Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА

Согласно схеме ЭО, рассмотренной выше, вначале проводятся автономные испытания в процессе которых оценивается работоспособность отдельных элементов систем. При планировании автономных испытаний в результате решения задачи нормирования надежности оцениваются рациональные объемы испытаний отдельных элементов систем и потребные уровни их резервирования . Решение этой задачи рассмотрено в разделе .

Затраты на обеспечение надежности отдельных систем на этапе их автономных испытаний будут зависеть от уровней избыточности элементов, входящих в состав анализируемых систем

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru - кратность резервирования l – го элемента I – ой системы;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru - стоимость нерезервированного l -го элемента I – ой системы;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru коэффициенты аппроксимации;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru – число элементов в составе I – ой системы.

Учитывая соотношение ( 3.5 ), выражение для Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru можно представить в виде

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

После подстановки в соотношение для стоимости, получим

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ,

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

При одинаковых значениях коэффициентов Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и вероятностей Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru соотношение упростится

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Знание надежности отдельных элементов позволяет рассчитать надежность системы в целом. Однако полученная оценка надежности требует уточнения, так как она не учитывает возможность появления новых источников отказа, возникающих при совместном функционировании элементов в составе системы. Выявить эти источники отказа возможно только на этапе стендовых комплексных испытаний систем. При проведении комплексных испытаний реальная надежность системы повышается за счет устранения выявленных источников отказа. При этом изменение вероятности отказа, обусловленной взаимодействием элементов, входящих в состав системы, по числу испытаний для произвольного j – го этапа комплексной отработки, можно представить в виде [ 3 ]

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , ( 2.48 )

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru эффективность проведения ЭО;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru число испытаний.

После отработки отдельных систем ЛА проводят комплексные испытания систем, работающих совместно. Эти испытания проводятся поэтапно. Например, вначале проводятся огневые наземные испытания всего РБ, а потом следуют летные испытания РБ в составе штатного носителя.

Очевидно затраты на обеспечение надежности при проведении j – го этапа комплексной отработки будут определяться стоимостью проведения испытаний и затратами на устранение обнаруженных неисправностей.

В линейном приближении можно принять

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ;

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru удельные затраты на одно испытание;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru прочие затраты с учетом проведения доработок при отказах.

Учитывая зависимость ( 2.48 ) имеем

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Отсюда

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , ( 2.49 )

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Заметим, что коэффициент Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru характеризует затраты, приходящиеся на обеспечение единицы надежности в процессе проведения ЭО.

В предположении, что по каждому параметру подтверждаются одинаковые уровни надежности, значение Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru можно оценить по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , ( 2.50 )

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru число исследуемых источников отказа;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru уровень вероятности отказа.

Согласно [ 7 ] величина Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru рассчитывается по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , ( 2.51 )

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Зависимости параметра Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru от числа испытаний для разных M, полученные в работе [ 7 ], представлены на рис. 2.12—2.15 . Знание Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru позволяет оценивать искомые значения Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru по соотношениям ( 2.50 ), ( 2.51 ) для любых заданных уровней параметрической избыточности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Характер изменения параметра Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru в зависимости от k при различном числе источников отказа M, коэффициентах вариации Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru представлен на рис.2.16—2.19. . На этих же графиках нанесены кривые, характеризующие рост подтверждаемой надежности с увеличением числа испытаний.

Анализ полученных результатов показывает, что эффективность отработки падает с увеличением числа испытаний. Как и следовало ожидать, величина Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru убывает с увеличением числа источников отказа M и относительного разброса параметров Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и растет с увеличением уровня избыточности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Представленные выше результаты позволяют производить оперативный прогноз эффективности отработки Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru при разработке программ экспериментальной отработки перспективных ЛА.

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис. 2.12 Изменение параметра Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru = 0,05 ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис.2.13 Изменение параметра Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru =0.1 ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис.2.14 Изменение параметра Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru = 0.15 ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис. 2.15 Изменение параметра Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru =0.2 ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис. 2.16 Изменение показателя эффективности опытной отработки

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ) и подтверждаемых уровней надежности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( --)

по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис. 2.17 Изменение показателя эффективности опытной отработки

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ) и подтверждаемых уровней надежности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( --)

по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Рис. 2.18 Изменение показателя эффективности опытной отработки

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ) и подтверждаемых уровней надежности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( --)

по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ).

