрации.
На каждых весах раскрасьте более легкую игрушку.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы составим таблицу деления на 3.
IV. Работа по теме урока.
Используя фишки и опираясь на таблицу умножения трех и на 3, учащиеся составляют таблицу деления на 3.
Далее учащиеся сравнивают свою таблицу с таблицей деления на 3 на с. 88 учебника.
Задание № 13(с. 88).
Используя таблицу умножения на 3, учащиеся выполняют деление. Это задание учит детей использовать способ подбора по таблице умножения.
Задание № 15(с. 89).
Задание выполняется фронтально.
Запись: 0 · 3 = 0.
0 : 3 = 0.
Задание № 16(с. 89).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Выполните рисунок и решите задачу.
Задание № 18(с. 89).
– Что известно? Что требуется узнать?
Решение:
12 : 3 = 4 (окна) – всего.
Ответ: 4 окна.
Задание № 20(с. 89).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Есть ли в задаче «лишние» данные? Какие? (За два дня.)
Учитель предлагает задачу:
– Каждый из 3 школьников делал для детского сада по 4 лопатки в день. Сколько всего лопаток сделали школьники за 2 дня?
– Сравните условия и вопросы обеих задач.
– Объясните, чем отличаются их решения.
– Запишите решение второй задачи.
Решение: 1) 4 · 3 = 12 (л.) – делают 3 школьника за 1 день.
2) 12 + 12 = 24 (л.) – за 2 дня.
Ответ: 24 лопатки.
Задание № 10(с. 88).
– Запишите кратко условие задачи.
Решение: 1) 8 · 3 = 24 (к.) – смородины.
2) 24 + 18 = 42 (к.) – всего.
Ответ: 42 куста.