Характеристики направляющего устройства

Кинематическая схема направляющего устройства определяет взаимосвязь между характеристиками упругого и демпфирующего устройств подвески и соответствующими характеристиками её упругого элемента и амортизатора, т.е. между вертикальными силами, действующими на колесо, и его вертикальными перемещениями и силами, действующими на упругий элемент и амортизатор, и их соответствующей деформацией (перемещением). В зависимых рессорных подвесках эти характеристики совпадают. В рычажных независимых подвесках эти характеристики, как правило, различаются.

Общие представления о закономерностях связи между силовыми факторами при оценке этой взаимозависимости можно получить на примерах, показанных на рис 2.2. Например, на схеме рис. 2.2-а упругий элемент (пружина) испытывает деформацию трех видов: осевую Характеристики направляющего устройства - student2.ru от действия силы Характеристики направляющего устройства - student2.ru ; изгиба Характеристики направляющего устройства - student2.ru в направлении поперечной силы Характеристики направляющего устройства - student2.ru ; изгиба от момента Характеристики направляющего устройства - student2.ru в результате поворота рычага на угол Характеристики направляющего устройства - student2.ru . Согласно принципу возможных перемещений, пренебрегая трением в подвеске, можно записать:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

При шарнирном креплении упругого элемента к рычагу и несущей системе автомобиля (рис. 2..2-б) последнее выражение упрощается, т.к. сила Характеристики направляющего устройства - student2.ru и момент Характеристики направляющего устройства - student2.ru равны нулю. Для этого случая зависимость силовых факторов подвески и упругого элемента будет иметь вид:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru ,

где Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- передаточное число направляющего устройства для упругого элемента: Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Дифференцируя последнее выражение по Характеристики направляющего устройства - student2.ru , и выполнив преобразования, получим формулу для коэффициента жесткости упругого элемента подвески:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Если принять упругую характеристику упругого устройства Характеристики направляющего устройства - student2.ru линейной, что возможно при малых деформациях подвески относительно статического положения, то получим:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Характеристики направляющего устройства - student2.ru

Рис. 2.2. Расчетные схемы независимых подвесок:

а – однорычажной с жестко закрепленной пружиной; б – двухрычажной с шарнирно закрепленной пружиной; в – рычажно-телескопической; г – двухрычажной с нижним расположением торсиона

Три последние выражения позволяют рассчитать нагрузочную характеристику и коэффициент жесткости упругого элемента, при заданных нагрузочной характеристике упругого устройства и кинематической схеме направляющего устройства подвески.

При получении аналитических зависимостей Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru для некоторых конструктивных вариантов независимой подвески возникают определенные трудности. Поэтому в таких случаях целесообразно использовать графоаналитический метод расчета величин, в основу которого положено отношение: Характеристики направляющего устройства - student2.ru . Величину Характеристики направляющего устройства - student2.ru при этом определяют графическим дифференцированием зависимости Характеристики направляющего устройства - student2.ru , построенной по значениям отношения Характеристики направляющего устройства - student2.ru для нескольких положений колеса. При подстановке значения производной в выражения для коэффициента жесткости упругого элемента подвески следует учитывать её знак.

Силу Характеристики направляющего устройства - student2.ru задают произвольно, т.к. оценивают отношение сил, а Характеристики направляющего устройства - student2.ru находят из силового треугольника (см. рис. 2.2-б и -в). Прогиб упругого устройства Характеристики направляющего устройства - student2.ru для соответствующих значений Характеристики направляющего устройства - student2.ru определяют по чертежу кинематической схемы направляющего устройства.

Для вычисления коэффициента жесткости упругого элемента торсионной подвески (рис.2.2-г) можно использовать последнее выражение для этого коэффициента ( Характеристики направляющего устройства - student2.ru ), если заменить Характеристики направляющего устройства - student2.ru на Характеристики направляющего устройства - student2.ru , а величины Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru принять равными:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru ; Характеристики направляющего устройства - student2.ru ,

где Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- момент, скручивающий торсион; Характеристики направляющего устройства - student2.ru , где Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- сила, действующая на нижний рычаг; Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- плечо силы Характеристики направляющего устройства - student2.ru ; Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- угол закрутки торсиона. Значения силы Характеристики направляющего устройства - student2.ru и плеча Характеристики направляющего устройства - student2.ru находят графическим способом.

