Электродвигателем дымососа
Для примера на рис. 2.25 представлена схема управления электродвигателем дымососа котла типа КЕ [9].
Рис. 2..25. Принципиальная электрическая схема
управления электродвигателем дымососа котла типа КЕ
Эта схема применима также и для управления электродвигателями дымососов котлов ПТВМ-30М и КВ-ГМ-2,5 – КВ-ГМ-20 и котлов типа ДЕ. В этом случае из схемы исключается замыкающий контакт К (5-3), работающий в цепи управления схемы электродвигателя вентилятора возврата уноса.
Электродвигатель дымососа подвержен перегрузке. Для измерения тока перегрузки в силовой цепи установлен амперметр РА, работающий в комплекте с трансформатором тока ТА. Подача напряжения в силовую цепь и цепь управления осуществляется автоматическим выключателем QF. Пуск электродвигателя осуществляется ключом SA1. При установке ключа SA1 из положения 2 (Отключено) в положение 4 производится проверка исправности лампы HL и цепи 701 (фаза) – 707 – 709 – 711 – N. В этом положении ключа цепь 701–707–713–715 звукового сигнала разомкнута контактом 3-16 ключа. При исправности этой цепи и сигнальной лампы HL последняя должна включиться.
При установке SA1 в положение 6 контакт 10-9 ключа разрывает цепь 701-707 и лампа HL гаснет. Контакты 5-8 и 17-20 ключа SA1 замыкают цепь 3-7-9-N реле К, затем реле К замыкает свои замыкающие контакты в цепи 3-5-N питания катушки магнитного пускателя КМ и размыкает размыкающие контакты в цепях 701-707-709-711-N лампы HL и 701-707-713-715 звукового сигнала.
Магнитный пускатель КМ срабатывает, и его силовые контакты и блок-контакты замыкаются. Силовые контакты КМ подключают к сети электродвигатель М, замыкание блок-контактов КМ в цепи 3-7-9-N обеспечивает нулевую защиту электродвигателя, а в цепи 703-705-709-711-N – подготовку к опробованию светового сигнала.
Положение 6 рукоятки ключа SA1 не является фиксированным, поэтому при прекращении воздействия на нее она автоматически устанавливается в положение 5 (вертикальное фиксированное положение). При этом контакт 5-8 ключа размыкает цепь 3-7, оставляя питание реле К только через блок-контакт пускателя КМ, а контакт 10-9 подготавливает цепи светового и звукового сигналов для фиксирования аварийного останова электродвигателя.
При аварийном отключении электродвигателя блок-контакт КМ в цепи 3-7 размыкает цепь питания реле К, которое, обесточиваясь, замыкает размыкающие контакты в цепях светового и звукового сигналов (лампа HL загорается, и включается звуковой сигнал). После аварийного останова пуск электродвигателя возможен только при повторении пусковых операций.
Нормальный останов электродвигателя осуществляется поворотом рукоятки ключа против часовой стрелки. Из положения 5 рукоятку ключа переводят в положение 3 (горизонтальное фиксированное положение). В этом положении электродвигатель еще не отключается, но контакт ключа 10-9 размыкает цепи световой и звуковой аварийной сигнализации, а замыканием контактов ключа 10-11 по цепи 701-705-709-711-N производится проверка лампы HL электродвигателя. Контакт ключа 17-20, разрывая цепь 3-7-9-N , отключает реле К, которое своим замыкающим контактом К снимает напряжение с катушки магнитного пускателя КМ. Магнитный пускатель своими силовыми контактами КМ отключает электродвигатель от сети, а блок-контактом отключает сигнальную лампу HL.