Корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации

Рассмотрим операторное уравнение вида

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (4.16)

где корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – некоторый оператор, действующий из метрического пространства корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru в метрическое пространство корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (обычно корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru полные метрические пространства, в частности, банаховы).

Определение 4.1.Задача нахождения элемента корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru по заданному элементу корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru из уравнения (4.16) называется корректно поставленной по Адамару для тройки корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru или просто корректной, если:

1) при каждом корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru существует решение корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ;

2) это решение корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru единственно в корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ;

3) решение непрерывно зависит от правой части уравнения (4.16)(т.е. из сходимости корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru по метрике пространства корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru следует сходимость корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru по метрике пространства корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ).

При нарушении любого из этих трех условий задача (4.16) считается некорректной.

Первые два условия корректности, фигурирующие в определении 4.1, означают существование обратного оператора корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , третье условие – его непрерывность на всем пространстве корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru .

Часто требование непрерывной зависимости решения от правой части уравнения (4.16) заменяют условием его устойчивости:

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ,

где корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – произвольные элементы корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , а корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – отвечающие им решения ( корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – метрики пространств корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru соответственно).

Несколько более широкая трактовка третьего условия корректности состоит в том, что в корректно поставленных задачах небольшие изменения в исходных данных (малые возмущения корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru в (4.16)) вызывают небольшие изменения решения.

При нарушении второго условия корректности выход находят в том, что среди бесчисленного множества решений ищется решение, ближайшее к заданной точке корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , называемой пробным решением. Такая точка может быть известна из каких-то априорных соображений (например, физического смысла задачи); в противном случае полагают корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru .

Определение 4.2. Решение уравнения (4.16), ближайшее к заданному пробному решению корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , называется нормальным относительно корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru решением (или просто нормальным решением, если корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ).

Другими словами, нормальное относительно корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru решение уравнения (4.16) – это проекция пробного решения корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru на множество решений этого уравнения. Если указанное множество выпукло, то как известно, такая проекция, а следовательно, и нормальное решение единственно.

Для линейных алгебраических систем неустойчивость напрямую связана с их плохой обусловленностью.

В случае переопределенных, несовместных систем корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru за решение принимается вектор корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , минимизирующий функцию

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru

Эта функция всегда имеет неотрицательный минимум.

Определение 4.3.Вектор корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , на котором достигается корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , называется псевдорешением системы корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru .

Из вида корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ясно, что если корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , то корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru есть точное решение системы корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , т.е. псевдорешение обобщает понятия решение в привычном понимании.

Для нахождения псевдорешение системы корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , вместо решения экстремальной задачи корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru можно решать симметричную систему

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (4.17)

Действительно, так как

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ,

Применяя необходимое (а в данном случае и достаточное) условие минимума и правила дифференцирования квадратичной и линейной форм, имеем

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru

т.е. приходим к системе (4.17).

Введение понятия псевдорешения позволяет избавиться от несуществования, а понятие нормального решения – неединственности. Объединяя их, приходим к понятию нормального псевдорешения. При этом первое и второе требование корректности могут быть сняты.

Осознание того факта, что несуществование и неединственность решения уравнения (4.16) можно обойти путем обобщения (расширения) понятия решения и сужения множества, на котором ищется это обобщенное решение, привело к новой формулировке корректности.

Определение 4.4.Задача о нахождении решения корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru уравнения (4.16) с непрерывным оператором корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru называется условно корректной или корректной по Тихонову, если:

1) априори известно, что решение корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru существует и принадлежит заданному множеству корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (множеству корректности, классу корректности);

2) решение корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru единственно в корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ;

3) бесконечно малым вариациям корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , не выводящим за пределы корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , соответствуют бесконечно малые вариации корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru .

В основе общей стратегии построения устойчивых методов решения некорректных (неустойчивых) задач в операторной форме лежит понятие регуляризирующего оператора или, что то же, регуляризирующего алгоритма.

Определение 4.5.Пусть корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – фиксированное точное значение правой части уравнения (4.16), а корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – его приближенное значение такое, что корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru .

