II. Выполнение измерений и обработка результатов

Лабораторная работа № 10.

Определение скорости звука в воздухе методом стоячих волн.

Оборудование:трубка Кундта с поршнем, камертон, линейка, молоточек (стержень).

I. Основные понятия и определения.

Колебания, лежащие в интервале от 20 до 20000 Гц, обладают свойством вызывать ощущение звука и могут быть выделены по этому признаку в особую группу звуковых или акустических колебаний, называемых звуком.

Процесс распространения колебаний, называемый волной, в зависимости от угла между направлением колебаний частиц и распространением волны может быть поперечным или продольным. В твёрдых телах могут распространяться как те, так и другие волны, а в жидкостях и газах – только продольные.

Математически уравнение волны (как поперечной, так и продольной) определяет величину смещения колеблющейся точки S в зависимости от времени и координат относительно положения равновесия х.

Пусть точка О участвует в гармоническом колебательном движении с амплитудой α и круговой частотой ω. Тогда смещение её от положения равновесия x можно описать уравнением:

S(x)=αcosωt, (10.1)

где α – амплитуда волны.

Колебания, распространяясь в среде, дойдут до точки A, лежащей на расстоянии х от точки O, через время:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , (10.2)

где II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - скорость распространения волны.

Если волна идёт, не затухая, то смещение точки A определяется по формуле (10.1), но в новый момент времени t= t- II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru :

S(x)=αcosω(t- II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ). II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

Учитывая (10.2), получим:

S(x)=αcosω(t - II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ). (10.3)

Выражение (10.3) представляет собой искомое уравнение плоской волны, распространяющейся вдоль прямой OA.

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ,

где II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - частота; Т - период колебаний, можно записать:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ,

где II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - длина распространяющейся волны.

Тогда выражение (10.3) может быть преобразовано к виду:

S(x)=αcos(ωt-2 II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru )

или

S(x)=αcos(ωt-2 II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ), (10.4)

где S(х) - смещение колеблющейся точки; α - амплитуда колебаний; II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - частота колебания; t – время; x - расстояние колеблющейся точки от источника колебания; II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - длина волны, II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - начальная фаза волны, Ф(x, t)= II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , полная фаза волны, II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru - волновой вектор.

Любую волну характеризуют три основные величины: длина волны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , скорость распространения II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru и частота II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru Так как II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru то

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

Рассмотрим простой случай интерференции двух волн одинаковой частоты, длины и амплитуды, распространяющихся в противоположных направлениях. На опыте это можно осуществить, если на пути бегущей волны перпендикулярно к направлению распространения поставить хорошо отражающую преграду. В результате интерференции волны падающей и волны отражённой возникнет так называемая стоячая волна.

Падающая волна, распространяющаяся по направлению оси у на основании (10.4), определяется уравнением:

S11)=αcos2 II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

а уравнение отражённой волны:

S21)=αcos2 II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

Тогда уравнение стоячей волны получим при сложении бегущей и отражённой волн:

S II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

В уравнении стоячей волны по аналогии с бегущей волной множитель, не зависящий от времени, II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru выражает амплитуду A результирующего колебания:

А= II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru . (10.5)

Из равенства (10.5) следует, что амплитуда стоячей волны зависит от координаты II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru колеблющейся точки. Так как функция II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru может принимать значения в пределах от 0 до 1, то точки в стоячей волне, для которых

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru =1, (10.6)

будут иметь наибольшую амплитуду А=2α.

Такие точки стоячей волны называются пучностями. Их координаты определяются из условия (10.6):

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru (10.7)

где k=0, 1, 2, 3…

Точки, для которых II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , имеют амплитуду, равную нулю, т.е. они не смещаются. Эти точки называются узлами стоячей волны.

Их координаты:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru (10.8)

Из соотношений (10.7) и (10.8) следует, что расстояние между соседними узлами (соседними пучностями) в стоячей волне равно II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru расстояние между пучностью и соседним узлом равно четверти длины волны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru .

Стоячая волна фактически представляет собой совокупность бесконечного числа колебаний частиц среды одной и той же частоты II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , но с различными амплитудами, причём смещение любой колеблющейся точки удовлетворяет уравнению:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

Рассмотрим несколько примеров колебания сплошных систем. Если струну, закреплённую на обоих концах, оттянуть, а затем отпустить, то в ней возникнут колебания, называемые собственными колебаниями струны. Эти колебания можно рассматривать как установившуюся в струне стоячую волну, полученную при наложении волны, бегущей вдоль струны, и волны, отражённой от её зажатого конца. На границах в данном случае образуются узлы. Это объясняется тем, что волна, отражаясь от более плотной среды, в месте отражения меняет свою фазу на противоположную. Тогда у границы складываются колебания противоположных направлений, что и ведёт к образованию узла. Значит, на всей длине струны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru между двумя узлами уложится или половина длины волны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , или целая волна II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru и т.д.

