Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия

Выражение (1.12) Выражение (1.14)
интегрирование с пределом Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru бесконечная сумма
непрерывный аргумент t дискретный аргумент nT
непрерывная функция Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru дискретная функция Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

По существу (1.14) является суммой изображений всех Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru -функций в (1.13).

Если в (1.14) обозначить Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru то получим Z-преобразование

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.15)

Здесь Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru – оригинал, Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru – изображение в смысле Z-преобразования.

Пример.

Определить изображение единичной ступенчатой функции

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Решение.

Согласно заданию, имеем геометрическую прогрессию со знаменателем Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

Сумма n-членов этой прогрессии Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

Исходя из этого, Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru и поэтому Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

Таким образом, изображения дискретных функций являются функциями Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

Аргумент Z является периодической функцией частоты. Поэтому дискретные изображения и частотные спектры дискретных функций также являются периодическими функциями частоты с периодом 2π.

1.2.4. w – преобразование: определение и свойства

Для анализа и синтеза непрерывных АСУ широко применяется частотный метод, основанный на построении логарифмических частотных характеристик. Простота и наглядность логарифмического частотного метода исследования непрерывных АСУ вызывает естественное стремление использовать метод ЛЧХ для анализа и синтеза дискретных систем [6]. Последнее возможно на основе w-преобразования.

Комплексная переменная w связана с комплексной переменной Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru соотношением

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.16)

Соотношение, заданное в форме (1.16), получило название w-преобразование[2-4]. Рассмотрим это преобразование подробнее, для чего запишем его в форме

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.17)

изменяя переменную р вдоль мнимой оси плоскости Р, т.е. полагая Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru , найдем

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Правая часть этого равенства – величина мнимая, поэтому и левая часть будет мнимой величиной. Вводя обозначение Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru , получим

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru или Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.18)

Переменную Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru называют псевдочастотой, так как это безразмерная величина. Реальная частота Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru связана с псевдочастотой соотношением

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.19)

Для исследования импульсных и цифровых систем в ряде случаев более удобна размерная псевдочастота l, которая связана с псевдочастотой зависимостью

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.20)

Тогда

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.21)

Переменную l называют абсолютной псевдочастотой. Из выражения (1.20) следует, что при Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru <<2 абсолютную псевдочастоту l в расчетах и при построении ЛЧХ можно заменять действительной частотой Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

Соотношение (1.16) может быть представлено с учетом (1.21)

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru (1.22)

Поясним смысл преобразования (1.16). Использование подстановки Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru при замене р на Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru позволяет отобразить левую полуплоскость плоскости Р внутрь круга единичного радиуса плоскости Z. Функция Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru является периодической функцией с периодом Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru , поэтому для обхода всей окружности единичного радиуса достаточно изменять частоту в интервале Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru или в интервале Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru . При этом отрезок мнимой оси от Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru до Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru преобразуется в окружность единичного радиуса (рис. 1.20, а, б).

С помощью соотношения (1.16) возможно отображение всех точек Z-плоскости, расположенных внутри круга единичного радиуса, в соответствующие точки левой полуплоскости w. Подобные отображения получили название конформных отображений (рис. 1.20, б, в).

При изменении частоты Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru в интервале Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru абсолютная псевдочастота принимает все значения, принадлежащие интервалу Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru .

На рис. 1.21 представлен график значений псевдочастоты.

Операция w-преобразования в виде

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

конформно отображает левую полуполосу Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru , Re q<0 плоскости q (иначе р) на левую полуплоскость плоскости w, причем мнимая положительная полуось плоскости w является образом отрезка мнимой положительной полуоси плоскости q длиной Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru . Начало этого отрезка находится в начале координат.

Понятие псевдочастоты позволяет строить так называемые логарифмические псевдочастотные характеристики дискретных АCУ.

w
Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru
z
Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru
p
Im Im

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Im

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru =+- p/T 1 u 0

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru 0

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Re Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru =0 Re Re

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru - Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

а) б) в)

Рис. 1.20. Иллюстрация w-преобразования

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

-3 Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru -2 Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru - Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru 0 Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru 2 Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru 3 Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

- Между выражениями (1.12) и (1.14) существует аналогия - student2.ru

Рис. 1.21. График значений псевдочастоты

Наши рекомендации