Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца

До сих пор мы не задумывались над такими вопросами:

1. Хватит ли памяти компьютера, чтобы разместить в ней исследуемую матрицу?

2. Не окажется ли время, необходимое для решения задачи, чрезмерно большим?

Современная вычислительная техника обеспечивает пользователя такими ресурсами, что эти вопросы могут показаться излишними. Они действительно не возникают, пока размерность задачи

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.1)

не превышает нескольких сотен. Однако для сегодняшней вычислительной практики характерны задачи с размерностью Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru степеней свободы. К таким задачам относятся расчеты силовых конструкций самолета, ракеты, колебаний сопла ракетного двигателя, надежности ядерных реакторов, задачи аэро- и гидродинамики…[13.1].

Если модель конструкции содержит Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru степеней свободы, то матрица жесткости будет состоять из Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru чисел. Объем памяти, необходимый для запоминания такой матрицы, Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . Столько же памяти потребуется для собственных векторов. Кроме того, эти матрицы должны не просто запоминаться, но и активно использоваться в последовательных приближениях. Рассмотренные метод Якоби и QR-алгоритм не в состоянии решать задачи таких размеров за более-менее приемлемое время.

Однако задачи большой размерности имеют особенности, которые все-таки позволяют их решать, несмотря на ограниченность ресурсов и быстродействия современной вычислительной техники.

Во-первых, такие задачи возникают, как правило, при описании процессов, конструкций, явлений и т.п. с помощью либо МКЭ (метода конечных элементов), либо МКР (метода конечных разностей). Матрицы, получаемые при использовании этих методов, практически всегда сильно разрежены. Это значит, что при большой размерности самой матрицы большинство ее элементов равны нулю. Такие матрицы обычно не заносятся в память целиком, а запоминаются в компактной форме, без нулевых элементов. Возникает ситуация, когда нам надо решать задачу о собственных значениях Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , не имея в своем распоряжении матрицу Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru в явном виде, но имея лишь правило, позволяющее для произвольного вектора Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru получать произведение Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru .Это, с одной стороны, полезно, так как позволяет уместить задачу в памяти компьютера. С другой стороны, алгоритм решения такой задачи не должен испытывать неудобств из-за того, что исследуемая матрица Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru в явном виде недоступна.

Во-вторых, обычно при решении таких задач важны не все собственные значения, а лишь значения, лежащие в определенной части спектра. Так, при расчете собственных колебаний конструкции планера самолета обычно практический интерес представляют лишь несколько низших частот.

Прежде чем перейти к рассмотрению методов для решения больших задач, необходимо рассмотреть алгоритм Рэлея ‑ Ритца, являющийся необходимой составной частью таких методов. В названии этого алгоритма соединились два имени, которые упоминаются преподавателями сопротивления материалов, теории упругости едва ли не чаще чем имена основателей этих научных дисциплин Коши, Ламе, Сен-Венана… Между тем оба этих ученых непосредственно не занимались вопросами механики деформируемых твердых тел.

Английский барон Джон Уильям Рейли (Rayleigh) является одним из основоположников теории звука (акустики) и теории колебаний. Его знаменитая теорема (1873 г.) гласит, что «при увеличении жесткости системы или уменьшении ее инерции главные частоты увеличиваются» [13.2]. Принцип Релея, который следует из его теоремы: отношение Рэлея

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.2)

минимально, если Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru равно первому собственному вектору и равно в этом случае наименьшему собственному значению Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru :

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.3)

Этот принцип часто используется для грубой оценки минимальной частоты механической системы. Для совершенно произвольного вектора Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.4)

В простых случаях примерный вид низшей формы колебаний можно предугадать исходя из физического смысла задачи. Так, для консольной балки хорошим приближением выглядит квадратичная парабола, для колеблющейся струны – полуволна синусоиды.

Немецкий математик Ритц, опубликовав в 1909 г. статью о новом методе решения вариационных задач математической физики [13.3], возможно не подозревал, что к концу XX века его идеи, воплотившись в конце концов в методе конечных элементов, практически вытеснят из практики другие способы решения задач прочности, аэродинамики, теплопроводности и т.д.

Метод Ритца предназначен для решения вариационной задачи:

Среди всех функций Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , определенных и непрерывных в интервале Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , имеющих непрерывные первую и вторую производные и удовлетворяющие краевым условиям Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , найти такую, для которой

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.5)

имеет наименьшее (или наибольшее) возможное значение.

