Методические указания к заданию.

Состав курсовой работы.

Курсовая работа включает четыре раздела:

Раздел 1. Изложить теоретический вопрос по своему варианту и оформить подобранный материал в соответствии с методическими указаниями.

Раздел 2. Решение задач по темам: “Подсчет количества информации” и «Арифметические основы ЭВМ».

Раздел 3 – Решение задач по теме «Логические основы ЭВМ».

Раздел 4 – Разработать алгоритм заданного численного метода и реализовать его на языке Паскаль. Проверить решение в табличном процессоре Excel.

Оформление контрольной работы.

Выполнение задания 1 требует от студента решения двух задач:

– подобрать теоретический материал, раскрывающий тему своего варианта задания в объеме 5 - 7 листов;

– из подобранного материала создать документ MS WORD, отредактировать и отформатировать его с использованием всех возможностей, доступных в текстовом процессоре MS WORD.

Выполнение заданий 2,3,4 предполагает:

- решение задач, определенных заданием;

- оформление полученного решения в MS WORD с использованием методических рекомендаций задания 1.

Выполненная работа представляется в электронном виде и в виде распечатки на бумаге – стандартных листах формата А4. Каждое задание печатается с нового листа.

В электронном виде контрольная работа должна содержать:

- файл Word, выполненный в соответствии с методическими указаниями;

- текст программы на языке Паскаль;

- файл с результатами расчета задания из раздела 4;

-. файл Excel с выполненным заданием из раздела 4

Оформленная курсовая работа включает в себя:

§ титульный лист (приложение 1);

§ задание;

§ выполненное задание раздела 1;

§ описание решения задач раздела 2, оформленное в соответствии с методическими указаниями и прилагаемым примером;

§ описание решения задач раздела 3, оформленное в соответствии с методическими указаниями и прилагаемым примером;

§ описание решения задачи раздела 4, оформленное в соответствии с методическими указаниями и прилагаемым примером;

§ список используемой литературы, оформленный в соответствии с методическими указаниями;

§ содержание курсовой работы. Содержание КР должно быть создано средствами MS Word.

Титульный лист к курсовой работе оформить отдельным "разделом", в котором текст размещается по высоте страницы.

На листе со списком литературы должен быть фоновый рисунок в форме "водяного знака". Фоновый рисунок выбирается студентом самостоятельно.

Верхний колонтитул должен содержать номер задания и фамилию студента, а нижний – номер страницы. Колонтитулы выравниваются по «правому краю».

Материал курсовой работы должен быть структурирован. При этом задания, пункты и подпункты заданий должны быть сформированы в иерархическую структуру средствами MS Word. После того, как вся работа будет оформлена, необходимо в конце всех заданий привести содержание. Содержание сформировать автоматически средствами MS Word.

Выполненная и оформленная курсовая работа в отдельной папке сдается на преподавателю.

После проверки полноты и правильности выполнения контрольной работы преподавателем, результаты представляются студенту не позднее 7 дней. Выполненная курсовая работа на руки не выдается и студентам не возвращается.

Не зачтенная курсовая работа должна быть переработана в соответствии с указаниями преподавателя и передана на повторную проверку вместе с первым вариантом.

ЗАДАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

РАЗДЕЛ 1

Условия задания:

Изложить теоретический вопрос на тему, в соответствии с вариантом задания.

Варианты задания

1. Понятие информации, ее измерение, количество и качество информации. Виды и свойства информации.

2. Формы и способы представления информации. Сигналы: кодирование и квантование сигналов. Системы счисления.

3. ЭВМ как исполнитель алгоритмов: структура, принципы функционирования, основные характеристики, история развития (зарубежная).

4. ЭВМ как исполнитель алгоритмов: структура, принципы функционирования, основные характеристики, история развития (отечественная).

5. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера.

6. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ, их характеристики. Центральный процессор, системные шины. Оценка производительности ЭВМ.

7. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. Системная память. Внешняя память.

8. Устройства ввода данных, их разновидности и основные характеристики. Координатные устройства ввода.

9. Устройства вывода данных, их разновидности и основные характеристики.. Видео- и звуковые адаптеры.

10. Клавиатура. Основные группы клавиш и их назначение.

