Регулирование процессов горения и питания прямоточных котлов
На отечественных прямоточных котлах применяют два варианта принципиальных схем регулирования питания и топлива.
В первом варианте на регулятор топлива возлагается функция поддержания заданной нагрузки котла, а на регулятор питания – функция приведения расхода питательной воды в соответствие с тепловой нагрузкой.
Схема регулирования реализована по принципу регулирования тепло-вода (рис 13.1.а).
Задающим сигналом регулятору топлива является сигнал по давлению пара (Ро) при выходе из котла или от задатчика ручного управления (Зд).
В качестве величины, характеризующей тепловую нагрузку котла, используются:
а) сигнал по расходу пара в промежуточном сечении пароводяного тракта (переходной зоне) до первого впрыска - «видимый» расход пара Dвидпр, который отличается от действительного Dопр из-за отклонения плотности пара ρnp в месте установки сужающего устройства (диафрагмы) от принятого для его расчета значения (ρопр).
_______
Dвидпр =Dопр√ρопр / ρпр
Рис. 13.1 Структурные схемы регулирования топлива и питания прямоточного котла.
б) сигнал по скорости изменения давления пара в переходной зоне dPпз / dt. Этот сигнал компенсирует отклонение расхода пара, связанного с изменением аккумулированной теплоты при внешних изменениях нагрузки.
Кроме того, в этой схеме используется сигнал к регулятору топлива по давлению пара в промежуточной точке за диафрагмой (Рпр) для компенсации влияния отклонения этого давления от расчетного значения на видимый расход пара. Для устранения влияния впрысков на расход питательной воды и повышения устойчивости АСР к регулятору питательной воды подается сигнал по скорости изменения температуры пара в средней радиационной части после сужающего устройства .
Применение схемы регулирования «топливо-вода» целесообразно при нестабильной работе пылеподающих устройств, недостаточном диапазоне регулирования топлива и других условиях, когда регулятор топлива не может обеспечить поддержания заданной тепловой нагрузки с такой точностью, чтобы без участия регулятора питания температура пара не выходила за допустимые пределы.
Во втором варианте схема регулирования организована по принципу «вода-тепло» (рис. 13.1,б). При этом регулятор питания поддерживает заданную нагрузку котла, а регулятор топлива приводит тепловую нагрузку в соответствие с расходом питательной воды.
К числу преимуществ второго варианта относят отсутствие связи регулятора питания через объект регулирования с регуляторами топлива и впрысков, что упрощает наладку и эксплуатацию системы регулирования, обеспечивает более точное поддержание температуры пара по пароводяному тракту в процессе изменения нагрузки котла и более точное поддержание нагрузки при топочных возмущениях.
Схемы регулирования воздуха и тяги аналогичны схемам для барабанных котлов.