Синтаксический разбор сложного предложения
I. Разобрать предложение по членам.
II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
2. По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое,
2) сложное:
— сложносочиненное,
— сложноподчиненное,
— бессоюзное,
— с разными видами связи.
Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:
4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное.
2) односоставное. С главным членом
а) подлежащим — назывное;
б) сказуемым: — определенно-личное,
— неопределенно-личное,
— обобщенно-личное,
— безличное.
5. По наличию второстепенных членов:
— распространенное,
— нераспространенное.
6. По наличию пропущенных членов:
— полное,
— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).
7. По наличию осложняющих членов:
1) неосложненное,
2) осложненное:
— однородными членами предложения (указать какими);
— обособленными второстепенными членами предложения — определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
— прямой речью;
— обращением.
При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.
Образец письменного разбора
Время от времени набегавшие тучи закрывали луну, и тогда резче горели фары, далеко впереди себя пробивая темень (В. Рудов).
1. Предложение сложносочиненное, двучленное.
2. Основные средства связи: сочинительный союз и и соединительная интонация.
3. Дополнительные средства связи – временная одноплановость предикативных частей; использование лексических единиц, содержащих общие семантические компоненты (луна, фары, темень; закрывать луну, фары горели, пробивали темень).
4. Предложение негибкой структуры.
5. Общее синтаксическое значение – соединительное.
6. Частное синтаксическое значение -- соединительно-результативное.
7. Повествовательное.
8. Нейтральное.
9. [ ], и [ ].
10. В предложении две предикативные части:
первая часть: двусоставная, распространенная, полная, неосложненная; вторая часть: двусоставная, распространенная, полная, осложнена обособленным обстоятельством.
11. Части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой; во второй части выделяется запятой обособленное обстоятельство.
Предложения для разбора
1. В сущности, довольно часто, когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется, что и как нам следует думать по тому или иному поводу или что, к примеру, думает сам Толстой о войне, мире и сельском хозяйстве, чары его слабеют, и начинает казаться, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас, дверь заперта и не откроется до тех пор, пока величавый автор не завершит утомительного периода и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на сельское хозяйство или не растолкует своих этических и религиозных воззрений (В. Набоков).
2. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, был незапертый книжный шкап, и в нем тяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала (В. Набоков).
3. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях (М. Лермонтов).
4. Наконец, мы расстались; я долго следил за нею взором, пока ее шляпка не скрылась за кустарниками и скалами (М. Лермонтов).
5. «Молодость счастлива тем, – писал Гоголь, – что у нее есть будущее».
6. В 1944 году. М. Пришвин записал в своем дневнике: «Едва ли возможна какая-либо на земле жизнь без греха: невозможна, потому что грех есть бродило сознания. Но это вовсе не значит, что каждый из нас для продвижения по пути сознания должен непременно совершить грех. Напротив, каждый, сознавая ужасный грех человеческий в прошлом, должен строить свою личную жизнь, обходя всякий грех, по возможности даже и безгрешно».