11. Представление информации в ЭВМ. Таблицы кодировки данных. Единицы измерения данных.

12. Программное обеспечение ПЭВМ и его виды.

13. Операционные системы, их назначение и основные функции.

14. Работа с файлами и каталогами (создание, редактирование, копирование, переименование, удаление и т.д.) в WINDOWS.

15. Служебные программы WINDOWS. Их назначение и возможности. Драйверы внешних устройств.

16. Интернет. Классификация информационно-поисковых систем. Организация и проведение поиска информации в Интернет (на примере одной системы).

17. Обработка текстовой информации на ЭВМ. Основные элементы текста. Назначение, особенности, функциональные возможности текстового процессора Word.

18. EXCEL. Виды диаграмм и их построение в EXCEL.

19. EXCEL. Табличные формулы.

20. EXCEL. Списки: сортировка, автофильтр, расширенный фильтр.

21. EXCEL. Списки: функции баз данных.

22. Сводные таблицы в EXCEL. Консолидация данных.

23. Средства анализа данных в электронных таблицах. Подбор параметра. Поиск решения.

24. Виды презентаций. Этапы и средства создания презентаций. Общие сведения о программе подготовки презентаций MS PowerPoint.

25. Редактирование презентации. Работа со слайдами. Создание специальных эффектов. Подготовка и демонстрация презентации.

26. Основные способы представления графических изображений: растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

Методические указания к заданию.

Титульный лист оформить отдельным "разделом", в котором текст размещается по высоте страницы.

В приведенный текст обязательно должны быть вставлены рисунки, таблицы, графики и диаграммы, позволяющие наглядно иллюстрировать излагаемый материал. Рисунки, графики и диаграммы вставляются в текст при следующих параметрах:

- размер рисунка по горизонтали – половина длины строки;

- обтекание текстом – "вокруг рамки";

- отступ от текста – 1,5 см;

- заливки – нет;

- рамки – нет.

Как минимум, один из рисунков (или схема) должен быть нарисован средствами графического редактора MS Word.

Для представления перечисляемых элементов использовать одноуровневые и многоуровневые нумерованные и маркированные списки.

При необходимости использования пояснений к тексту применять сноски MS Word.

Материал должен быть структурирован. При этом названия разделов, пунктов и подпунктов должны быть сформированы в иерархическую структуру средствами MS Word. После того, как вся работа будет оформлена, необходимо в конце всех заданий привести содержание. Содержание сформировать автоматически средствами MS Word.

Для быстрого форматирования всего текста курсовой работы необходимо разработать и использовать следующие стили:

· "КР обычный текст" – шрифт Times New Roman, размером 12 пт, обычный; выравнивание – по ширине, отступ первой строки – 1,25 пт; интервал между строками – одинарный; интервал перед абзацем и после него – 0 пт; следующий абзац – "КР обычный текст"; уровень – "основной текст". Данным стилем оформляется основной текст контрольной работы.

· "КР подзаголовок" – шрифт Times New Roman, размером 14 пт, полужирный, подчеркнутый; выравнивание – по центру, отступ первой строки – 0 пт; интервал между строками – одинарный; интервал перед – 12 пт, интервал после – 6 пт; следующий абзац – "КР обычный текст"; уровень – "уровень 3"; свойства абзаца – не отрывать от следующего абзаца, запретить автоматический перенос слов, не разрывать абзац. Данный стиль применяется для написания названия подпараграфа или подпункта;

· "КР заголовок 2" – шрифт Arial, размером 14 пт, полужирный, буквы прописные; выравнивание – по ширине, отступ слева и отступ справа – 0 пт; интервал между строками – одинарный; интервал перед – 12 пт, интервал после – 6 пт; следующий абзац – "КР обычный текст"; уровень – "уровень 2"; свойства абзаца – не отрывать от следующего абзаца, запретить автоматический перенос слов, не разрывать абзац. Данный стиль применяется для написания названия параграфа;

· "КР заголовок 1" – шрифт Courier New, размером 18 пт, полужирный, подчеркнутый, буквы прописные; выравнивание – по ширине, отступ справа и слева – 0 пт; интервал между строками – одинарный; интервал перед – 0 пт, интервал после – 12 пт; следующий абзац – "КР обычный текст"; уровень – "уровень 1"; свойства абзаца - не отрывать от следующего абзаца, запретить автоматический перенос слов, не разрывать абзац. Данный стиль применяется для написания названия главы.

