Цифро-аналоговой системы управления

Для расчета ЭП с цифровым контуром положения приведена система исходных данных (см. приложение):

– момент инерции нагрузки Jн, кг×м2;

– момент сопротивления нагрузки Мc, Н×м;

– максимальная угловая скорость нагрузки Wmax, град/с;

– максимальное угловое ускорение нагрузки emax, град/с2;

– коэффициент передачи блока питания Кбп;

– постоянная времени блока питания Тбп, С;

– коэффициент передачи датчика положения Кдп, В/рад;

– показатель колебательности М;

– постоянная времени тахогенератора Ттг, с;

– коэффициент полезного действия редуктора h;

– ошибка по скорости DaΩ, мин;

– ошибка по ускорению Dae, мин;

– порядок астатизма n;

– число пар полюсов двигателя рп.

ВЫБОР И РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ

– момент инерции нагрузки: цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 50 кг×м2;

– момент сопротивления нагрузки: цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 180 Н×м;

– максимальная угловая скорость нагрузки: Wmax = 50 град/с;

– максимальное угловое ускорение нагрузки: emax = 10 град/с2.

Решение:1. Рассчитываем требуемую мощность по формуле (1.13):

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = цифро-аналоговой системы управления - student2.ru .

2. Выбираем по табл. 1.1 двигатель, номинальная мощность которого

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru .

Из таблицы технических данных двигателей серии МИ (см. табл. 1.1) следует, что двигатели МИ-22, МИ-31 и МИ-32 подходят по значению мощности на валу цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 0,37 кВт. При этом МИ-32 имеет частоту вращения цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 1000 цифро-аналоговой системы управления - student2.ru и большой момент инерции цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 135∙10–4. кг∙м2, т.е. не подходит с точки зрения обеспечения конструктивных требований. Двигатель МИ-31 имеет большую частоту вращения
цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 2000 цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , а также относительно большой момент инерции
цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 91,8∙10–4 кг∙м2. Двигатель МИ-22, по сравнению с МИ-32 и МИ-31, имеет частоту вращения цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 3000 цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , но момент инерции более чем в два раза меньше момента инерции двигателя МИ-31. Поэтому, с целью обеспечения конструктивных требований, выбираем быстроходный двигатель МИ-22 с напряжением питания цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = 60 В. Технические данные двигателя сведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Технические данные двигателя

Тип двигателя МИ-22
Мощность на валу цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , кВт 0,37
Частота вращения цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , цифро-аналоговой системы управления - student2.ru
Напряжение питания цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , В
Ток якоря цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , А 8,2
Сопротивление обмотки якоря цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , Ом 0,192
Момент номинальный цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , цифро-аналоговой системы управления - student2.ru 1,2
Момент инерции цифро-аналоговой системы управления - student2.ru ∙104, кг∙м2 40,8

3. Рассчитываем оптимальное передаточное число редуктора согласно (1.12):

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru

4. Проверяем выбранный двигатель на соответствие требований
по скорости:

1) определим номинальную угловую скорость:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru рад/с

и, приведенную к валу двигателя, угловую скорость поворота нагрузки:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru рад/с.

Так как 314 рад/с < 473,68 рад/с, то требования по скорости
не выполняются.

2) рассчитаем новое передаточное число редуктора по формуле:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru .

5. Рассчитываем значение требуемого вращающего момента
в соответствии с выражением (1.9) (i = i1):

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru Н×м

6. Проверяем выбранный двигатель на соответствие требований
по моменту:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , цифро-аналоговой системы управления - student2.ru Н∙м.

Расчеты показали, что требования по моменту выполняются.

7. Рассчитываем параметры динамической модели двигателя:

1) определяем коэффициент противо-ЭДС по формуле (1.2):

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru В∙с/рад;

2) определяем коэффициент момента по формуле (1.4):

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru Н∙м/А;

3) определяем электромеханическую постоянную времени двигателя:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru с;

4) определяем электромагнитную постоянную времени двигателя. Индуктивность якорной цепи:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru Гн,

тогда

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru с;

5) построение ССДМ ЭП в системе Simulink осуществляется следующим образом: звено с передаточной функцией цифро-аналоговой системы управления - student2.ru находится
в библиотеке блоков Continuous (элементы непрерывных систем) (рис. 1.5) и обозначается Transfer Fcn (рис. 1.7). В поле диалогового окна блока вводятся данные числителя Numerator: цифро-аналоговой системы управления - student2.ru и знаменателя Denominator: цифро-аналоговой системы управления - student2.ru (рис. 1.8). Аналогично формируется звено цифро-аналоговой системы управления - student2.ru Numerator цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , Denominator цифро-аналоговой системы управления - student2.ru .