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Рис. 2.19 Изменение показателя эффективности опытной отработки

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ) и подтверждаемых уровней надежности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( --)

по числу испытаний ( Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ).

Планирование ЭО ЛА.

Планирование ЭО заключается в определении объема испытаний на каждом из этапов экспериментальной отработки ЛА и его систем. В результате проведения полного цикла испытаний должны быть удовлетворены требования, предъявляемые к надежности аппарата, то-есть

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , ( 2.52 )

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ; Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ; Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru вероятность отказа, достигаемая на этапе автономной отработки j-ой системы;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru вероятность отказа, достигаемая на j-ом этапе комплексной отработки ЛА;

n - число систем в составе ЛА;

r - число этапов комплексных испытаний.

Как видно из соотношения ( 2.52 ) заданные уровни надежности ЛА можно обеспечить при различных сочетаниях вероятностей отказа Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

При этом конкретные уровни вероятности отказа, Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru соответствующие автономным испытаниям Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и комплексных испытаний Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , удовлетворяющие дисциплинирующему условию ( 2.52 ), целесообразно назначать из условия минимизации суммарных затрат Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru на проведение ЭО.

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Согласно результатам, полученным выше, выражения для Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru можно представить в виде

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ; Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ; Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru число элементов в составе i-ой системы.

Таким образом выражение для Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ,без свободных членов, примет вид

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Для рассматриваемого случая функция Лагранжа будет равна

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Таким образом оптимальные уровни вероятностей отказа Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru и Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru должны удовлетворять соотношениям

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Раскрывая выражения для производных, приходим к системе алгебраических уравнений

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Разрешая уравнения относительно вероятностей отказа, получим

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

После подстановки в дисциплинирующее условие будем иметь

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Отсюда

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ( 2.53 )

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Знание Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru позволяет оценить вероятности отказа отдельных элементов систем и объемы их испытаний .

В частности, для нормального закона распределения параметров работоспособности, получим

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru коэффициент чувствительности l-го элемента i-ой системы ;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru стоимость проведения одного испытания l-го элемента i-ой системы;

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru функция нормированного нормального распределения .

При этом потребные уровни избыточности элементов систем оцениваются по соотношениям

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru ,

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru коэффициент вариации l-го элемента i-ой системы

На этапах комплексной отработки объемы испытаний оцениваются по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru . ( 2.54 )

Таким образом, предложенный подход позволяет разрабатывать программу экспериментальной отработки изделия, обеспечивающую удовлетворение требований, предъявляемых к надежности ЛА при минимальных затратах материальных средств.

Пример. Для иллюстрации предлагаемого подхода рассмотрим модельный пример разработки программы ЭО космического разгонного блока (КРБ ).

Надежность КРБ определяется безотказной работой всех систем, входящих в его состав. Основные системы КРБ и их характеристики, принятые в расчете, представлены в табл. 2.1.

Характеристики систем КРБ Таблица 2.1

Система Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru
Конструкция   0,42 0,84 2,25
  Маршевый двигатель 0,34 0,34 1,83
ПГС   0,08 0,02 0,43
ДУ СООЗ   0,04 0,04 0,22
Средства разделения 0,02 - -
СТР   0,08 0,02 0,43
Прочие системы 0,02 0,01 0,11

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru 5,3

При формировании конкретных исходных данных, представленных в таблице, первоначально оценивались массово-энергетические и стоимостные характеристики систем КРБ, полученные на этапе проведения проектных расчетов. В таблице представлены безразмерные стоимости, отнесенные к общей стоимости аппарата без учета затрат на топливо и стоимости полезной нагрузки.

При оценке удельной стоимости проведения одного испытания , помимо стоимости самой системы , учитывались дополнительные затраты на топливо, электроэнергию и необходимые расходные материалы, а также затраты на амортизацию оборудования и оплату труда персонала. Очевидно все это приводит к тому, что затраты на проведение одного испытания будут превышать стоимость самой системы . Однако , с другой стороны, необходимо учитывать, что наличие однотипных элементов в составе системы приводит к уменьшению стоимости проведения испытаний по сравнению со стоимостью самой системы. Число элементов Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , входящих в состав каждой системы, представлено в последнем столбце таблицы. Очевидно эти элементы могут различаться по надежности. Однако в дальнейшем, для упрощения расчетов, все элементы в составе отдельной системы будем считать равнонадежными. В этом случае коэффициенты чувствительности Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru оценивались по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

При проведении расчетов объем программы полетов был принят равным 100.

