Особенности применения моделей массового обслуживания
Рассмотренные модели массового обслуживания находят широкое применение при исследовании надежности технических систем, организации их эксплуатации и использования по назначению, а также при анализе и синтезе автоматизированных систем управления. Достаточно подробно вопросы практического применения моделей СМО рассмотрены в работе [1].
При решении прикладных задач необходимо прежде всего правильно определить, насколько аппроксимирующие предположения, принятые при разработке математических моделей СМО, приемлемы для реальной системы и каким образом ее специфические особенности можно учесть в типовой модели.
Основными аппроксимирующими предположениями при разработке моделей СМО были предположения о том, что все потоки событий являются простейшими. Широкое использование указанных предположений обусловливается следующими факторами.
1. Простейший поток событий, как уже отмечалось, носит предельный характер и поэтому часто встречается в практических задачах. Так, например, Н. М. Седякин показал, что поток отказов элементов технических систем сводится к простейшему, если
, (2.56)
где ti – среднее время наработки i-го элемента данного типа на отказ, а п – число элементов. Если n>10, то это условие выполняется и тогда, когда каждый из элементов отказывает через постоянные интервалы времени.
2. Простейший поток заявок ставит СМО в наиболее тяжелые условия. И. Н. Коваленко показал, что система, рассчитанная на обслуживание простейшего потока, будет обслуживать любой другой поток с одинаковой интенсивностью более надежно.
3. При простейшем потоке заявок показатели эффективности СМО с отказами и ограниченным временем ожидания практически не зависят от вида закона распределения времени обслуживания, а определяются его средним значением. Показатели эффективности реальной СМО при простейшем потоке заявок не хуже значений этих показателей, вычисленных в предположении об экспоненциальном распределении времени обслуживания.
4. При указанных предположениях можно получить аналитическую модель системы и на основе ее исследования найти ее оптимальные параметры. Простая модель позволяет разобраться в основных закономерностях явления, наметить «ориентиры» для построения статистической модели системы, позволяющей учесть те особенности реальной системы, которые трудно (или невозможно) учесть при аналитическом исследовании. Сочетание простых аналитических моделей и статистического моделирования вероятностных систем на ЭВМ — один из основных методов современного научного исследования.
При решении прикладных задач всегда необходимо учитывать возможность использования результатов исследования стационарного режима для оценки эффективности системы на конечных интервалах времени. Характеристики стационарного режима с достаточной для практики точностью можно использовать для процессов длительностью (3¸4)×1/m [1].
При исследовании СМО предполагалось, что обслуживающие приборы абсолютно надежны. Если вероятность успешного обслуживания заявки Р<1, то ее влияние на эффективность СМО можно учесть через Pотк В этом случае
,
где Р0отк — вероятность отказа для системы с абсолютно надежными приборами (Р=1).
Все рассмотренные модели СМО относятся к классу так называемых разомкнутых систем, в которые поступает неограниченный поток заявок и его параметры не зависят от процесса обслуживания. Однако на практике часто встречаются системы, когда поток заявок ограничен и его параметры зависят от процесса обслуживания (замкнутые системы).
Типичным примером замкнутой системы является следующая система. Имеется п ремонтных мастерских, которые предназначены для обслуживания и ремонта т технических систем. Технические системы отказывают только в период эксплуатации с интенсивностью l (в период ремонта l=0), производительность каждой мастерской m. Число возможных состояний данной системы m+1 (k=0, 1, 2, ..., т – число технических систем, требующих ремонта). Граф состояний данной системы для п=2, т=5(рис. 2.8) свидетельствует о том, что для ее исследования нельзя использовать ни одну из рассмотренных моделей СМО. При ее исследовании необходимо непосредственно использовать выражения (2.16) и (2.17) для процесса «гибели и размножения».
Приведенный пример показывает, что при выборе модели СМО для решения конкретной задачи ошибки можно исключить, если построить размеченный граф состояний. На основе анализа размеченного графа состояний в некоторых случаях можно установить, что для исследования системы, по формальным признакам не относящейся к системам массового обслуживания, можно использовать одну из известных моделей СМО.
При решении прикладных задач следует также всегда отличать показатели эффективности L, от ограничений, накладываемых на параметры СМО: т, . Показатели L, используются для оценки эффективности СМО, а параметры т, определяются спецификой процесса обслуживания и физическими свойствами заявок (например, емкость хранилищ в ремонтном органе, время старения информации и так далее).
Задачи, решаемые с помощью моделей СМО, можно разделить на два основных класса. К первому классу относятся задачи анализа эффективности систем и определения числа обслуживающих приборов, обеспечивающих требуемые значения показателей ее эффективности. Ко второму классу относятся задачи определения числа и типа (производительности) обслуживающих приборов.