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru
Рис. 1.7. Блок Transfer Fcn Рис. 1.8. Диалоговое окно блока Transfer Fcn
цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru
Рис. 1.9. Блок Gain Рис. 1.10. Диалоговое окно блока Gain

Звенья 1 / цифро-аналоговой системы управления - student2.ru и цифро-аналоговой системы управления - student2.ru находятся в библиотеке блоков Math Operations и обозначаются Gain (рис. 1.9). В поле диалогового окна блока вводятся соответствующие значения коэффициентов (рис. 1.10), для цифро-аналоговой системы управления - student2.ru .

Сумматоры также находятся в библиотеке блоков Math Operations и обозначаются Sum (рис. 1.11). Для реализации отрицательной связи необходимо в диалоговом окне блока записать: «+ –» (рис. 1.12).

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru
Рис. 1.11. Блок Sum Рис. 1.12. Диалоговое окно блока Sum
цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru
Рис. 1.13. Блок Step Рис. 1.14. Диалоговое окно блока Step

Сигнал цифро-аналоговой системы управления - student2.ru = цифро-аналоговой системы управления - student2.ru формируется с помощью блока Step (рис. 1.13), находящегося в библиотеке блоков Sources. В диалоговом окне блоков вводится соответствующее значение цифро-аналоговой системы управления - student2.ru (рис. 1.14). Аналогично формируется сигнал Мс.

Выходная координата регистрируется блоком Scope (рис. 1.15), расположенным в библиотеке блоков Sinks.

По умолчанию в системе Simulink конечное время моделирования устанавливается равным 10,0. После выбора команды Simulation Parameters меню Simulation окна модели выводится в диалоговое окно Simulation Parameters, где на вкладке Solver в текстовом поле Stop time вводится установленное для задачи значение (рис. 1.16). Затем нажимается кнопка ОК.

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru цифро-аналоговой системы управления - student2.ru
Рис. 1.15. Блок Scope Рис. 1.16. Диалоговое окно Simulation Parameters

Окно блока Scope выводится при двойном нажатии кнопки мыши
на изображении блока. Выбор команды Start меню Simulation производит запуск процесса моделирования, при этом, в окне блока Scope строится график, отображающий значения выходной координаты в функции времени моделирования. Для автоматической установки границ на осях выбирается пиктограмма Autoscale (в виде бинокля) на панели инструментов данного окна.

Полученная ССДМ двигателя представлена на рис. 1.17.

Для сохранения созданной модели выбирается команда Save меню File или пиктограмма Save (в виде дискеты) на панели инструментов и
в диалоговом окне Save As вводится имя файла.

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru

Рис. 1.17. ССДМ двигателя постоянного тока

На рис. 1.18 и рис. 1.19 представлены результаты моделирования

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , рад/с.

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru t, c

Рис. 1.18. Переходная характеристика двигателя по управляющему

воздействию

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru , рад/с

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru t, c

Рис. 1.19. Переходная характеристика двигателя по моменту сопротивления

Установившиеся значения скорости вращения двигателя при наличии управляющего воздействия и момента сопротивления составляют, соответственно:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru рад/с и цифро-аналоговой системы управления - student2.ru рад/с.

Определим относительную погрешность по формуле:

цифро-аналоговой системы управления - student2.ru .

Наличие моментной составляющей погрешности цифро-аналоговой системы управления - student2.ru говорит
о том, что механическая характеристика двигателя не является абсолютно жесткой. Для устранения моментной составляющей погрешности
в контуре скорости рассчитывается регулятор скорости, обеспечивающий настройку на оптимум по модулю, и искусственная механическая характеристика контура скорости становится абсолютно жесткой.

Отчетные материалы

1. Расчет параметров двигателя.

2. Структурная схема динамической модели двигателя.

3. Графики переходных характеристик по управляющему воздействию и моменту сопротивления и их анализ.

4. Расчет относительной погрешности.

Контрольные вопросы

1. Принцип действия и назначение элементов цифро-аналогового следящего привода (рис. 1.1).

2. Уравнения электрического и механического равновесия двигателя.

3. Особенности выбора и расчета двигателей следящих электроприводов.

4. Основные формулы расчета параметров ССДМ двигателя.

5. Порядок моделирования ССДМ двигателя с применением Simulink.

6. Уравнение электрического равновесия двигателя постоянного тока с управлением по цепи якоря.

7. Уравнение движения электропривода с двигателем постоянного тока с управлением по цепи якоря.

8. Порядок построения структурной схемы двигателя постоянного тока с управлением по цепи якоря с применением Simulink.

9. Соотношение постоянных времени двигателя постоянного тока
с управлением по цепи якоря, влияющего на качество переходных процессов.

10. Порядок моделирования ССДМ двигателя с применением Simulink и анализ полученных результатов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Наши рекомендации