Запаздывающие потенциалы

Пусть в некотором объеме Запаздывающие потенциалы - student2.ru совершает движение системы зарядов, распределение и движение, которых характеризуется заданными функциями Запаздывающие потенциалы - student2.ru и Запаздывающие потенциалы - student2.ru координат и времени Запаздывающие потенциалы - student2.ru .

В случае калибровки Лоренца:

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (1)

Уравнения для потенциалов электромагнитного поля Запаздывающие потенциалы - student2.ru и Запаздывающие потенциалы - student2.ru имеют вид:

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (2)

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (3)

Для однозначного решения системы уравнений (1) – (3) известных функций необходимо задать начальные и граничные условия для A и φ.

Обычно задача формулируется так: до некоторого начального момента времени t=0 (t<0) заряды неподвижны, а начиная с момента времени t=0 при t>0 приходят в движение. При этом в электромагнитном поле возникает изменение (возбуждение). Будем полагать, что в (1) – (3) фигурируют потенциалы именно возмущенного поля. Функции Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru ответственные за возмущение поля при t>0 считается известными. При Запаздывающие потенциалы - student2.ru следует положить:

Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru .

Соответственно, Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru . Тогда начальные условия для потенциалов таков:

Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru (4)

Из определения Запаздывающие потенциалы - student2.ru и Запаздывающие потенциалы - student2.ru видно, что при этом векторы поля действительно равны нулю.

В качестве граничных условий выбирают обычно условия

Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru при Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru (5)

Т.е. Запаздывающие потенциалы - student2.ru и Запаздывающие потенциалы - student2.ru должны убывать на медленнее функции Запаздывающие потенциалы - student2.ru при Запаздывающие потенциалы - student2.ru .

Для решения системы (1) – (3) воспользуемся простым хотя и не строгим методом, основанном на принципе суперпозиции.

Разобьем систему на совокупность сколь угодно малых зарядов Запаздывающие потенциалы - student2.ru , где Запаздывающие потенциалы - student2.ru - сколь угодно малый объём в Запаздывающие потенциалы - student2.ru . Найдём потенциалы поля, создаваемые зарядом Запаздывающие потенциалы - student2.ru в точке наблюдения, считается что никаких других зарядов в пространстве нет. Полное же поле найдем суммируя поля, создаваемое всеми зарядами Запаздывающие потенциалы - student2.ru системы. Кажущееся нарушения закона сохранения заряда – не существуют уединенные переменные во времени заряда – не отразится на конечном решении, в котором будет проведено суммирование ко всем зарядам систем.

Найдем сначала потенциалы поля, создаваемые зарядами Запаздывающие потенциалы - student2.ru вне объема Запаздывающие потенциалы - student2.ru . Уравнения (1) – (3) примут вид:

Запаздывающие потенциалы - student2.ru

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (6)

Введем сферические координаты с началом в объеме Запаздывающие потенциалы - student2.ru . Поле вне объема Запаздывающие потенциалы - student2.ru имеет сферическую симметрию и зависит только от расстояния до точки наблюдения r. В сферических координатах (6) имеют вид

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (7)

Т.е. Запаздывающие потенциалы - student2.ru определяются уравнением одного вида

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (8)

которое называют волновым уравнением.

Будем решать его методом Даламбера.

Перепишем (8) в виде:

Запаздывающие потенциалы - student2.ru

или

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (9)

где Запаздывающие потенциалы - student2.ru (10)

Перейдем в (9) к новым переменным

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (11)

Откуда

Запаздывающие потенциалы - student2.ru , Запаздывающие потенциалы - student2.ru (12)

так, что

Запаздывающие потенциалы - student2.ru

Запаздывающие потенциалы - student2.ru

Следовательно

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (13)

Итак, в новых переменных уравнение (9) имеет вид

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (14)

и интегрируется непосредственно. Оно удовлетворяется любыми функциями Запаздывающие потенциалы - student2.ru и Запаздывающие потенциалы - student2.ru одной переменой Запаздывающие потенциалы - student2.ru либо Запаздывающие потенциалы - student2.ru . Поэтому общее решение можно записать в следующем виде

Запаздывающие потенциалы - student2.ru

или, возвращаясь к старым переменным,

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (15)

Это решение имеет простой смысл. Значение Запаздывающие потенциалы - student2.ru в точке Запаздывающие потенциалы - student2.ru в момент времени Запаздывающие потенциалы - student2.ru совпадает со значением Запаздывающие потенциалы - student2.ru в точке r в момент времени t. Таким образом Запаздывающие потенциалы - student2.ru описывает периодический во времени и пространстве процесс – волновой процесс. При этом волна распространяется в сторону возрастающих значений r со скоростью c. Аналогично Запаздывающие потенциалы - student2.ru описывает волну идущую от больших r к меньшим. Для функции Запаздывающие потенциалы - student2.ru имеем

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (16)

Следовательно, общее решение уравнения (8) описывает наложения двух волн - сходящихся и расходящихся. Поверхности сфер Запаздывающие потенциалы - student2.ru являются поверхностями постоянного значения Запаздывающие потенциалы - student2.ru или поверхностями равной фазы. Поэтому говорят, что Запаздывающие потенциалы - student2.ru описывает волновой процесс, который является совокупностью сходящейся и расходящейся сферических волн.

Любые из величин Запаздывающие потенциалы - student2.ru можно представить в виде (16). Рассмотрим одно из частных решений, например, сходящуюся волну. Для скалярного потенциала будем иметь

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (17)

Вне объёма Запаздывающие потенциалы - student2.ru (17) справедливо любое Запаздывающие потенциалы - student2.ru .Потребуем чтобы (17) непрерывно переходило в решение исходного уравнения (2) вблизи объёма Запаздывающие потенциалы - student2.ru (вблизи точки расположения заряда Запаздывающие потенциалы - student2.ru ).

Если в (2) совершить формальный переход Запаздывающие потенциалы - student2.ru , то оно превратиться в уравнение для электростатического потенциала, решением для которого служит

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (18)

Поэтому, записав (17) в виде

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (19)

мы получим выражение для потенциала поля, создаваемого зарядом Запаздывающие потенциалы - student2.ru , которое удовлетворяет уравнению (7) и переходит вблизи начала координат в (18).

Формула (19) показывает, что потенциальное поле в точке, находящееся в момент времени t на расстоянии r от начала координат, определяется значением заряда в предшествующий момент времени Запаздывающие потенциалы - student2.ru . Поэтому потенциал (19) называют запаздывающим потенциалом, а величину Запаздывающие потенциалы - student2.ru - временем запаздывания. Это время, за которое распространяющееся со скоростью с электрическое поле проходит путь r.

Вводя начало координат в некоторой точке О, расположенную в объёме Запаздывающие потенциалы - student2.ru и синтезируя по всем зарядам системы получим следующее выражение для потенциала поля в точке наблюдения

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (20)

где Запаздывающие потенциалы - student2.ru - переменная интегрирования( место положительного элементарного объёма Запаздывающие потенциалы - student2.ru ), а Запаздывающие потенциалы - student2.ru .

Аналогично, для вектор-потенциала Запаздывающие потенциалы - student2.ru

Запаздывающие потенциалы - student2.ru (21)

Наряду с этими решениями в виде запаздывающих потенциалов можно записать аналогичные в виде опережающих потенциалов.

Наши рекомендации