Верхний колонтитул должен содержать название задания и фамилию студента, а нижний – номер страницы.

Параметры страницы для всего текста установить:

· Поля

Ø Верхнее – 2 см.;

Ø Левое – 2,5 см.;

Ø Нижнее – 2 см.;

Ø Правое – 1,5 см.;

Ø Переплёт – 0,5 см..

· Положение переплета – слева.

Ø Размер бумаги А4

Ø Ширина – 21 см.;

Ø Высота – 29,7 см.

РАЗДЕЛ 2

Условия задания:

Решить задачи на темы: “Подсчет количества информации” и «Арифметические основы ЭВМ», в соответствии с вариантом задания.

Варианты задач.

Задача 1. Измерьте объем следующего информационного сообщения в битах, байтах, килобайтах и мегабайтах:

1. В классе не шумно, но и не тихо, – голоса сливаются в неровный гул…

2. «Угу…» – мычит Офенбах таким басом, что не верится, будто голос этот принадлежит ему…

3. «Мальчик, – насмешливо шепчет кто-то, – ничего себе мальчик…»

4. … И больше всех лишь ты, Кавказ, звенел загадочным туманом.

5. … «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной».

6. … Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали...

7. … Гитара милая, звени, звени! Сыграй, цыганка, что-нибудь такое…

8. Весенний вечер. Синий час. Ну как же не любить мне вас?..

9. Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю!..

10. … Где счастье, где очарованье? Дрожу под ветром злой зимы…

11. Ах, не глухих теплиц цветы благоуханны и красивы…

12. Что богатство? Оно превращается в пар по капризу судьбы…

13. Легкий очерк красоты? Нет в нем строгой полноты!..

14. Хороша ты, Персия, я знаю, розы, как светильники, горят…

15. «Отчего луна так светит грустно?» – у цветов спросил я…

16. Друзья! Душою благородной и жизнью – с вами я!..

17. Слышишь, роза клонится и гнется – это песня в сердце отзовется…

18. … К оружию! К победам! Героям страх не ведом…

19. … Ветер с моря, тише дуй и вей – слышишь, розу кличет соловей?..

20. Ты сокрушен, о сокрушитель! Ты, победитель, побежден!..

21. Пора, пора! душевных наших мук не стоит мир; оставим заблужденья!22. Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица!23. Ну что ты не спишь и все ждешь упрямо? Не надо. Тревоги свои забудь.24. Могила Неизвестного солдата! О, сколько их от Волги до Карпат!25. Птицы, птицы к югу улетают, исчезая в розовой дали...

26. Я могу тебя очень ждать, долго-долго и верно-верно…

Задача 2. Записать сообщение из фамилии, имени, отчества и вычислить по формуле Шеннона среднюю информационную емкость символа сообщения. Оценить информационную емкость всего сообщения.

Задача 3. Имеется следующий текст:

Отцом первого механического компьютера можно по праву назвать Чарльза Бэббиджа, профессора ма­тематики Кембриджского университета. Эта машина, созданная в 1812 году, могла решать полиномиальные уравнения различными методами. Создав в 1822 году небольшую ра­бочую модель своего компьютера и продемонстрировав ее Британскому правительству, Бэббидж получил средства на дальнейшее развитие своей системы. Новая машина была создана в 1823 году. Она была паровой, полностью автоматической и даже распечатывала результаты в виде таблицы.

Работа над этим проектом продолжалась еще 10 лет, и в 1833 году был создан первый "многоцелевой" компьютер, названный аналитической машиной. Она могла оперировать числами с 50 десятичными знаками и сохраняла до 1000 чисел. Впервые в этой машине было реализовано условное выполнение операций — прообраз современного операто­ра IF.

Аналитическая машина Бэббиджа на полном основании считается предшественником современного компьютера, так как содержит в себе все ключевые элементы, из которых состоит компьютер.

· Устройство ввода данных. В машине Бэббиджа был применен принцип ввода дан­ных с помощью перфокарт, когда-то используемый в ткацких станках на текстиль­ных фабриках.