В случае, если аналитическое решение задачи (16.5) невозможно или затруднительно, метод Ритца служит универсальной палочкой-выручалочкой:

1. Задаемся системой линейно-независимых функций

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , (16.6)

удовлетворяющих граничным условиям:

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.7)

2. Предполагаем, что неизвестное решение задачи (16.5) можно представить в виде линейной комбинации

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.8)

3. Подстановка (8) в (5) превращает вариационную задачу в обычную задачу математического анализа об экстремуме функции многих переменных:

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.9)

4. В результате все дело сводится к нахождению Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru неизвестных коэффициентов Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru из системы Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru уравнений:

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.10)

Метод Ритца легко обобщается на двумерные Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и трехмерные Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru задачи.

Хотя метод Ритца задуман для нахождения непрерывной функции Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , его можно применить и для решения нашей задачи о собственных значениях матрицы Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru .

Алгоритм Рэлея-Ритца для задачи о собственных значениях:

1. Задаемся ортонормированной системой векторов:

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.11)

2. Предполагаем, что искомый собственный вектор можно представить в виде линейной комбинации векторов Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru :

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , (16.12)

где

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.13)

3. Подставляя (16.12) в (16.1), получаем

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.14)

здесь введено обозначение Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , а Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , так как матрица Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru имеет ортонормированные столбцы.

4. Решая задачу Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , находим пары собственных значений и собственных векторов:

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.15)

5. Аналогично решению вариационной задачи полагаем, что приближенное решение полной задачи (16.1) можно получить из решения сокращенной задачи (16.14)

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.16)

Здесь сразу следует оговориться, что хотя этот алгоритм является важной составной частью методов Ланцоша и метода итераций в подпространстве, однако сам по себе метод Рэлея – Ритца использовать для решения задачи о собственных значениях нельзя. Точность результатов полностью зависит от того, насколько нам повезет с выбором векторов Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru .

Пример.Для матрицы

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.17)

точное решение задачи Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , очевидно, есть

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.18)

Что получится, если применить процедуру Рэлея ‑ Ритца для поиска Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru ?

Сначала выбираем в качестве ортонормированной системы векторов

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . (16.19)

Тогда матрица Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru сокращенной задачи (16.14):

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.20)

имеет собственные значения Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru .

Затем выберем следующую ортонормированную систему:

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.21)

и для сокращенной матрицы Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru

Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru (16.22)

получим собственные значения Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru .

Как видим, в первом случае выбор векторов Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru оказался удачным. Причина этого в том, что первый собственный вектор матрицы Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru лежит в плоскости, определенной векторами Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru . В результате Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru точно совпало с первым собственным значением исследуемой матрицы. Во втором случае, напротив, вектора Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru были выбраны настолько неудачно, насколько это вообще возможно. Первый собственный вектор исследуемой матрицы Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru не то что не лежит в плоскости векторов Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru и Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , но даже ортогонален к ней.

Тем не менее, как бы ни был неудачен выбор векторов Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru в алгоритме Рэлея ‑ Ритца, всегда можно быть уверенным, что

1) Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru ;

2) если какой-нибудь собственный вектор исходной матрицы Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru точно представляется в виде линейной комбинации Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , то в результате решения сокращенной задачи этот собственный вектор и соответствующее собственное значение будут найдены точно.

Можно сказать, что процедура Релея-Ритца исходную задачу Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru , определенную для Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru -мерного алгебраического пространства, заменяет на задачу, представляющую собой, в некотором смысле, проекцию исходной задачи на Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru -мерное подпространство ( Задачи большой размерности. Процедура Рэлея[2]-Ритца - student2.ru ).

Литература

13.1. Данилин А.Н., Солдаткин А.Н. Вычислительные методы динамики упругих конструкций. – М.: Изд-во МАИ, 1996. ‑ 44с.

13.2. Рэлей Дж. В. Теория звука. Т.1 – М.: Наука, 1955. – 503с.

13.3. Ritz, W., 1909. „Über eine neue Method zur Lösung Gewisser Variationsprobleme der Mathematischen Physik.“ J. Rein. Angew. Math., 135:1-61.

[1] Жордан Камиль (1838-1922) – французский математик. Труды по алгебре, теории функций, топологии и кристаллографии.

[2] Рэлей (Рейли, Rayleigh) Джон Уильям, барон (1842-1919) – английский физик, один из основоположников теории колебаний. Фундаментальные труды по акустике, молекулярному рассеянию света. Нобелевский лауреат 1909 г.

Наши рекомендации