Аналитический (графический) метод
Лабораторная работа 1
ЗАДАНИЕ
Исходные данные:
1. Номенклатура товаров по самостоятельно выбранной организации по 140 позициям, с указанием розничных цен товаров и количества, имеющемся на складе. Представлена в Приложении А.
В данной лабораторной работе необходимо:
1. распределить позиции по трем группам:
А – товары с высокой стоимостью и малым количеством, представленным на продажу;
В – товары меньшей стоимости, но большим количеством, в отличие от товаров группы А;
С – товары низкой стоимости и самым большим количеством по отношению к двум предыдущим группам.
2. распределить позиции тремя способами деления – эмпирическим, дифференциальным и аналитическим (графическим);
Основная часть
Метод АВС
Метод АВС – способ формирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.
Смысл метода АВС в том, что вся номенклатура товаров располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций на складе. При этом цену единицы продукции умножают на общее количество, получая, таким образом, стоимость продукции, и составляют список в порядке убывания произведений. Далее подразделяют все позиции номенклатуры на три группы – А, В и С.
Группа А. Позиции номенклатуры группы А представлены небольшим количеством, но на них приходится преобладающая часть денежных средств. Это особая группа с точки зрения определения величины заказа по каждой позиции номенклатуры, контроля текущего запаса, затрат на доставку и хранение, также требуют жесткого контроля текущего запаса на складе.
Группа В. К группе В относятся позиции номенклатуры, занимающие среднее положение в формировании запасов склада. По сравнению с позициями номенклатуры группы А они требуют меньшего внимания – производится обычный контроль текущего запаса на складе и своевременности заказа.
Группа С включает позиции номенклатуры, составляющие большую часть запасов по сравнению с двумя другими группами: на них приходится незначительная часть денежных средств. Как правило, по позиции группы С не ведется текущий учет, расчеты оптимальной величины заказа и периода заказа не выполняются.
Существует 3 метода деления номенклатуры на группы:
1. Эмпирический. Базируется на данных обследований. Когда координаты точки А принимаются следующими: Ya=80%; Xa=20%, т.е. «80/20», а координаты точки В соответственно Ya + Yв = 95%, Xa+Xв =50 т.е. «95/50». Где Y – размер денежных вложений в номенклатуру данной группы; Х – количество позиций номенклатуры, входящих в данную группу.
2. Дифференциальный.
2.1. Определяются общие затраты на позиции по всей номенклатуре, С∑.
2.2. Рассчитывается средняя стоимость одной детали номенклатуры по формуле:
p= С∑./N, (1.1)
где N – количество позиций номенклатуры.
2.3. Все позиции, затраты на которые в 6 раз и более превышают p, относят к группе А.
2.4. К позиции, затраты на которые составляют 0,5p или меньше, относят к группе С.
2.5. Остальные позиции относятся к группе В.
3. Аналитический. Особенность метода состоит в том, что точки А и В определяются по статистическим данным учета запасов также как и в первом методе, но координаты их не строго фиксированы, а зависят от характера зависимости С∑=f(N).
Рассчитываются затраты по каждому товару:
Сi=ci·qi , (1.2)
где сi – стоимость i-го товара;
qi – количество или оборот i-го товара на складе в течение рассматриваемого периода.
Полученные значения ранжируются, т.е. располагаются в порядке убывания, затем производится присвоение новых индексов от 1 до N. Для удобства расчетов вводятся относительные величины стоимостных показателей qi в %:
(1.3)
На следующем этапе величина qi суммируется нарастающим итогом:
(1.4)
В зависимости от способа определения номенклатурных групп представляется в виде графика (графический метод) или в табличной форме (аналитический метод).
Практическая часть
Эмпирический метод
Распределение по группам представлено в приложении Б.
По данному методу сортируются позиции по убыванию, беря в счет значение оборота. Далее в полученном списке отделяем группу А, по столбцу Σqi, т.е суммарному проценту. Отделяем по строке, с Σqi 80%. В конкретном случае Σqi = 79,78. В группу А вошло 54 элемента.
Далее определяем группу В, с Σqi 95%, в нашем случае 95,04; 40 элементов. В сумме А+В = 94 элемента.
Согласно эмпирическому методу:
УА =79,78 %, ХА = (54·100)/140=38,6 %;
УА +УВ =95,04 %, ХА +В = (94·100)/140=67,14 %.
Дифференциальный метод
Распределение номенклатуры по группам дифференциальным методом представляется в Приложении В.
Определим общие затраты по всей номенклатуре C = 3340893 руб.
Средняя стоимость одного наименования будет равна:
р = 3340893/140 = 23863,5 руб.
По данному методу группировка осуществляется следующим образом, все затраты, которые в 6 раз и более превышают p, относятся к группе А:
p(A) = 6*23863,5 = 143181,1 руб.
Затраты, которые составляют 0,5p или меньше, относятся к группе С:
p(C) = 0,5*23863,5 = 11931,8 руб.
Остальные позиции относятся к группе В.
Согласно дифференциальному методу получилось:
Группа А- 1 элемента;
Группа В - 73, т.е. А+В = 74 элемента
Группа С – 66 элементов.
Координаты:
УА=6,08 %; ХА=(1*100)/140=0,71 %.
УА+УВ=89,45 %; ХА+В=(74·100)/140=52,14 %
Аналитический (графический) метод
Для определения номенклатурных групп графическим методом, необходимо построить график разбиения номенклатурных групп.
Рисунок 2.1 - График разбиения номенклатурных групп аналитическим (графическим) способом.
К кривой данного графика строится касательная ВС, параллельная прямой ОD. Координаты точки касания – есть координаты группы А. Затем строится касательная В1С1 к дуге ОD, параллельная прямой АD. Координаты точки касания – есть координаты группы В. Все остальное относится к группе С.
Группа А (точка А) имеет координаты по оси N 54, по оси Qi 79%.
Группа В (точка В) имеет координаты по оси N 94, по оси Qi 95%.
Таким образом, в группу А вошли 54 элемента, и 79% оборота, а в группу В (94-52) = 38 элементов, и 16% оборота.
УА=79%; ХА= (54/140)*100= 38,57%.
УА+УВ=95%; ХА+В= (94/140)*100=67,14%.
Таблица 2.1 – Сравнение полученных результатов тремя разными способами.
Эмпирический | Дифференциальный | Графический | |
Xa | 0,71 | 38,57 | |
Ya | 79,78 | 6,08 | |
Xa+b | 52,14 | 67,14 | |
Ya+b | 95,04 | 89,45 |
ВЫВОД
В представленной лабораторной работе были изучены методы деления номенклатуры товаров на группы тремя способами: эмпирическим, дифференциальным и аналитическим (графическим). Сравнивая данные методы по полученным результатам, можно сделать вывод, что по эмпирическому и графическому методам, значения схожи, нежели значения, полученные дифференциальным методом. Результаты, полученные этим методом, достаточно отличны от двух других, особенно по сравнению с группой А.