Кроме того предполагалось параметрическое резервирование систем. Поэтому для всех элементов систем было принято значение Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru равное 0.25.

Наконец для всех элементов систем принят одинаковый уровень начальной надежности, соответствующей вероятности отказа Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru 0.01.

После отработки отдельных элементов систем переходят к комплексным испытаниям. На этапе комплексной отработки рассматривались комплексные испытания систем, огневые испытания ступени и летные испытания изделия.

При анализе комплексных испытаний требуется оценить параметр Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Согласно (4.2) величина этого параметра рассчитывалась по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru удельная стоимость одного испытания на j-ом этапе комплексной отработки, Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru эффективность отработки, соответствующая j-ому комплексных испытаний.

На этапе комплексной отработке систем стоимость проведения одного испытания принималась больше стоимости системы, в виду существенного увеличения затрат на стендовое оборудование и их обслуживание. На этапе огневых испытаний КРБ и летных испытаний стоимость проведения одного испытания принималась равной утроенной стоимости объекта испытаний.

Результаты расчета параметров комплексной отработки представлены в табл.2.2.Помимо удельных стоимостей в этой же таблице приведены значения эффективности проведения экспериментальной отработки Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Значения Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru оценивались в зависимости от предполагаемых характеристик

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , значения которых определяются типом системы и этапом экспериментальной отработки( см. рис. 2.16—2.19 ).

При проведении расчетов для заданного уровня надежности РБ в целом, принятого равным 0.988, оценивались оптимальные уровни надежности отдельных систем РБ, а также оптимальные объемы испытаний, обеспечивающие подтверждение требуемого уровня надежности при минимальных затратах средств.

Параметры комплексной экспериментальной отработки КРБ. Таблица 2.2

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Этапы испытаний Оценка Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Оценка Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru
Конструкция - - -
Маршевый двигатель 0.68 0,68
ПГС 0.16 0.16
ДУ СООЗ 0.08 1,5 0.05
Средства разделения 0.08 0.04
СТР 0.16 0.16
Прочие системы 0,04 1,2 0.03
Огневые испытания ступени 1,5
Летные испытания

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

При решении вопросов нормирования надежность унифицированных элементов системы разделения предполагалась известной Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

С учетом исключения унифицированных элементов надежность разгонного блока, подтверждаемая в процессе экспериментальной отработки, будет равна

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Распределение этой надежности между этапами экспериментальной отработки оценивалось по соотношениям

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Вероятности отказа отдельных систем, подтверждаемые при их автономных и комплексных испытаниях оценивались по соотношениям

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

Для отдельных элементов систем, в предположении их равнонадежности, получим

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru .

В этом случае объемы испытаний элементов систем на этапе автономной отработки приближенно можно оценить по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

Соответственно количество испытаний при комплексной отработке систем рассчитывалось по соотношению

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru , ( i= 1--7 )

где Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru число испытаний на этапе комплексной отработки i-ой системы.

Результаты расчета представлены в табл. 2.3.

Результаты расчета характеристик надежности и объема испытаний бортовых систем Таблица 2.3

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru Системы КРБ Надежность систем, подтверждаемая на этапе автономных испытаний Надежность элементов систем, подтверждаемая при автономных испытаниях Количество автономных испытаний элементов систем Надежность систем, подтверждаемая при комплексных испытаниях Количество испытаний при комплексной отработке систем
Конструкция 0.9978 0.99955 - -
Маршевый двигатель 0.9982 0.99982 0.996
ПГС 0.9996 0.99998 0.9996
ДУ СООЗ 0.9998 0.99998 0.9998
Средства разделения 0.9980 0.99980 - 0.9999
СТР 0.9994 0.99998 0.9996
Прочие системы 0.9997 0.99999 0.9999

Соответственно количество испытаний на отдельных этапах комплексных испытаний будет равно

Вероятностно-стоимостные модели функционирования ЛА - student2.ru

После проведения расчетов оценивается возможность достижения полученных характеристик систем и проводится корректировка результатов расчета.

Наши рекомендации