Сложение и вычитание чисел в пределах десяти

№ п/п Случай вычисления Вычислительный прием Теоретическая основа вычислительного приема
1. 3 + 1 Присчитывание 3 + 1 = 4 1) принцип образования чисел в натуральном ряду; 2) знание последовательности чисел.
2. 3 – 1 Отсчитывание 3 – 1 = 2 1) принцип образования чисел в натуральном ряду; 2) знание последовательности чисел в обратном порядке.
3. 3 + 2 Прибавление по частям 3 + 2 = 3 + 1 + 1=5 1) состав числа 2; 2) принцип образования чисел в натуральном ряду; 3) знание последовательности чисел.
4. 3 – 2 Вычитание по частям 3 – 2 = 3 – 1 – 1 =1 2) состав числа 2; 3) принцип образования чисел в натуральном ряду; знание последовательности чисел в обратном порядке.
№ п/п Случай вычисления Вычислительный прием Теоретическая основа вычислительного приема
5. 5 + 3 5 + 4 Прибавление по частям 5 + 3 = 5 + 2 + 1 = 8 1) состав второго слагаемого; 2) приемы прибавления чисел 1;2; 3) принцип образования чисел в натуральном ряду; 4) знание последовательности чисел
6. 5 – 3 5 – 4 Вычитание по частям 5 - 3 = 5 - 2 - 1 = 2 1) состав вычитаемого; 2) приемы вычитания чисел 1;2; 3) принцип образования чисел в натуральном ряду; 4) знание последовательности чисел в обратном порядке в обратном порядке.
7. 2 + 7 4 + 5 3 + 6 1 + 9 2 + 8   Перестановка слагаемых 2 + 7 = 7 + 2 = 9 1) переместительное свойство сложения; 2) изученные ранее вычислительные приемы прибавления чисел 1;2;3;4.
8. 9 – 5 9 – 7 10 – 8 8 – 6 10 – 9   1) вычитание по частям 9 – 7 = 9 – 4 – 3 = 2 2) вычитание на основе состава однозначных чисел и взаимосвязи между суммой и слагаемыми 9 = 7 + 2 9 – 7 = 2   1) состав вычитаемого; 2) изученные ранее вычислительные приемы прибавления чисел 1;2;3;4. 3) состав уменьшаемого; 4) взаимосвязь между суммой и слагаемым.  

- Основное средство обучения – отрезок натурального ряда чисел. Для учеников с ведущим кинестезическим восприятием и кинестезическим типом памяти, т.е. требующим обязательной поддержки словесной информации мышечным усилием, двигательным действием, следует поощрять использованием пальцевого счета при изучении всех вычислительных приемов первого десятка.

- Вычислительное умение – сознательное выполнение арифметических действий, требующее развернутого самоконтроля.

- Вычислительный навык – автоматизированное выполнение арифметических действий, в котором сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия.

- Вычислительный навык характеризуется: правильностью, осознанностью, прочностью, обобщенностью, автоматизмом, рациональностью вычислений.

- В процессе формирования вычислительных навыков выделяются 3 этапа:

1) аналитический – ознакомление учащихся с отдельными операциями вычислительного приема, формирование умений их выполнять;

2) синтетический – ознакомление учащихся с вычислительным приемом, формирование умений его объяснять и выполнять;

3) практический – выполнение вычислительных упражнений с подробным пояснением; с сокращенным пояснением; без пояснений. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания однозначных чисел.

Применение дидактических игр.

Таким образом, методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах десяти включает три этапа:

1) подготовку учащихся – изучение и повторение теоретической основы вычислительных приемов;

2) ознакомление с вычислительными приемами с применением числового ряда, схем различной формы, графов и других моделей учебного материала;

3) закрепление изученного – практический этап формирования вычислительных навыков.

Тема 5. Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах ста, тысячи и миллиона

План темы

I. Методика изучения сложения однозначных чисел с переходом через десяток и соответствующих случаев вычитания.

II. Методика изучения устных вычислительных приемов сложения и вычитания чисел в пределах ста.

III. Методика изучения письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах ста.

IV. Методика изучения сложения и вычитания трехзначных и многозначных чисел.

Основное содержание

Таблица 2

Наши рекомендации