При переходе от нагрузочной характеристики демпфирующего устройства к нагрузочной характеристике амортизатора, и при решении обратной задачи, необходимо также учитывать кинематическую схему направляющего устройства подвески. Для схемы подвески на рис. 2.2-в, в которой отсутствует упругий элемент, можно записать следующее равенство:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru ,

где Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- действительная и приведенная к центру пятна контакта шины с опорной поверхностью силы сопротивления амортизатора;

Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- деформация подвески вдоль оси амортизатора;

Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- скорость деформации подвески вдоль оси амортизатора и упругого устройства соответственно;

Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- передаточное отношение направляющего устройства по деформации: Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Дифференцируя последнее равенство по скорости деформации Характеристики направляющего устройства - student2.ru , получим выражение для определения коэффициента сопротивления амортизатора:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Как и для коэффициента жесткости упругого элемента, при линейной зависимости Характеристики направляющего устройства - student2.ru последнее выражение упрощается и принимает вид:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru ,

где Характеристики направляющего устройства - student2.ru -- передаточное отношение направляющего устройства по скорости деформации: Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Во всех рассмотренных выше выражениях, определяющих взаимосвязи между приведенными к центру пятна контакта шины с опорной поверхностью и реальными характеристиками упругого и демпфирующего элементов подвески, использовались только оценочные показатели – силы, деформации и скорость деформации. Поэтому такой подход к расчету характеристик направляющего устройства целесообразно применять на заключительном этапе проектирования подвески – при их проверке. В этом случае в расчетные формулы в явном виде входят геометрические параметры направляющего устройства подвески и установочные параметры колеса. Исходными характеристиками направляющего устройства в этом случае являются передаточные отношения, связывающие прогибы и силы:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

В этом случае при определении нагрузочной характеристики упругого элемента следует использовать Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru , т.е. одновременно изменить масштаб по осям абсцисс и ординат на графике нагрузочной характеристики упругого устройства подвески, а коэффициент жесткости упругого элемента рассчитать по формуле:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Для некоторых схем направляющего устройства Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Нагрузочную характеристику амортизатора обычно получают, используя только передаточное отношение Характеристики направляющего устройства - student2.ru . В этом случае коэффициент сопротивления амортизатора:

Характеристики направляющего устройства - student2.ru .

Передаточные отношения Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru очень редко остаются постоянными во всем диапазоне значений прогибов подвески. Поэтому при расчете следует учитывать значения передаточных отношений, соответствующие статической нагрузке.

На рис. 2.3, в качестве примера, приведены расчетные схемы и расчетные зависимости для вычисления передаточных отношений Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru направляющего устройства подвески, полученные на основе анализа соотношений геометрических параметров элементов этого устройства в известных конструкциях подвесок и силовых факторов.

Кинематическая схема направляющего устройства подвески оказывает существенное влияние на поперечно-угловые колебания (перемещения) подрессоренной массы автомобиля, приходящейся на соответствующую подвеску. Это влияние будет рассмотрено при определении исходных данных для расчета стабилизатора поперечной устойчивости.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

а.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

б.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

в.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

г.

Рис. 2.3. Расчетные зависимости для вычисления передаточных отношений Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru направляющего устройства подвесок:

а–зависимая рессорная; б–зависимая пружинная с четырьмя продольными штангами; в–независимая с двумя поперечными рычагами разной длины и пружиной на нижнем рычаге; г–независимая с двумя поперечными рычагами разной длины и пружиной на верхнем рычаге

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

д.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru е.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

ж.

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

з.

Рис. 2.3. (продолжение) Расчетные зависимости для вычисления передаточных отношений Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru направляющего устройства подвесок:

д–независимая с двумя поперечными рычагами разной длины и торсионом на нижнем рычаге; е–независимая рычажно-телескопическая; ж-независимая однорычажная с качанием рычага в поперечной плоскости; з–независимая однорычажная с качанием рычага в продольной плоскости

Характеристики направляющего устройства - student2.ru Характеристики направляющего устройства - student2.ru

и.

Рис. 2.3. (окончание) Расчетные зависимости для вычисления передаточных отношений Характеристики направляющего устройства - student2.ru и Характеристики направляющего устройства - student2.ru направляющего устройства подвесок: и – независимая диагонально-рычажная

Наши рекомендации