Следовательно, в струне могут возникнуть стоячие волны, длина которых удовлетворяет условию:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

где m=0, 1, 2, 3…

Подобным образом можно рассматривать собственные колебания столба воздуха, как стоячие волны, заключённого в трубе с открытыми концами. В этом случае на концах образуются пучности стоячей волны, так как, отражаясь от менее плотной среды, волна не меняет фазы в месте отражения.

Как и в предыдущем случае, на всей длине столба воздуха между двумя пучностями уложится или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru и т.д., т.е. в воздухе возникают стоячие волны, длина которых удовлетворяет условию:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

где m=0, 1, 2, 3… II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

В системах с неодинаковыми условиями отражения волн на концах, например, в воздушном столбе трубы, закрытой только у одного конца, также можно возбудить собственные колебания. Но стоячие волны, соответствующие им, имеют на открытом конце пучность, а на закрытом – узел стоячей волны.

И на всей длине столба воздуха II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru уложится или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , или II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru и т.д., т.е. длины стоячих волн, устанавливающихся в воздушном столбе, открытом с одного конца, должны удовлетворять условию

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , (10.9)

где m=0, 1, 2, 3… II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

Случай возникновения собственных колебаний в столбе воздуха используют для нахождения скорости распространения звука в воздухе; II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru можно определить, зная длину звуковой волны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , распространяющейся от источника колебаний частоты II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru :

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru . (10.10)

Для измерения длины волны используется явление акустического резонанса, т.е. усиление звука в среде, когда частота колебаний источника совпадает с одной из собственных частот колебания среды. Длина возникающей стоячей волны, как и собственная частота, зависит от длин столба воздуха. Таким образом, для получения резонанса мы должны подобрать такую длину II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru столба воздуха, чтобы длина стоячей волны в нём совпадала с длиной волны, распространяющейся от нашего источника звука.

Из соотношения (10.9) следует, что наименьшая длина трубки, при которой наблюдается резонанс, должна равняться II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

При постепенном увеличении длины II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru резонанс будет наблюдаться всякий раз, когда на длине воздушного столба уложится нечётное число четвертей длины волны:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru

Зная частоту колебаний источника звука и определив длину волны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru по длине воздушного столба в моменты резонанса, можно найти по формуле (10.10) скорость звука в воздухе.

Но у открытого конца трубки всегда имеется некоторое смещение пучности, т.е. пучность стоячей волны неточно совпадает с открытым концом трубки. Более точное значение длины волны II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru получим, рассматривая не абсолютные значения II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru и т.д., а разности:

II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru (10.11)

Отсюда найдём II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru и, подставив её значение в формулу (10.10), определим скорость распространения звука в воздухе II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru .

II. Выполнение измерений и обработка результатов.

Описание установки. Необходимый для опыта столб воздуха заключён в горизонтальной металлической трубе Кундта. Правое основание столба ограничено открытым концом трубы, левое – подвижным поршнем, который с помощью блока и нити может перемещаться вдоль трубы. Длина столба воздуха от открытого конца до поршня измеряется линейкой, укреплённой параллельно трубе.

  1. Обернуть ножку камертона “ля” мягким материалом и возбудить его ударами молоточка.
  2. Перемещая поршень вдоль трубы, отыскивать для него такие положения, при которых наблюдается значительное усиление звука. Наметив такие места, произвести более точную настройку, двигая поршень в небольших пределах на найденном участке. Камертон держать ближе к открытому концу трубы.
  3. Измерить длины воздушного столба II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru при резонансах и вычислить длину волны.
  4. Вычислить скорость распространения звука в воздухе при данной температуре, абсолютную и относительную погрешность полученного результата для “ля”.
  5. Определить методом резонанса длину звуковой волны от второго камертона II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru .
  6. Определить частоту второго камертона по формуле: II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru
  7. Занести результаты в таблицу (10.1).

Таблица 10.1.

N п/п II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ,м (ля) II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru ,м (х) II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru , м II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru (ля) II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru II. Выполнение измерений и обработка результатов - student2.ru (х)
1.                  
2.                  
3.                  

Контрольные вопросы.

  1. Как образуется стоячая волна?
  2. Что такое длина волны?
  3. Что понимают под узлами и пучностями стоячей волны?
  4. В каком соотношении находятся длина волны с координатами пучностей и узлов?
  5. Что такое резонанс?
  6. В каких местах воздушного столба при втором резонансе частицы воздуха колеблются с наибольшей амплитудой?

Какова у них разность фаз?

  1. В каких местах амплитуда равна нулю?
  2. В каких местах фазы колебаний частицы совпадают? Где они противоположны?
  3. В каких местах амплитуды равны, а фазы противоположны?
  4. Если первый резонанс воздушного столба определённой длины возникает на частоте 440 Гц, то на каких других частотах также должен наблюдаться резонанс?

Наши рекомендации