Оператор корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru называется регуляризирующим оператором (регуляризирующим алгоритмом, регуляризирующим затором) для уравнения (4.16) в окрестности корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , если:

1) оператор корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru определен для любых корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , где корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – некоторые предельные значения параметров корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ;

2) существует такая зависимость корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , что корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , где корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – регуляризованное решение уравнения (4.16), а элемент корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru таков, что корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ; при этом должно быть корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (т.е. при корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru регуляризованное решение корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru должно стремиться к точному решению корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ).

Заметим, что во-первых, ниоткуда не следует единственность регуляризатора для данной задачи, а во-вторых, требование корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru при корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru имеет только теоретическое значение, поскольку уровень корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru погрешностей исходных данных не может быть уменьшен по желанию вычислителя.

Всякая задача вида (4.16), для которой существует регуляризирующий оператор, называется регуляризуемой (или регуляризируемой), а всякий метод, порождающий такой оператор, называется методом регуляризации. Фигурирующая определении 4.5 скалярная величина корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru называется параметром регуляризации.

Одним наиболее универсальных способов построения регуляризирующих алгоритмов является метод корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru -регуляризации Тихонова. Суть его в следующем.

Пусть в уравнении (4.16) корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – линейный вполне непрерывный оператор (т.е. любое ограниченное множество из корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru переводится им в компактное множество из корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru ), корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – гильбертовы пространства, и пусть вместо «точного» уравнения (4.16) известно приближенное уравнение

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , (4.18)

где корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , а близость (4.16) и (4.18) характеризуется неравенствами

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (4.19)

При поиске решения уравнения (4.16) на базе уравнения (4.18) вместо минимизации невязки корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru предлагается минимизировать так называемый сглаживающий функционал (функционал Тихонова)

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru . (4.20)

Здесь корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – параметр регуляризации, а корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – стабилизирующий функционал (стабилизатор), главное требование к нему – неотрицательность; чаще всего, берут корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru . Доказано, что функционал Тихонова, в частности,

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (4.21)

всегда имеет и притом единственный элемент корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru такой, что

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru .

Нахождение оптимальных значений параметра корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru в общем случае представляет собой сложную задачу. Но для линейных алгебраических систем имеются простые прикидки для значений параметра корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru и точности приближения нормального псевдорешения корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru регуляризованным решением корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru при таких корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru . Например, считается, что если в оценках (4.19) близости систем (4.16) и (4.18) корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , то регуляризированное решение корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru системы (4.18) приближает нормальное псевдорешение системы (4.16) с точностью корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru при корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , если эта система разрешима, и с точностью корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru при корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , если она не разрешима.

ГЛАВА 5. РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ СИСТЕМ (ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ)

ВВЕДЕНИЕ

Методы решения линейных алгебраических задач (систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ), вычисление определителей, обращения матриц, вычисление собственных чисел) делятся на два класса:

1) прямые (точные) методы, обеспечивающие решение задач за конечное число арифметических операций. При точной реализации операций решение будет так же точным;

2) итерационные методы, в которых точное решение задачи достигается за бесконечное число итераций.

Рассмотрим СЛАУ вида:

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru (5.1)

или иначе, векторно-матричных уравнений

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru , (5.1а)

где корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – вектор свободных членов и корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – вектор неизвестных (он же в другой интерпретации может означать и вектор-решение) с вещественными координатами, а корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru – вещественная корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru -матрица коэффициентов данной системы. Предполагается существование единственного решения системы (5.1). Эффективность способов решения системы (5.1) во многом зависит от структуры и свойств матрицы корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru : размера, обусловленности, симметричности количества нулевых элементов и их расположения и т.д.

Применение аналитических методов решения СЛАУ таких, как формула Крамера

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru

или с использованием обратной матрицы

корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru

требует вычисления корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru определителя.

Известно, что при вычислении определителя корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru -мерной матрицы требуется выполнить корректные и некорректные задачи. понятие о методах регуляризации - student2.ru Операций умножения. Поэтому применение этих формул при расчете на ЭВМ не выгодно.

Наши рекомендации