· Блок управления. Для управления или программирования вычислительного устрой­ства использовался барабан, содержащий множество пластин и штифтов.

· Процессор (или вычислительное устройство). Вычислительная машина высотой около 10 футов, содержащая в себе сотни осей и несколько тысяч шестеренок.

· Запоминающее устройство. Блок, содержащий еще больше осей и шестеренок, позволяющий хранить в памяти до тысячи 50-разрядных чисел.

· Устройство вывода. Пластины, связанные с соответствующей печатной машиной, использовались для печати полученных результатов.

Найти количество информации, которую переносят следующие буквы (с точностью до тысячных)

1 а; щ

2 и; э

3 о; ж

4 у; в

5 ы; п

6 е; г

7 я; р

8 ь; х

9 й; л

10 ч; с

11 п; д

12 б; ю

13 т; ц

14 к; и

15 ф; м

16 с; й

17 м; е

18 р; ш

19 ц; а

20 н; з

21 л; б

22 м; щ

23 ж; й

24 ц; р

25 ф; д

26 о; я

Задача 4.Решить задачу

1. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?

2. Пусть имеется два объекта. С каждого из них в определенные моменты времени диспетчеру передается одно из двух сообщений: включен или выключен объект. Диспетчеру известны типы сообщений, но неизвестно, когда и какое сообщение поступит. Пусть также, объект А работает почти без перерыва, т.е. вероятность того, что он включен, очень велика (например, рАвкл = 0,99 и рАвыкл = 0,01, а объект Б работает иначе и для него рБвкл =рБвыкл=0,5. Определите среднее количество информации для указанных объектов, которое получает диспетчер.

3. Даны два текста, содержащих одинаковое количество символов. Первый текст состоит из алфавита мощностью 16 символов, а второй текст – из 256 символов. Во сколько раз информации во втором тексте больше, чем в первом?

4. Из колоды выбрали 16 карт (все «картинки» и тузы) и положили на стол рисунком вниз. Верхнюю карту перевернули. Сколько информации будет заключено в сообщении о том, какая именно карта оказалась сверху? Сколько информации будет заключено в сообщении о том, что верхняя перевернутая карта оказалась чёрной дамой?

5. Пусть имеется колода из 32 карт (в колоде отсутствуют шестерки). Задумана одна карта (например, туз пик). Сколько двоичных вопросов нужно задать, чтобы отгадать задуманную карту.

6. В колоде содержится 32 карты. Из нее наугад взяли 2 карты. Какое количество информации несет сообщение о том, что выбраны туз и король одной масти?

7. В коробке 5 синих и 15 красных шариков. Какое количество информации несет сообщение, что из коробки достали синий шарик?

8. В коробке находятся кубики трех цветов: красного, желтого и зеленого. Причем желтых в два раза больше красных, а зеленых на 6 больше чем желтых. Сообщение о том, что из коробки случайно вытащили желтый кубик, содержало 2 бита информации. Сколько было зеленых кубиков?

9. В коробке имеется 50 шаров. Из них 40 белых и 10 черных. Из коробки вынимают шар. Вычислите количество информации в сообщении о попадании белого шара и черного шара.

10. В колоде содержится 32 карты. Из колоды случайным образом вытянули туза, потом его положили обратно и перетасовали колоду. После этого из колоды опять вытянули этого же туза. Какое количество бит информации в сумме содержат эти два сообщения?

11. Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика, если в непрозрачном мешочке находится 50 белых, 25красных, 25 синих шариков

12. В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?

13. Шарик находится в одной из трех урн: А, В или С. Определить сколько бит информации содержит сообщение о том, что он находится в урне В.

14. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько чисел содержал этот диапазон?

15. Какое количество вопросов достаточно задать вашему собеседнику, чтобы наверняка определить месяц, в котором он родился?

16. Какое количество информации необходимо, чтобы отгадать одно число из набора чисел от единицы до ста.

17. В коробке находятся кубики трех цветов: красного, желтого и зеленого. Причем желтых в два раза больше красных, а зеленых на 6 больше чем желтых. Сообщение о том, что из коробки случайно вытащили желтый кубик, содержало 2 бита информации. Сколько было желтых кубиков?

