Вводное занятие

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям

Челябинск

УДК 537

Ш 95

В пособии приводятся основные понятия и законы, которые изучаются при выполнении лабораторных работ по разделу «Электричество» курса общей физики. Представлено описание лабораторных установок, указан порядок проведения эксперимента и обработки результатов измерений, даны вопросы для контроля знания изучаемой темы.

Предназначено для студентов очного и заочного отделений Челябинского института путей сообщения.

Составитель старший преподаватель кафедры

естественнонаучных дисциплин А.В. Шушарин.

Рецензент кандидат физико-математических наук, профессор

кафедры общей и теоретической физики ЮУрГУ

А.Е. Гришкевич;

Печатается по решению учебно-методического совета
Челябинского института путей сообщения

© Филиал Уральского государственного университета путей сообщения. Челябинский институт путей сообщения, 2007.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале по технике безопасности. При проведении работ студенты обязаны соблюдать меры личной безопасности и меры по сохранению оборудования:

- перед выполнением работы студент обязан изучить описание предстоящей работы;

- при выполнении работ использовать только предназначенные для нее приборы;

- не допускать применение неисправных электрических вилок, розеток, проводов c нарушенной изоляцией, не допускать переплетения соединительных проводов;

- устанавливать рекомендованные пределы измерения приборов либо устанавливать максимальный предел; регуляторы напряжения и тока устанавливаются на минимальные значения;

- не разрешается держать электрическую цепь под напряжением длительное время, цепь замыкать только на время измерений,

- запрещается прикасаться руками к элементам цепи, если она находится под напряжением;

- не разрешается класть на стол сумку, одежду; нельзя загромождать проходы сумками, стульями;

- по окончании работы необходимо отключить приборы и привести рабочее место в порядок.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Электроизмерительные приборы – это устройства, предназначенные для измерения электрических величин: тока, напряжения, сопротивления. Например, вольтметры, амперметры, мультиметры, осциллографы. Процесс измерения основан либо на непосредственном отсчете показаний по прибору, либо на методе сравнения с образцовой мерой.

Основными характеристиками электроизмерительных приборов являются:

1. Вид тока: «–» – постоянный, « ~ » – переменный.

вводное занятие - student2.ru вводное занятие - student2.ru 2. Знак системы, который определяется физическим явлением, положенным в основу его действия. В лаборатории используются приборы двух систем: а) – магнитоэлектрическая, по действию магнитного поля на рамку с исследуемым постоянным током; б) – электромагнитная, по притяжению ферромагнитного сердечника к катушке с исследуемым как постоянным, так и переменным током.

3. Предел измерений Y0 – это наибольшее значение диапазона измерений. Отсчет измеряемой величины определяется как произведение цены деления шкалы на число делений, которое показывает стрелка: Y = C N. Цена деления показывает значение величины, вызвавшей отклонение указателя (стрелки) на одно деление. Она равна отношению предела измерения прибора к числу делений шкалы: вводное занятие - student2.ru .

4. Знак класса точности прибора: 0,2; 0,5; 1,0; 2,5 – это выраженное в процентах отношение систематической погрешности к пределу измерения: вводное занятие - student2.ru . Систематическая погрешность прибора может быть определена по классу точности вводное занятие - student2.ru . Она одинакова при любом положении стрелки прибора. Поэтому рекомендуется подбирать предел измерения так, чтобы стрелка находилась в крайней трети шкалы. Тогда относительная погрешность измерения вводное занятие - student2.ru будет минимальна.

Для цифровых приборов погрешность измерения равна единице последнего разряда на индикаторе.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОСЦИЛЛОГРАФ

Осциллограф предназначен для исследования формы электрических процессов путем визуального наблюдения на экране и измерения их временных и амплитудных значений.

Основным элементом осциллографа является электронно-лучевая трубка ЭЛТ (рис. 1). Электроны, испускаемые с катода за счет термоэлектронной эмиссии, разгоняются в электрическом поле между катодом и анодом и попадают на экран, вызывая свечение.

вводное занятие - student2.ru
Исследуемый сигнал подается на вход Y осциллографа. Пройдя через делитель, усиленный до необходимой величины, сигнал подается на вертикально отклоняющие пластины. Луч на экране отклоняется в вертикальном направлении пропорционально измеряемому напряжению. Делитель напряжения служит для изменения коэффициента усиления. Делитель можно установить в необходимое положение переключателем «Вольт/дел». Числа около переключателя указывают цену деления шкалы экрана (рис. 2).

На горизонтально отклоняющие пластины подается пилообразное напряжение от генератора развертки, нарастающее пропорционально времени в течение. В конце периода развертки напряжение резко падает до нуля, луч возвращается в исходное положение, и затем процесс повторяется вновь. Период развертки устанавливается переключателем «Время/дел». Числа около переключателя указывают цену деления шкалы экрана в миллисекундах или микросекундах в зависимости от положения кнопки «mS – μS».

На передней панели осциллографа установлены ручки органов управления: «яркость» – для установки необходимой яркости луча; «фокус» – для фокусировки луча; «↕» и « ↔» – для перемещения луча по вертикали и горизонтали; ручка «уровень» и кнопки около нее устанавливают режим и амплитуду сигнала синхронизации, необходимого для получения устойчивой осциллограммы. На панели установлены гнездо для подключения кабеля источника исследуемого сигнала «вход Y»; гнездо «вход Х» – для подачи сигнала запуска развертки от внешнего источника (рис. 2).

Тумблер «сеть» для включения и выключения осциллографа находится на задней стенке осциллографа.

вводное занятие - student2.ru

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Изучить теоретический материал по данному пособию, учебнику, конспекту лекций. Ответить преподавателю на контрольные вопросы по выполнению и теории работы. Получить допуск к проведению лабораторной работы.

Проверить работоспособность установки. Провести эксперимент. Внести результаты измерений в формуляр отчета. Представить результаты измерений для проверки корректности измерений преподавателю.

Произвести расчеты, построить при необходимости графики. Проанализировать результаты, сделать выводы.

Сдать отчет преподавателю.


Наши рекомендации