Работа 1. Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, гидроксиды (основания, кислоты), соли
ОБЩАЯ ХИМИЯ
Методические указания к лабораторному практикуму для студентов дневной формы обучения физико-технологического института
Екатеринбург
УрФУ
УДК 546 (076.5)
ББК
Авторы: Н.Л. Васильева, Д.А. Данилов, Д.А. Данилова, М.А. Домбровская,
Д.Г. Лисиенко, С.Ю. Пальчикова
Научный редактор доц., канд. хим. наук С.Ю.Пальчикова
Общая химия: Методические указания к лабораторному практикуму / Н.Л.Васильева, Д.А. Данилов, Д.А.Данилова, М.А.Домбровская, Д.Г.Лисиенко, С.Ю.Пальчикова. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. 53 с.
ISBN
Методические указания содержат описания лабораторных работ, а также контрольные вопросы и библиографический список. Данные указания составлены для студентов первого курса физико-технологического института в соответствии с учебными планами.
Библиогр.: 4 назв. Табл. 8.
УДК 546 (076.5)
ББК
ISBN © Уральский федеральный
университет, 2013
© Васильева Н.Л, Данилов Д.А.,
Данилова Д.А., Домбровская М.А.,
Лисиенко Д.Г., Пальчикова С.Ю., 2013
Требования к выполнению лабораторных работ и написанию отчета
Перед выполнением лабораторного практикума студент обязан пройти инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории.
К лабораторной работе студент готовится самостоятельно: читает литературу, соответствующую теме занятия, знакомится с методикой выполнения эксперимента, находит в справочниках численные значения констант и другие необходимые данные, делает предварительные расчеты.
Во время выполнения лабораторной работы необходимо быть предельно внимательным и осторожным. При проведении опытов соблюдать рекомендуемые методикой дозировку реактивов и последовательность операций. Запрещается проводить опыты, не предусмотренные планом, и создавать ситуации, опасные для окружающих.
После окончания работы нужно прибрать рабочее место: вымыть водой посуду. Все приборы, реактивы и другие принадлежности поставить на их прежние места.
По результатам лабораторной работы студент оформляет и сдает отчет. Отчет офрмляется на тетрадных листах или листах формата А4.
Структура отчета:
−
|
− цель и задачи лабораторной работы;
− перечень оборудования и реактивов;
− описание выполнения всех заданий;
§ номер и название задания;
§ краткое теоретическое введение по теме задания, необходимые формулы и расчеты;
§ экспериментальные данные: результаты измерений с указанием погрешности, наблюдаемые явления при выполнении химических реакций (изменение цвета раствора, образование или растворение осадка, выделение газа и др.);
§ запись уравнений химических реакций, ответы на вопросы поставленные в задании;
§ выводы по теме задания
− общий вывод по лабораторной работе.
Работа 1. Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, гидроксиды (основания, кислоты), соли
ОКСИДЫ. Это соединения элементов с кислородом. Оксиды получают или непосредственным взаимодействием простых веществ с кислородом, или косвенным путем – термическим разложением солей, оснований, кислот:
2Mg + O2 = 2MgO CaCO3 = CaO + CO2
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O H2SO4 = SO3 + H2O
Оксиды подразделяются на солеобразующие (их большинство) и несолеобразующие (NO, CO, SiO, ClO).
Солеобразующие оксиды подразделяются на кислотные, основные и амфотерные, что связано с особенностями их поведения в различных химических реакциях, в частности, при взаимодействии с водой, кислотами, основаниями.
Кислотные оксиды – это оксиды типичных неметаллов (CO2, SO3, P2O5, NO2, SiO2 и др.), а также оксиды металлов в степенях окисления +5 и выше (V2O5, CrO3, Mn2O7 и др.). Соединения данных оксидов с водой являются кислотами, поэтому кислотные оксиды называют также ангидридами кислот. Большинство оксидов неметаллов непосредственно растворяются в воде, образуя кислоты:
CO2 + H2O = H2CO3.
Если оксид нерастворим в воде, то соответствующая ему кислота может быть получена косвенным путем, например, кремниевая кислота H2SiO3 (SiO2×H2O) образуется по реакции:
Na2SiO3+2HCl=H2SiO3¯+ 2NaCl.
Кислотные оксиды взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами с образованием солей соответствующих данным оксидам кислот:
SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O
SO3 + MgO = MgSO4
V2O5 + 2NaOH = 2NaVO3 + H2O
Основные и амфотерные оксиды образуют только металлы.
Основные оксиды образуют металлы в степенях окисления +1, +2 за исключением BeO, PbO, SnO, ZnO.
Основные оксиды, соединяясь с водой, образуют основания – щелочи и труднорастворимые гидроксиды Me(OH)n.
Оксиды щелочных металлов (IА группа), взаимодействуя с водой, образуют растворы щелочей:
Na2O + H2O = 2NaOH.
Из оксидов щелочноземельных металлов (IIА группа, кроме Ве) хорошо растворимы в воде SrO, BaO. Оксиды MgO, CaO растворяются с трудом вследствие образования труднорастворимых основных гидроксидов:
MgO + H2O = Mg(OH)2¯.