18. В коробке находятся кубики трех цветов: красного, желтого и зеленого. Причем желтых в два раза больше красных, а зеленых на 6 больше чем желтых. Сообщение о том, что из коробки случайно вытащили желтый кубик, содержало 2 бита информации. Сколько было красных кубиков?

19. В коробке 5 синих и 15 красных шариков. Какое количество информации несет сообщение, что из коробки достали красный шарик?

20. Из колоды выбрали 16 карт (все «картинки» и тузы) и положили на стол рисунком вниз. Верхнюю карту перевернули. Сколько информации будет заключено в сообщении о том, какая именно карта оказалась сверху? Сколько информации будет заключено в сообщении о том, что верхняя перевернутая карта оказался красным валетом?

21. Из колоды выбрали 16 карт (все «картинки» и тузы) и положили на стол рисунком вниз. Верхнюю карту перевернули. Сколько информации будет заключено в сообщении о том, какая именно карта оказалась сверху? Сколько информации будет заключено в сообщении о том, что верхняя перевернутая карта оказался королем?

22. В колоде содержится 32 карты. Из нее наугад взяли 2 карты. Какое количество информации несет сообщение о том, что выбраны туз и король одной масти?

23. Студенты группы изучают один из трех языков: английский, немецкий или французский. Причем 12 студентов не учат английский. Сообщение, что случайно выбранный студент Петров изучает английский, несет log23 бит информации, а что Иванов изучает французский – 1 бит. Сколько студентов изучают немецкий язык?

24. Ученики класса, состоящего из 21 человека, изучают немецкий или французский языки. Сообщение о том, что ученик A изучает немецкий язык, несет log23 бит информации. Сколько человек изучают французский язык?

25. В составе 16 вагонов, среди которых К – купейные, П – плацкартные и СВ – спальные. Сообщение о том, что ваш друг приезжает в СВ несет 3 бита информации. Определите, сколько в поезде вагонов СВ.

23. Студенты группы изучают один из трех языков: английский, немецкий или французский. Причем 12 студентов не учат английский. Сообщение, что случайно выбранный студент Петров изучает английский, несет log23 бит информации, а что Иванов изучает французский – 1 бит. Сколько студентов изучают французски язык?

Задача 5.Решить задачу

1 Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 48 кГц и глубиной кодирования 16 бит. Запись длится 2 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Каков размер полученного файла в мегабайтах?

2 Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 22 кГц и глубиной кодирования 16 бит. Запись длится 2 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Каков размер полученного файла в килобайтах?

3. Производится двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 48 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 1 минуту, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Каков размер полученного файла в гигабайтах?

4. Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. В результате был получен файл размером 20 Мбайт, сжатие данных не производилось. Сколько секунд производилась запись?

5. Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. В результате был получен файл размером 1 Мбайт, сжатие данных не производилось. Сколько минут производилась запись?

6. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 128 Гц. При записи использовались 64 уровня дискретизации. Запись длится 6 минут 24 секунд, её результаты записываются в файл, причём каждый сигнал кодируется минимально возможным и одинаковым количеством битов. Каков размер полученного файла в килобайтах?

7. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 256 Гц. При записи использовались 128 уровней дискретизации. Запись длится 8 минут, её результаты записываются в файл, причём каждый сигнал кодируется минимально возможным и одинаковым количеством битов. Каков размер полученного файла в мегабайтах?

8. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 128 Гц. При записи использовались 16 уровней дискретизации. Запись длится 2 минуты 40 секунд, её результаты записываются в файл, причём каждый сигнал кодируется минимально возможным и одинаковым количеством битов. Каков размер полученного файла в байтах?

9. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 64 Гц. При записи использовались 64 уровня дискретизации. Запись длится 5 минут 20 секунд, её результаты записываются в файл, причём каждый сигнал кодируется минимально возможным и одинаковым количеством битов. Каков размер полученного файла в гигабайтах?

10. Для кодирования букв О, В, Д, П, А решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Что получится, если закодировать последовательность букв ВОДОПАД таким способом и результат записать восьмеричным кодом?

11. Для кодирования букв X, Е, Л, О, Д решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Что получится, если закодировать последовательность букв ЛЕДОХОД таким способом и результат записать шестнадцатеричным кодом?

