Электролитическая диссоциация. гидролиз солей
Лабораторная работа № 5.
Цель работы: Изучение процесса гидролиза солей различных типов, смещения гидролитического равновесия и определение степени гидролиза солей.
Теория:Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации электролитов. Сильные и слабые электролиты. Зависимость степени диссоциации от концентрации и природы растворенного вещества и растворителя. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Шкала рН. Гидролиз солей в водных растворах. Смещение равновесия гидролиза. Роль гидролиза в биологических и химических процессах. Понятие о буферных системах. Произведение растворимости (ПР).
Оборудование и реактивы
Мерные пипетки, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, стаканы на 50-100 мл, штатив.
Цинк (гранулы), дистиллированная вода; растворы: соляная кислота HCl (0,1 М), серная кислота H2SO4 (0,1 М и конц.), гидроксид натрия NaOH (0,1 М), хлорид бария BaCl2 (10%), хлорид кальция CaCl2 (10%) и 0,1 М растворы: хлорид алюминия AlCl3, ацетат натрия CH3COONa, карбонат натрия Na2CO3, нитрат натрия NaNO3, хлорид сурьмы SbCl3 (или BiCl3); индикаторы: метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага, фенолфталеин.
Эксперимент: выполните задания, составьте уравнения реакций, назовите вещества, запишите наблюдения и вывод.
Опыт 1.Исследование гидролиза солей и распознавание солей слабых и сильных кислот и оснований по значениям рН их растворов
Налейте в четыре пробирки на 1/3–1/2 объема 0,1 М растворы веществ, приведенных в таблице. Определите рН растворов с помощью универсальной индикаторной бумаги. Укажите: сильная или слабая кислота, сильное или слабое основание образуют соль.
Таблица 1 Результаты исследования гидролиза солей
№ пробирки | Формула веществ | Окраска индикатора | Реакция среды | рН раствора (по унив. инд. бумаге) | Подвергается ли соль гидролизу |
Н2О | |||||
Na2CO3 | |||||
AlCl3 | |||||
NaNO3 |
Таким образом, из приведенных солей гидролизу подвергаются:_________________.
Составьте уравнения гидролиза этих солей (молекулярные, полные и сокращенные ионные).
Примечание: Водные растворы имеют значение рН в интервале от 1 до 14. По соотношению концентраций этих ионов различают три типа сред: нейтральную (рН=7), кислую (рН<7) и щелочную (рН>7).
Сильные кислоты: HI, HBr, HCl, HClO4, HClO3, H2SO4, HNO3, HMnO4;
Сильные основания – щелочи: LiOH, NaOH, KOH, CsOH, RbOH, FrOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2, Ra(OH)2.
Опыт 2. Влияние температуры на гидролиз
В пробирку налейте 2–3 мл 0,5 М раствора CH3COONa и 2–3 капли раствора фенолфталеина. Нагрейте пробирку в пламени спиртовки до кипения. Цвет раствора – _______________. Нагрейте пробирку до кипения в пламени спиртовки. При нагревании наблюдаем ____________________. При дальнейшем охлаждении окраска раствора усиливается _____, ослабевает _____?
Составьте уравнение гидролиза (молекулярное, полное и сокращенное ионные).
Опыт 3. Необратимый (полный) гидролиз
В пробирку к 1–2 мл раствора AlCl3 прилейте 1–2 мл раствора Na2CO3. Наблюдаем: выделение газа ______ и образования осадка ______.
Полученный осадок разделите на две пробирки. В одну пробирку прибавьте разб. HCl, в другую – раствор NaOH. Объясните смешение ионного равновесия в насыщенном растворе амфотерного электролита.
Опыт 4. Сравнительная растворимость сульфатов кальция и бария
В пробирку внесите 5 капель раствора CaCl2, в другую – 5 капель раствора BaCl2. Добавьте в пробирки по 2–3 капли 0,1 М раствора H2SO4. В обеих ли пробирках выпал осадок?
Объяснить наблюдения, используя значения ПР(СаSO4) и ПР(ВаSO4). Прилейте в пробирки по 2–3 капли конц. H2SO4. Объясните образование осадка СаSO4.
Примечание: Произведение растворимости (ПР, Ksp) — произведение концентраций ионов малорастворимого электролита в его насыщенном растворе при постоянной температуре и давлении. Произведение растворимости — величина постоянная. Эта величина характеризует растворимость данного вещества: чем больше растворимость, тем больше концентрация ионов и, следовательно, ПР.
Таблица 2 Произведение растворимостей некоторых соединений при н.у.
Соединение | Произведение растворимости (ПР) | Соединение | Произведение растворимости (ПР) |
CaSO4 | 1,3 * 10-4 | CaCO3 | 5 * 10-9 |
Cu(OH)2 | 2,2 * 10-20 | BaSO4 | 1,1 * 10-10 |
Контрольные задания к защите лабораторной работы:
1. Какие из приведенных ниже солей будут подвергаться гидролизу, написать молекулярные, полные и краткие ионные уравнения (по ступеням), определить реакцию среды и назвать соли: AlCl3, Na2SiO3, FeSO4
2. (см. задание № 1): FeCl2, Ca(CN)2, CaCO3.
3. (см. задание № 1): Na2SO3, KNO3, KNO2.
4. (см. задание № 1): CrCl3, Na2S, Zn(NO3)2.
5. (см. задание № 1): Fe2(SO4)3, BaSO3, MnCl2.
Контрольные вопросы к допуску на лабораторную работу:
1. Что такое электролитическая диссоциация (письменно и устно)?
2. Что такое электролиты и неэлектролиты(письменно и устно)?
3. Что такое катионы и анионы (письменно и устно)?
4. Что такое гидролиз (письменно и устно)?
5. На какие четыре группы делятся соли(письменно и устно)?
6. Что такое степень гидролиза (письменно и устно)? Напишите формулу.
7. Какие факторы влияют на степень гидролиза (письменно и устно)?
Ответы на контрольные задания и вопросы: |
Отчет по экспериментальной части лабораторный работы №5
номер и название опыта | реагенты (формулы) | ход работы (результаты наблюдений, гипотеза) | уравнения реакции (расчеты,рисунки,проверка гипотезы) | выводы (алгоритм протекания реакции) |
номер и название опыта | реагенты (формулы) | ход работы (результаты наблюдений, гипотеза) | уравнения реакции (расчеты,рисунки,проверка гипотезы) | выводы (алгоритм протекания реакции) |