Построение теней конуса и цилиндра

Для построения собственной и падающей теней конуса необходимо провести касательную лучевую поверхность, которая представляет собой две плоскости, касательные к конусу и параллельные световым лучам.

Построение тени от прямого кругового конуса на плоскость его основания в прямоугольной изометрии при заданном направлении световых лучей показано на рис. 5.9.

Для построения контура падающей тени сначала определяют тень C0 от вершины C конуса на плоскость его основания. Затем из точки C0 проводят касательные C0D и C0B к контуру основания конуса, которые и определяют границу падающей тени конуса, а образующие CD и CB конуса отделяют освещённую часть от неосвещённой, то есть составляют границу собственной тени конуса.

Построение теней конуса и цилиндра - student2.ru Если конус обращён вершиной вниз (рис. 5.10), то сначала можно построить собственную тень конуса. Для этого из вершины конуса C проведём так называемый обратный луч C Построение теней конуса и цилиндра - student2.ru параллельно r до пересечения с плоскостью основания конуса в точке Построение теней конуса и цилиндра - student2.ru , а затем из точки Построение теней конуса и цилиндра - student2.ru проведём касательные к основанию конуса в точках B и D. Образующие CB и CD определяют границу собственной тени конуса.

Построение теней конуса и цилиндра - student2.ru Для построения падающей тени конуса сначала надо построить падающую тень от основания конуса. Для этого можно найти тень A0 от центра A основания конуса и построить эллипс, конгруэнтный (равный) основанию конуса. Этот эллипс можно построить также по точкам. Затем через точки B и D проводим лучи параллельно r и на падающей тени от основания конуса отмечаем точки B0 и D0 , которые соединяем с точкой C≡C0. Полученная фигура будет контуром падающей тени.

Для построения собственной и падающей теней цилиндра также необходимо провести касательную лучевую поверхность, которая представляет собой касательные плоскости, параллельные оси цилиндра.

На рис. 5.11 показано построение собственной и падающей теней прямого кругового цилиндра в прямоугольной изометрии.

Световые лучи при заданном направлении r, касаясь боковой поверхности цилиндра, образуют две плоскости, касающиеся цилиндра по двум образующим AA1 и BB1. Следовательно, проведя прямые, касательные к контуру нижнего основания цилиндра параллельно вторичной проекции r1, определим границу собственной тени боковой поверхности - это образующие AA1 и BB1,и границу падающей тени боковой поверхности - это касательные A1A0 и B1B0.

Для построения падающей тени от верхнего основания цилиндра можно найти тень C0 от точки C, а затем построить эллипс, конгруэнтный верхнему основанию, или построить по точкам падающую тень дуги AB -верхней границы собственной тени.

Построение теней конуса и цилиндра - student2.ru

Наши рекомендации