Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ)
|
Если расчетные величины превышают нормы, то необходимо подобрать автоматическое устройство, которое бы улучшало эти характеристики. Простейшим устройством такого типа является демпфер тангажа. Его уравнение упрощенно записывается в виде:
(руль высоты);
(поворотный стабилизатор);
;
.
Можно показать, что добавление этих уравнений к системе уравнений коротко-периодического движения самолета приводит к новому выражению для коэффициента затухания :
, где:
– по рисунку для руля высоты;
– см. формулу выше;
– для поворотного стабилизатора.
|
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-11.gif)
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-12.gif)
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-13.gif)
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-14.gif)
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-15.gif)
Динамические характеристики управляемости
Если в правую часть уравнения коротко-периодического движения самолета внести в качестве возмущения константу – скачкообразное изменение положения руля высоты или стабилизатора
(т.е. управляющее воздействие), то
.
Управляемость принято рассматривать, если произвести замену на перегрузку
:
,
.
|
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-23.gif)
, здесь:
– постоянная времени;
– относительный коэффициент демпфирования;
– коэффициент усиления самолета по перегрузке;
– градиент руля по перегрузке.
Анализ решения уравнения такого типа (относительно ) рассмотрен ранее однако переходный процесс имеет несколько другой вид: при ступенчатом отклонении руля высоты вверх с целью создания положительной перегрузки
в первый момент проявляется сила на руле высоты
, направленная вниз, что создает «просадку» по перегрузке.
|
1 время просадки,
2 время срабатывания,
3 время переходного процесса,
4 заброс.
10.4. Основные показатели управляемости – усилия P и перемещения Х, создаваемые летчиком на ручке управления;
|
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-34.gif)
|
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-38.jpg)
|
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-40.jpg)
|
Практическая работа №1
|
1. Измерение зависимости стабилизатора от
![]() |
2.
|
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-44.gif)
![Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости с помощью демпфера тангажа (ДТ) - student2.ru](/images/matematika/uluchshenie-kharakteristik-prodolnoy-ustoychivosti-i-upravlyaemosti-s-pomoshhyu-dempfera-tangazha-dt-376691-45.gif)
Летчик создает реальное усилие и двигает ручку управления по тангажу с обычной скоростью и останавливает ее на расстоянии ,
,
от нейтрали при движении на себя (кабрирование) и от себя (пикирование).
Зона нечувствительности
Замер зоны нечувствительности
Градиент усилия по перемещению