Большинство основных и амфотерных оксидов практически нерастворимы в воде. Их труднорастворимые гидроксиды можно получить косвенным путем – осаждением из растворов солей металлов действием щелочи или аммиака (реакции ионного обмена):
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2¯ + 2NaCl
FeSO4 + 2NH3×H2O = Fe(OH)2¯ + (NH4)2SO4
Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, а также кислотными и амфотерными оксидами с образованием солей:
CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
NiO + SO3 = NiSO4
Амфотерные оксиды образуют большинство металлов со степенями окисления +3, +4, а также BeO, PbO, SnO, ZnO.
Амфотерные оксиды взаимодействуют как с кислотными, так и с основными оксидами и гидроксидами. При взаимодействии с кислотой они проявляют основные свойства, образуя соль оксидообразующего металла с анионом данной кислоты:
ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O.
При взаимодействии амфотерных оксидов с основными гидроксидами образуются соли, в которых оксидообразующий металл входит в состав анионов:
ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O ZnO22- – оксоанион соли
ZnO + 2NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4] [Zn(OH)4]2- – гидроксоанион соли
Безводный оксоцинкат натрия Na2ZnO2 образуется при сплавлении. Тетрагидроксоцинкат натрия Na2[Zn(OH)4] образуется при взаимодействии с раствором щелочи.
ОСНОВАНИЯ. Согласно теории электролитической диссоциации к основаниям относятся гидроксиды металлов Мe(ОН)n, которые при диссоциации в воде образуют один сорт анионов – гидроксильные группы ОН- и катионы Men+.
Свойствами оснований обладают также водные растворы аммиака, аминов и некоторых других соединений. Гидроксильные группы образуются в результате разрыва связей в молекулах воды:
NH3 + H2O ⇄ NH4+ + OH-.
Это равновесный процесс и равновесие смещено в сторону обратной реакции, поэтому водный раствор аммиака является слабым основанием.
Гидроксиды щелочных металлов, стронция, бария хорошо растворяются в воде и полностью диссоциируют на ионы т. е. являются сильными электролитами. Гидроксиды щелочных металлов называют щелочами.
Остальные гидроксиды металлов являются троднорастворимыми и слабыми электролитами.
По характеру кислотно-основных взаимодействий гидроксиды металлов могут быть основными или амфотерными.
Основные гидроксиды растворяются в кислотах, но не взаимодействуют с основаниями.
Амфотерные гидроксиды проявляют ка основные, так и кислотные свойства в зависимости от условий реакции, поскольку способны диссоциированть либо как основание, либо как кислота:
Zn(OH)2¯ ⇄ Zn2+ + 2OH- (1)
Zn(OH)2¯ ⇄ 2H+ + ZnO2- (2)
Zn(OH)2¯ + H2O ⇄ 2H+ + [Zn(OH)4]2- (3)
Все амфотерные гидроксиды растворяются в кислотах, проявляя свойства оснований (1). Кислотные свойства амфотерные гидроксиды проявляют при взаимодействии со щелочами. При сплавлении со щелочами образуют безводные соли оксоалюминаты, оксоцинкаты и т. д. (2). При растворении в щелочах амфотерные гидроксиды Be(II), Pb(II), Sn(II), Zn(II), Al(III), Cr(III) образуют гидроксокомплексы (3).
КИСЛОТЫ. Согласно теории электролитической диссоциации это соединения, которые в воде диссоциируют на ионы Н+ (других катионов нет) и кислотный остаток. Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4 разб. и др.) диссоциируют практически полностью, у слабых кислот диссоциированна лишь часть молекул. О силе кислот можно судить по значению константы диссоциации. Чем больше константа диссоциации, тем в большей степени диссоциирована кислота. Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато:
H2CO3 ⇄ H+ + HCO3-
HCO3- ⇄ H+ + CO32-
По химическому составу аниона различают кислоты бескислородные (HCl, H2S, HBr, H2F2 и др.) и кислородсодержащие (H2SO4, HNO3, H3PO4 и др.). Ангидридами кислородсодержащих кислот являются кислотные оксиды.
СОЛИ. Соединения ионного типа, содержащие катионы металлов Мen+ или аммония NH4+ и анионы кислот (кислотные остатки). Их можно рассматривать как продукты замещения Н+-ионов кислоты ионами Мen+, NH4+, либо как продукты замещения гидроксильных групп основания кислотными остатками. Различают три типа солей: средние, кислые, основные.
Средние (нормальные) соли – это продукты полного замещения Н+-ионов кислоты или ОН--ионов основания, например:
Na2CO3 – карбонат натрия
(NH4)3PO4 – ортофосфат аммония
Al2(SO4)3 – сульфат алюминия.
Кислые соли – это продукты неполного замещения ионов Н+ в кислоте на ионы Мen+ (или NH4+), например:
NaHCO3 – гидрокарбонат натрия
(NH4)H2PO4 – дигидрофосфат аммония.
Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксильных ионов в основании на кислотные остатки, например:
Al(OH)Cl2 – хлорид гидроксоалюминия
Cr(OH)2NO3 – нитрат дигидроксохрома(III).
Все соли имеют различную растворимость в воде и могут быть отнесены к хорошорастворимым или труднорастворимым солям.
По способности к диссоциации в водной среде почти все соли относятся к сильным электролитам (кроме Hg2Cl2, Fe(CNS)3, Pb(CH3COO)2 и др.) и в растворенном состоянии находятся в виде ионов Мen+ (или NH4+) и кислотных остатков:
Al2(SO4)3 = 2Al+3 + 3SO42-
NaHCO3 = Na+ + HCO3-.
Водородсодержащие анионы диссоциируют в незначительной степени в соответствии со значением ступенчатой константы диссоциации:
HCO3- ⇄ H+ + CO32-.
Задание 1. Свойства кислотных оксидов
Приготовьте три пробирки и газоотводную трубку. В первую налейте 1‑2 см3 дистиллированной воды и добавьте 1-2 капли индикатора на ионы Н+ – метилового красного (или метилового оранжевого). Отметьте цвет индикатора. Во вторую пробирку внесите 1-2 см3 известковой воды Ca(OH)2 или раствор Ba(OH)2. В третью пробирку поместите небольшое количество кристаллической соды Na2CO3, несколько капель концентрированного раствора уксусной кислоты СН3СООН (сокращенно НАс) и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Выделяющийся углекислый газ СО2 пропустите сначала через раствор в первой пробирке – наблюдайте изменение цвета индикатора, а затем через раствор во второй пробирке – наблюдайте образование белого осадка. Если выделение газа идет недостаточно энергично, то подогрейте пробирку. Напишите уравнения всех реакций:
Na2CO3 + HAc ® H2CO3 + …
CO2 + H2O ⇄ H2CO3
H2CO3 ⇄ H+ + HCO3- HCO3- ⇄ H+ + CO32-
CO2 + Ca(OH)2 ®
Задание 2. Свойства основных оксидов
В фарфоровую чашку поместите стружку магния и сожгите ее:
Mg +O2 ®
Полученный белый порошок оксида магния растворите в разбавленной соляной кислоте HCl:
MgO + HCl ® MgCl2 + …
К полученному раствору соли хлорида магния добавляйте раствор щелочи NaOH до появления студенистого осадка труднорастворимого гидроксида:
MgCl2 + NaOH ® Mg(OH)2¯ + …
Характер гидроксида магния основный, поэтому он не растворяется в избытке щелочи, но легко растворяется в кислоте:
Mg(OH)2¯ + HCl ® …
Допишите уравнения всех реакций.
Задание 3. Свойства амфотерных гидроксидов
Получите в двух пробирках осадок гидроксида хрома (III) по обменной реакции соли хрома с разбавленным раствором аммиака. В одну пробирку добавьте раствор кислоты, в другую – раствор щелочи. Наблюдайте процесс растворения осадков в обеих пробирках. Напишите уравнения реакций:
CrCl3 + NH3×H2O ® Cr(OH)3¯ + …
Cr(OH)3¯ + HCl ® …
Cr(OH)3¯ + NaOH ® …
Задание 4. Взаимодействие кислот с солями более слабых или более летучих кислот
Сильные кислоты вытесняют более слабые кислоты из их солей:
Na2SO3 + H2SO4 = H2SO3 + Na2SO4
Na2SiO3 + H2SO4 = H2SiO3¯ + Na2SO4
Налейте в пробирку 1-2 см3 насыщенного раствора силиката натрия Na2SiO3 и очень аккуратно внесите 3-5 капель концентрированной серной кислоты. Наблюдайте образование студенистого осадка (геля) кремниевой кислоты.
Менее летучие кислоты (H2SO4, H3PO4) вытесняют более летучие (HCl, H2S, H2F2) из их солей при нагревании:
Na2S + H2SO4 = H2S + Na2SO4
2NaCl + H2SO4 = 2HCl + Na2SO4
Внесите в пробирку несколько кристалликов хлорида натрия, добавьте 2‑3 капли концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, осторожно подогрейте и пропустите хлороводород в пробирку с дистиллированной водой. Через 1-2 минуты уберите пробирку с водой и только после этого прекратите нагревание (!). Полученный раствор разделите на две части и докажите наличие ионов Н+ с помощью индикатора метилового красного, а ионов С1- – с помощью соли серебра AgNO3.
Задание 5. Свойства солей
Нормальные (средние) соли при растворении в воде полностью диссоциируют на катионы и анионы, присутствие которых можно доказать с помощью характерных химических реакций.
В две пробирки поместите по 5 капель раствора одной из следующих солей: а) FeSO4; б) CuC12; в) CuSO4; г) Pb(NO3)2. Докажите наличие в растворе соответствующих катионов и анионов качественными реакциями с использованием указанных в таблице реагентов.
Запишите цвет осадков и уравнения реакций в ионном и молекулярном виде.
Таблица 1
Реагенты для проведения качественных реакций