Ходоуменьшители, увеличители крутящего момента.
Ходоуменыпитель (рис. 3") смонтирован в отдельном корпусе и может быть установлен на место левой крышки КП. Данный механизм представляет собой планетарный редуктор. Хо-доуменьшителем пользуются только для понижения I и II передач переднего и заднего ходов. Поэтому для его привода используют вал 11. При включении ходоуменынителя шестерню 9 перемешают назад. В этом случае она — ведущая шестерня ходоуменынителя, а шестерня 10 — ведомая. Во избежание несчастных случаев необходимо помнить, что при работе с ходоуменьшителем при включении передач переднего хода трактор движется назад, а при включении заднего хода — вперед.
При необходимости вместо ходоуменьшителя с левой стороны КП устанавливают привод 16 бокового ВОМ. На пропашных тракторах с передними ведущими колесами на место правой крышки КП устанавливают раздаточную коробку. Ведущей шестерней раздаточной коробки служит шестерня 7.
Механизм переключения передач состоит из рычага 10 (см. рис. 2) переключения, ползунов 5 с вилками, замковых пластин 6 и фиксаторов . Каждая вилка переключения перемещает одну каретку.
Замковые пластины 6 исключают возможность включения сразу двух передач. Шариковые фиксаторы 8 удерживают ползуны и каретки от произвольного перемещения.
Коробки передач некоторых тракторов снабжены механизмом блокировки переключения передач, с помощью которого невозможно переключать передачи без остановки вала главного сцепления. Благодаря этому механизму уменьшается износ зубьев шестерен при переключении передач и обеспечивается более надежная фиксация подвижных шестерен коробки передач во время работы.
Подобная семиступенчатая КП установлена на тракторах ДТ-75Д и ДТ-75МЛ. Отличие ее заключается в том, что ведомый (вторичный) вал 11 (рис. 4, а) расположен ниже ведущего (первичного) вала 1. Подвижные каретки, расположенные на ведущем валу, позволяют получить I, II, III и IV передачи, V, VI и VII передачи заднего хода включаются соответственно через дополнительный вал и вал заднего хода (эти валы на рис. 4 не показаны).
Механизм блокировки состоит из фиксаторов 7 (см. рис. 4, б) и валиков 6, соединенных через рычаги и тягу с педалью сцепления. Вдоль валиков имеются выточки. Когда сцепление включено (положение А), выточки на валиках поворачиваются таким образом, что фиксаторы 7 не могут подняться из углублений ползуна 2 и переместить его для переключения передач. Чтобы включить нужную передачу, следует нажать на педаль сцепления. Валик 6 повернется (положение Б) на угол, при котором его выточка расположится внизу, над фиксаторами. Затем надо установить нижний конец рычага переключения передач против ползуна и перевести его вперед или назад (в зависимости от желаемой передачи).
На тракторах применяют блокировку пуска пускового двигателя или электростартера. Пуск пускового двигателя выполняют только при нейтральном положении рычага КП. В ее крышке установлены втулка с выключателем и подвижная рамка.
Сущность блокировки заключается в том, что при перемещении рычага из нейтрального положения рамка под действием рычага нажимает на включатель, который замыкает первичную обмотку магнето на «массу». Чтобы пустить пусковой двигатель, надо обязательно установить рычаг переключения передач в нейтральное положение (рис. .4, в).
Коробка передач с поперечным расположением валов. При поперечном расположении валов уменьшается длина КП, которую можно объединить с механизмами заднего моста в единый агрегат, уменьшив габариты трактора.
Отличительная особенность такой КП — реверс (прямой и обратный ходы) на все передачи. Переместив зубчатую муфту 14 (рис. 5) реверса вправо, включают передний ход на все передачи, а влево — задний ход.
