Аналитическое решение задачи линейного программирования

Методом искусственного базиса (симплекс-методом) решить ЗЛП:

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru .

Переходим к канонической форме задачи, вводя в каждое ограничение- неравенство дополнительные балансовые переменные (чтобы можно было заменить знаки неравенства знаками =).

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Так как в первом и четвертом ограничении нет базисных переменных, то в эти уравнения вводим фиктивные (искусственные) переменные Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru . Эти же переменные войдут и в целевую функцию Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru с коэффициентами - Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru . Получим расширенную Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru - задачу:

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Заполняем расчётную таблицу Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru (симплекс) метода и подсчитываем значение индексных строк (пункт 3)

.Расчётная таблица Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru (симплекс) метода. Нулевая итерация.

№ итерации № строки Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
  Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1
Индексные строки -24 M -3M -3M M M  
-4 -2          
                             

Так как наиболее отрицательное значение показателя Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru расположено в столбце Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru , то переменную Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru вводим в базис и исключаем из базиса ту переменную, для которой критерий Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru будет минимальным. Критерий Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru минимальный для четвёртой строки расчётной таблицы, базисная переменная которой Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru . Эту переменную выводим из базиса. Таким образом, у нас разрешающим столбцом является первый столбец ( по индексу Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru ), а разрешающей строкой- четвёртая строка. (p=1; q=4).

Т.к. коэффициент при разрешающем элементе Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru , разрешающая строка остаётся без изменения. Чтобы получить нули в первой, второй и третьей строке первого столбца, от первой строки отнимем удвоенное значение четвёртой строки, а от второй и третей строки отнимем четвёртую. При исключении из состава базисных вектора условной переменной Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru , из расчётной таблицы исключаем и столбец Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru .Пересчёт коэффициентов Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru можно проводить и по правилу прямоугольника. Заполняем расчётную таблицу первой итерации

Расчётная таблица Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru (симплекс) метода. Первая итерация

№ ите ра ции № ст ро ки Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
  Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -18 -3 -1
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru --1
Индексные строки 18М М -2М
+56 +6 -4

В состав базисных вводим вектор Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru и из базиса выводим вектор Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru фиктивной переменной. Столбец Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru также исключаем из расчётной таблицы. Новое значение разрешающей (первой ) строки получим путём деления на два всех её членов. Новые значения второй и четвёртой строк получим путём вычитания из старых значений преобразованной разрешающей строки. К третьей строке прибавляем новую разрешающую строку. (Пересчёт коэффициентов можно производить и по правилу прямоугольника.) Получим:

Расчётная таблица симплекс-метода. Вторая итерация.

№ ите ра ции № ст ро ки Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
    Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -9 -3/2 -1/2
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru 3/2 ½
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru ½ ½
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru ½ -1/2 -----
Индексная строка -2

Расчётная таблица симплекс-метода. Третья итерация.

№ ите а ции № ст ро ки Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
  Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -2 ----
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1 -----
Индексная строка -4  

Т.к. в индексной строке третьей итерации имеется отрицательный критерий Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru , то полученный план не является оптимальным и его можно улучшать. В базис вводим вектор Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru и выводим из базиса вектор Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru . Разрешающая третья строка остаётся без изменений, т.к. разрешающий элемент равен 1. Первая строка преобразуется путем прибавления к её членам элементов третьей строки, умноженным на 2, от второй строки отнимаем третью строку, а к элементам четвёртой строки прибавляем элементы третьей строки. Получаем новый план (четвёртая итерация)

Расчётная таблица симплекс-метода. Четвёртая итерация.

Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru  
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1  
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru -1  
Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru  
Индексная строка  

Индексная строка последней симплекс- таблицы не содержит отрицательных критериев. Получен оптимальный план. Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru . Максимальное значение целевой функции Аналитическое решение задачи линейного программирования - student2.ru

Экономическое истолкование решения задачи может быть таким: производится 14 единиц продукции первого вида и не производится продукция второго вида. Неиспользованные остатки сырья первого, второго, третьего и четвёртого видов составляют соответственно 18; 6; 0 и 0 единиц. Максимальная прибыль от реализации продукции составляет 56 (денежных) единиц.☻


Наши рекомендации