12. В некоторой стране проживает 200 человек. Индивидуальные но­мера страховых медицинских свидетельств жителей в этой стране содержат только цифры 2, 4, 6, 8 и содержат одинаковое количест­во цифр. Каково минимальное количество разрядов в номерах этих свидетельств, если медицинскую страховку имеют абсолютно все жители, и номера всех свидетельств различны?

13. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 11 символов и содержащий только символы И, К, Л, М, Н. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 60 паролей.

14. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

15. В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов. В качестве символов используют 18 различных букв и десятичные цифры в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов, при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов. Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 60 номеров.

16. На производстве работает автоматическая система информирования склада о необходимости доставки в цех определенных групп расходных материалов. Система устроена так, что по каналу связи на склад передается условный номер расходных материалов (при этом используется одинаковое, но минимально возможное количество бит в двоичном представлении этого числа). Известно, что был послан запрос на доставку 9 групп материалов из 19 используемых на производстве. Определите объем посланного сообщения.

17. В национальном парке ведется автоматизированный контроль за популяцией редкого вида оленей на некоторой ограниченной тер­ритории. Автоматическое устройство записывает индивидуальные номера животных с использованием минимально возможного коли­чества бит, одинакового для каждого оленя, при выходе животного за пределы этой территории. Каков информационный объем сооб­щения, записанного устройством, если ограниченную территорию покинуло 4 оленя из 15 обитающих в парке?

18. В одной небольшой стране Индивидуальные Номера Налогопла­тельщиков представляют собой целые числа от 1 до 4000, На неко­тором предприятии в этой стране работают 300 человек. Главный бухгалтер этого предприятия переписала ИНН всех сотрудников последовательно без разделителей в один файл, при этом использо­валось представление целых чисел с одинаковым минимально воз­можным количеством бит. Оцените объем получившегося файла.

19. В офисе работают 55 человек. Специальное устройство утром на входе регистрирует приход сотрудника на работу, записывая его индивидуальный номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого сотрудника. Каков ин­формационный объем сообщения, записанного устройством, если утром в офис пришли только 50 из 55 сотрудников?

20. Специальное устройство на автостоянке таксопарка регистрирует заезд на территорию автомобилей фирмы, записывая их индивиду­альные номера с использованием минимально возможного количе­ства бит, одинакового для каждого автомобиля. Каков информаци­онный объем сообщения, записанного устройством, если на территорию за рассматриваемый промежуток времени заехало 24 из 28 машин таксопарка?

21. В многодневной регате участвуют 22 яхты. Специальное устройство регистрирует прохождение финиша каждой яхтой при ее заходе в порт назначения, записывая ее номер с использованием минималь­но возможного количества бит, одинакового для каждой яхты. Ка­ков информационный объем сообщения, записанного устройством, если до финиша добрались только 20 из 22 яхт, участвовавших в регате?

22. В аэропорту при входе в самолет проводится электронная регистра­ция пассажиров, поднявшихся на борт самолета. Для этого при предъявлении посадочного талона в память ЭВМ заносятся индиви­дуальные номера пассажиров (от 1 до 200 в соответствии с индиви­дуальными номерами посадочных мест на борту и с использовани­ем одинакового минимально возможного количества бит). Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, если рейсом улетело 124 человека?

23. В марафонском забеге участвуют 87 человек. Специальное устрой­ство регистрирует прохождение каждым участником некоторой промежуточной отметки, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого участника. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, если данную промежуточную отметку миновали толь­ко 64 из 87 вышедших на старт участников?

24. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного на­блюдения является целое число от 0 до 100%, записываемое при помощи минимально возмож­ного количества бит. Станция сделала 800 изме­рений. Определите информационный объем ре­зультатов наблюдений

25. Два туристских лагеря, расположенных по разные стороны реки, условились передавать друг другу сообщения при помощи цветных фонариков красного и зеленого цвета, зажигая или гася их на одну минуту. Каждую минуту наблюдатель с другого берега может зафик­сировать одно из трех событий: светит красный фонарик, светит зе­леный фонарик, не светит ни один фонарик. Сколько различных со­общений длиной в пять минут можно передать таким способом?