На промежуточном валу 9 перемещаются по шлицам кареток 17 и 10, с помощью которых можно получить три передачи. Эти передачи удваиваются посредством удвоителя, который состоит из двух шестерен 18 и 6. Шестерня 18 свободно размещена на втулке и находится в постоянном зацеплении с малой шестерней 2 главной передачи (дифференциала). Передвижная шестерня 6помещена на шлицах вторичного вала 20 и может занимать два положения: левое при зацеплении с большой шестерней 3 главной передачи и правое при зацеплении с внутренними зубьями шестерни 18. с
Рис.5. Коробка передач с поперечным расположением валов на тракторе Т-ЗОА-80
а — устройство; б — механизм реверса; 1 — вилка переключения замедленных передач; 2 — шестерня дифференциала II, IV, VI и II замедленной (II зам.) передач; 3 — шестерня дифференциала I, III, V и I замедленной (I зам.) передач; 4 — ведомая шестерня I — II и замедленных передач; 5 — ведомая шестерня V—VI передач; 6 — шестерня главной передачи к дифференциалу; 7 — каретка ведущей шестерни замедленных передач; 8 — вал замедленных передач; 9— промежуточный вал; 10 — каретка ведущих шестерен I—II и V—VI передач; 11 — левая коническая шестерня реверса (задний ход); 12— зубчатая втулка механизма реверса; 13— приводной вал замедленных передач и ВОМ; 14 — зубчатая муфта реверса; 15, 20 — первичный и вторичный валы: 16— правая коническая шестерня реверса (передний ход); 17 — каретка ведущей шестерни III—IV передач; 18 — шестерня привода к дифференциалу II. IV, VI и II замедленной (II зам.) передач; 19 — ведомая шестерня III—IV передач; 21 — вилка переключения I—II и V—VI передач; 22 — вилка включения удвоителя; 23 — вилка переключения реверса; 24 — вилка переключения III—IV передач; 25 — рычаг переключения реверса; 26 — рычаг переключения передач; 27 — втулка; — направление перемещения муфты реверса и кареток шестерен при переключении передач
Эта КП снабжена замедленной передачей от второго диска сцепления через приводной вал 13 и каретку 7 на шестерню 4 вторичного вала.
Переключением шестерни 6 главной передачи можно получить две замедленные передачи.
На ряде тракторов установлены механические КП с переключением передач посредством синхронизаторов (синхронизированные КП) или гидравлического механизма управления. Ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении, но вращающий момент передается на ведомые шестерни только при их соединении с ведомым валом с помощью синхронизаторов либо гидроподжимных муфт.
Коробка передач с переключением на ходу
На тракторах Т-150К установлена четырехступенчатая механическая КП с гидравлическим управлением. Совместно с двухступенчатой раздаточной коробкой она обеспечивает восемь передач переднего и четыре передачи заднего хода, а при включении хо-доуменынителя — еще восемь замедленных передач при движении вперед.
Основу КП составляет корпус 5 (рис..6), в котором помещены первичный 2 и вторичный 3 валы. Оба вала вращаются в шариковых подшипниках, установленных в стаканах и расточках корпуса КП. На шлицах первичного вала неподвижно закреплены четыре ведущие шестерни: IV, I, II и III передач (соответственно по ходу). Все шестерни первичного вала находятся в постоянном за- цеплении с соответствующими ведомыми шестернями вторичного вала. Все шестерни вторичного вала сидят на подшипниках и передают вращение валу только через гидроподжимные муфты 6.
В каждой гидроподжимной муфте имеется набор ведущих и ведомых дисков, которые в свободном положении не соединяют шестерни с валом. Они включаются в работу под действием рабочей жидкости — моторного масла М-10Г2 летом и М-8Г2 зимой, поступающего под давлением к соответствующей муфте. Масло по-
дается к муфтам индивидуально через четыре канала, выполненные внутри вторичного вала. Центральный (пятый) канал в этом валу используется только для смазывания фрикционных элементов муфт.
На передней стенке корпуса КП закреплен распределитель 8, с помощью которого моторное масло нагнетается к определенной муфте. Привод золотника /распределителя осуществляется с помощью рычага 1, которым тракторист включает одну из четырех передач.
Гидроподжимные муфты попарно собраны в двух барабанах, расположенных непосредственно на шлицах вторичного вала. Внутри каждого барабана б5 (рис. 7) находятся кольцевые полости 7, в которых установлены поршни 6. Зазор между барабаном и поршнями уплотнен наружным разрезным чугунным и внутренним резиновым кольцами. На наружной части барабана расположены пазы, в которые входят выступы ведомых стальных дисков 3.
Между ведомыми дисками 3 находятся ведущие диски 4 с ме-таллокерамическими накладками. Ведущие диски с внутренней стороны имеют шлицы, посредством которых обеспечивается их сопряжение с зубчатыми венцами шестерен 2. Комплект ведомых и ведущих дисков замкнут упорным диском 9 и стопорным кольцом 1, вставленным в проточку барабана. В другую проточку барабана установлено упорное кольцо 5. Между упорным кольцом и поршнем размещены пружины 10, выключающие муфту из работы. При включении передачи масло гидронасосом нагнетается в герметическую полость 7 и перемещает поршень 6