Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем

С распределенными массами

Продольный удар

Призматические или цилиндрические элементы машин (трубы, колонны, Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru стойки, канаты и т.п.) могут быть приближенно представлены в виде стержня постоянного сечения, жестко закрепленного одним концом (рис. 38).

Пусть груз массой m движется со скоростью u0 в направлении оси стержня. После соударения груза со стержнем в месте соударения возникает деформация, которая распространяется волнообразно вдоль стержня, отражается от закрепленного конца и движется к свободному концу, затем снова распространяется в сторону закрепленного конца и т.д.

Движение сечений стержня описывается уравнением волнового типа (289). Решение этого уравнения может быть получено с помощью разрывных функций. Обычно перемещение сечений стержня U находят в виде

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (314)

где Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – произвольная функция, выражающая характер движения деформации.

Первый член правой части (314) соответствует движению волны деформации в направлении оси x (от 0 до l на рис. 38), а второй – в обратном направлении.

Полагая, что после соударения груз движется вместе со свободным концом стержня, для сечения, соответствующего Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , имеем

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (315)

Если выразить Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , где Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru - погонная масса стержня, и обозначить Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , то

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (316)

Подставляя значение U из выражения (314)

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (317)

преобразуя и сокращая, получим

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (318)

До соударения груза и стержня для всех сечений последнего Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . Следовательно, при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru имеем Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru .

Для интервала Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru правая часть уравнения (318) равна нулю. Тогда

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (319)

Проинтегрировав (319) в пределах Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , получим

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (320)

При Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru свободный конец стержня Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru имеет скорость Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . Введем это условие в уравнение (314):

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (321)

поскольку Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , то Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru .

Подставляя Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , находим Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru или Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru .

Теперь

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (322)

В соответствии с граничными (концевыми) условиями для интервала Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru функцию Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru следует принять равной нулю.

Тогда выражение (314) будет иметь вид

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (323)

а относительная деформация стержня

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (324)

Подставляя выражение (322), получим

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru (325)

и скорость деформации

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (326)

Относительная деформация стержня и скорость этой деформации в любом сечении связаны при первом прохождении волны деформации зависимостью Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . Следовательно, деформация стержня в момент удара полностью определяется скоростью ударяющего груза u0 и не зависит от его массы m. Если Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – относительная деформация, соответствующая пределу упругости, то максимально допустимая скорость удара равна

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (327)

Для определения функции Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru в следующем интервале Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru воспользуемся уравнением (318), в первую часть которого подставим значения Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru и Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru .

Тогда

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (328)

При неразрывном (совместном) движении груза и свободного конца стержня скорость не может изменяться скачкообразно. Следовательно, при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru выражение

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru (329)

должно быть непрерывной функцией.

Условие непрерывности удовлетворяется, если разрывы функции Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru повторяются при каждом изменении at на величину 2L. При Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru функция Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru скачкообразно увеличивается на величину Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . Такие же скачки повторяются при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru и т.д.

При Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru конец первого интервала определяется равенством Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . При этом, согласно (322),

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (330)

В то же время происходит скачкообразное изменение функции Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , после чего Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru увеличивается на Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru :

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (331)

Выражение (331) является начальным условием для интегрирования уравнения (328). Используя (331) для определения постоянной интегрирования при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , получим

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (332)

Аналогично для интервала Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (333)

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru (334)

Так же можно определить значение Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru для последующих интервалов.

Из выражения (314) относительная деформация стержня

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (335)

Подставляя соответствующие очередным интервалам и определяемые формулами (322), (332) и (334), получим значение e для тех же интервалов и любых сечений стержня (любых x).

Так как Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru и линейная жесткость Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , то Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru или

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (336)

где F – усилие, действующее в рассматриваемом сечении.

На основе изложенных решений получены упрощенные формулы для определения максимальных ударных нагрузок стержня:

при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru ; (337)

при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru ; (338)

при Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (339)

Если стержень расположен вертикально и ударная нагрузка вызывается свободно падающим грузом, то к значениям F, определяемым перечисленными формулами, следует прибавить вес груза.

Поперечный удар

Несущие части машин (крановые мосты, фермы и т.п.) приближенно можно представить в виде балки постоянного сечения (рис. 39).

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru В большинстве случаев достаточно точно можно рассмотреть процесс ударного нагружения и определить максимальные нагрузки такой системы путем предварительного приведения распределенных систем к системам с сосредоточенными массами (п. 12.1). Однако иногда требуется большая точность.

В этом случае задача сводится к рассмотрению волнового уравнения вида (289). Общее решение уравнения указанного типа относительно деформации балки U при воздействии на ее середину возмущающей силы P может быть получено аналогично показанному выше. Это решение имеет вид

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (340)

где Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – масса балки;

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – время, для которого определяется U;

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru .

В случае ударного нагружения сила F – величина, переменная во времени.

Если Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – скорость соударения груза с балкой в начальный момент,

m – масса груза,

то скорость груза после соударения в любой момент Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru равна

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (341)

Перемещение груза в направлении удара

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (342)

Деформации (изгиб) балки могут быть соизмеримы с контактными деформациями (сжатие) в месте соударения груза и балки, поэтому последние следует учитывать.

Известно, что контактная деформация

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (343)

где Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – коэффициент, зависящий от кривизны поверхностей тел в месте контакта и механических свойств материала.

Например, для сферических поверхностей с радиусами кривизны R1 и R2

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , (344)

где Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru – коэффициент Пуассона.

Если груз имеет сферическую поверхность с радиусом R, а балка в месте соударения – плоскость, то

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (345)

Если после удара груз не отделяется от балки до момента, когда последняя получит максимальную деформацию, то можно записать Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru , т.е.

Ударное нагружение элементов машин, представляемых в виде систем - student2.ru . (346)

Решение уравнения (346) осуществляется численным методом путем итерации. Время от 0 до t нужно разделить на малые промежутки, подставляя которые можно получить соответствующие значения F и характер изменения этой величины во времени.

Наши рекомендации