26. В некоторой стране проживает 1000 человек. Индивидуальные но­мера налогоплателыциков-физических лиц в этой стране содержат только цифры 0, 1, 2 и 3. Каково минимальное количество разря­дов в ИНН в этой стране, если различные между собой номера имеют абсолютно все жители?

Задача 6.Перевести в десятичную систему счисления следующее двоичное число.

1. 10010010010

2. 11110001001

3. 101010000010

4. 111111110101

5. 111001110111

6. 11001100111

7. 10001000010

8. 10011111000

9. 100110011001

10. 11011011011

11. 1010101010

12. 1110001110

13. 1001010101

14. 1100001001

15. 110001001

16. 10000110001

17. 10101001101

18. 1111001101

19. 1101010110

20. 10011010110

21. 10011001011

22. 11000111001

23. 10100111010

24. 11001100101

25. 10011111001

26. 11100011010

Задача 7. Перевести десятичное число A в g-е системы счисления.

1. A = 741, g = 3;12

2. A = 267, g =7; 16

3. A = 514, g =12; 4

4. A = 938, g = 6;11

5. A = 875, g =14; 2

6. A = 251, g =4; 15

7. A = 305, g =2; 13

8. A = 609, g = 8; 15

9. A = 781, g =16; 3

10. A = 411, g =11; 2

11. A = 493, g =5; 12

12. A = 975, g =11; 8

13. A = 273, g =2; 15

14. A = 587, g =13; 9

15. A = 390, g =16; 4

16. A = 974, g = 6; 14

17. A = 891, g = 7; 13

18. A = 629, g = 5; 11

19. A = 507, g = 9; 12

20. A = 801, g = 14; 3

21. A = 232, g = 15; 7

22. A = 311, g = 16; 6

23. A = 945, g = 11; 5

24. A = 324, g = 12; 4

25. A = 987, g = 13; 7

26. A=214, g=14;6

Задача 8.Перевести десятичные числа в двоичные с точностью до 2–8. Для полученных двоичных чисел записать прямой, обратный и дополнительный коды.

1. 0,1234; –0,9876

2. 0,2543; –0,8812

3. 0,3057; –0,7629

4. 0,4915; –0,6342

5. 0,5701; –0,4596

6. 0,6914; –0,5301

7. 0,7283; –0,3129

8. 0,8417; –0,2754

9. 0,9022; –0,1633

10. 0,1917; –0,8442

11. 0,2778; –0,7705

12. 0,3556; –0,6108

13. 0,4789; –0,5551

14. 0,5912; –0,3332

15. 0,6699; –0,4075

16. 0,7223; –0,2001

17. 0,8554; –0,1749

18. 0,9026; –0,7468

19. 0,1667; –0,6055

20. 0,2811; –0,5264

21. 0,3298; –0,2345

22. 0,9456; –0,3634

23. 0,3456; –0,8755

24. 0,4688; –0,9753

25. 0,8351; –0,5827

26. 0,4367; –0,1325

Задача 9. Перевести двоичное число A в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

1. A =111111,1010110

2. A =10011,0101101

3. A =10000101,10111

4. A =11101,100111011

5. A =11010101,01010

6. A =10000,000110111

7. A =1111111,1110001

8. A =1010101,1010110

9. A =110000100,10000

10. A =10111,010110

11. A =10001001,1001

12. A =11110,01101111

13. A =10010100,10100

14. A =1101101,101101

15. A =10001,00011111

16. A =10100100,01000

17. A =1110001,110011

18. A =10110,11100111

19. A =11001001,1100

20. A =111001,1101011

21. A =101111,01101011

22. A =1001001,11001011

23. A =11000101,1001101

24. A =100011000,10011101

25. A =110011111,10110010

26. A =11010001,100111011

Задача 10.Каждое число из задания 8 умножьте на 100, переведите в двоичный код (точность – 6 разрядов) и выполните сложение и вычитание полученных чисел.

РАЗДЕЛ 3

Условия задания:

Решить задачи на тему «Логические основы ЭВМ» в соответствии с вариантом задания.

Варианты задач.

Задача 1.Запишите символически следующие сложные предложения, употребляя буквы для обозначения простых компонентов предложения.

1. Чтобы погода была солнечной, достаточно, чтобы не было ни ветра, ни дождя.

2. Если светит солнце, то для того, чтобы не было дождя, достаточно чтобы дул ветер.

3. Иван сядет, и он или Сергей будут ждать.

4. Иван сядет и будет ждать или Сергей будет ждать.

5. Я поеду на автобусе или на такси.

6. Ни Север, ни Юг не победили в гражданской войне.

7. Пётр ходит в кино только в том случае, когда там показывают комедию.

8. Необходимое и достаточное условие для жизни растений состоит в наличии питательной почвы, чистого воздуха и солнечного света

9. Студент не может заниматься, если он устал или голоден.

10. Если Иван выиграет в лотерею, он купит компьютер и будет праздновать всю ночь

11. Если Вася умеет писать или читать, то он грамотный человек.

12. Для того, чтобы натуральное число a было нечётным, достаточно, чтобы оно было простым и большим двух.

13. Если допоздна работаешь с компьютером и при этом пьешь много кофе, то утром просыпаешься в дурном распо­ложении духа или с головной болью

14. Или верно, что Петр поступил в университет, и при этом неверно, что Петр не поступил и Андрей не поступил, или Петр поступил и Семен поступил, или даже Петр поступил и Семен поступил, и Андрей поступил

15. Неверно, что ветер дует тогда и только тогда, когда нет дождя

16. Если целое положительное число и является четным, то оно или простое или больше двух

17. Если социологические исследования показывают, что потребитель отдает предпочтение удобству и многообразию выбора, то фирме следует сделать упор на усовершенствова­ние товара или увеличение многообразия новых форм

18. Записать логической формулой следующее краткое изложение очередного TV сериала: Если Марианна - не дочь дона Педро, то либо Хосе Игнасиас - отец Марианны, либо Луис Альберто - не ее брат.

19. Записать логической формулой следующее краткое изложение очередного TV сериала: Если Луис Альберто - брат Марианны, то Марианна - дочь дона Педро и Хосе Игнасиас лжет.

20. Записать логической формулой следующее краткое изложение очередного TV сериала: Если Хосе Игнасиас лжет, то либо Луис Альберто - не брат Марианны, либо Хосе Игнаси­ас - ее отец.

21. Если будет солнечная погода, то ребята пойдут на пляж, а если будет пасмурная погода, то ребята пойдут в кино

22. Если Джонс не встречал этой ночью Смита, то либо Смит был убийцей, либо Джонс лжет.

23. Если Смит не был убийцей, то Джонс не встречал Смита этой ночью и убийство имело место после полуночи.

24. Если убийство имело место после полуночи, то либо Смит был убийцей, либо Джонс лжет.

25. Погода будет пасмурной и Ваня пойдет в лес тогда и только тогда, когда в лес пойдет Оля.

26. Неверно, что если дует ветер, то солнце светит только тогда, когда нет дождя.

Задача 2.Составить таблицу истинности для логического выражения F.

1. Методические указания к заданию. - student2.ru

2. Методические указания к заданию. - student2.ru

3. Методические указания к заданию. - student2.ru

4. Методические указания к заданию. - student2.ru

5. Методические указания к заданию. - student2.ru

6. Методические указания к заданию. - student2.ru

7. Методические указания к заданию. - student2.ru

8. Методические указания к заданию. - student2.ru

9. Методические указания к заданию. - student2.ru

10. Методические указания к заданию. - student2.ru

11. Методические указания к заданию. - student2.ru

12. Методические указания к заданию. - student2.ru

13. Методические указания к заданию. - student2.ru

14. Методические указания к заданию. - student2.ru

15. Методические указания к заданию. - student2.ru

16. Методические указания к заданию. - student2.ru

17. Методические указания к заданию. - student2.ru

18. Методические указания к заданию. - student2.ru

19. Методические указания к заданию. - student2.ru

20. Методические указания к заданию. - student2.ru

21. Методические указания к заданию. - student2.ru

22. Методические указания к заданию. - student2.ru

23. Методические указания к заданию. - student2.ru

24. Методические указания к заданию. - student2.ru

25. Методические указания к заданию. - student2.ru

26. Методические указания к заданию. - student2.ru

Задача 3.По таблице истинности из задания 2 построить СДНФ и СКНФ функции f.

Задача 4.Упростить формулу из задания 2.

Наши рекомендации