Определение возможности возникновения автоколебаний

Так как исследуемая система нелинейная, то для анализа возникновений автоколебаний ее необходимо линеаризовать. Воспользуемся методом гармонической линеаризации: разложить выходной сигнал НЭ в ряд Фурье, а затем оставить только первую гармонику.

НЭ при осуществлении гармонической линеаризации заменяется эквивалентным комплексным коэффициентом передачи:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Автоколебательный режим в гармонически линеаризованной системе может существовать, если она находится на колебательной границе устойчивости. При этом обычно используют необходимые условия нахождения на границе устойчивости. Например, на основе критерия устойчивости Найквиста можно записать

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru (33)

Из этого условия можно найти параметры AП и wП, соответствующие режиму автоколебаний в системе.

Для решения этого уравнения воспользуемся методом построения годографов левой и правой части. Для этого преобразуем (33) к виду:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

где правая часть уравнения- обратный комплексный коэффициент передачи.

Так как НЭ представлен нелинейностью типа «ограничение», то Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru примет вид:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

где а - ограничение на зону линейности. Согласно ТЗ, a =4 В. Будем считать, что коэффициент наклона нелинейной характеристики УМ равен 1, а коэффициент передачи УМ будем рассматривать отдельно, как часть линейной системы. Отметим, что формула (33) справедлива только при А ≥ а.

Сформулируем условие появления автоколебаний: автоколебания возникнут, если годограф линейной части системы пересечет годограф обратного комплексного коэффициента передачи. Точка пересечения даст значения амплитуды и частоты гармонического сигнала, вызывающего автоколебания.

Построим годографы левой и правой частей уравнения (34):

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 21 - Годографы линейной и нелинейной частей системы(увеличенный масштаб)

Как видно из рисунка, у годографов нет точек пересечения, а значит, равенство (33) не выполняется не при каких значениях частоты и амплитуды. Т.е. при наличии насыщения в УМ, режим автоколебаний невозможен.

Заключение

В результате проделанной работы для заданной в ТЗ системы был синтезирован КУ – регулятор, позволяющий достичь требуемого качества. Синтез регулятора осуществлялся на основе: П-регулятора; ПД-регулятора; метод синтеза желаемой ЛАЧХ. По результатом сравнения полученных КУ был выбран лучший регулятор, имеющий более простую структуру и высокие показатели качества.

Проектируемая система испытывалась при отработке типовых входных воздействий, перечисленных в ТЗ.

При учете нелинейности, была исследована реакция нелинейной системы с насыщением УМ на входной ступенчатый сигнал. Были отмечены отличия нелинейной системы от линейной при воспроизведении этого сигнала. Для эффективного и надежного использования спроектированной САР была указан желаемый диапазон входных сигналов для работы системы в зоне линейного усиления.

Библиографический список

1. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. М.:Наука, 1975.

2.Макаров И.М., Менский Б.М. Линейные автоматические системы. —М.: Машиностроение, 1982.

Приложение А

Проверка исходной системы требованиям ТЗ.

Получение переходной характеристики

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 22 - Получение

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t≈0.44c.

Приложение B.

Анализ устойчивости системы по критерию Найквиста.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 23 - Построение ЛАЧХ и ЛФЧХ

Приложение C

Проверка системы с пропорциональным регулятором требованиям ТЗ.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru Получение переходной характеристики

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 23 – Получение переходной характеристики при введении пропорционального регулятора

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t>2c.

Приложение D

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru Определение коэффициента усиления в ПД-регуляторе Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

ХУ ЗС и его коэффициенты:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение диапазона К по критерию Гурвица.

1) Необходимое условие:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

2) Достаточное условие:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Исходя из полученных результатов, определим диапазон значений К:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Приложение E

Проверка системы с ПД-регулятором по прямым показателям качества.

Рассмотрим 2 случая: первый – когда выбранное значение коэффициента К обеспечивает соответствие системы ТЗ, второй – когда не соответствует.

1) Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru Получение переходной характеристики и построение графика системы, соответствующей ТЗ.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 24 – Построение переходной характеристики с коэффициентом Кд, удовлетворяющим ТЗ

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

2) t≈0.1c

2) Получение переходной характеристики и построение графика системы, не соответствующей ТЗ.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 25 – Построение переходной характеристики с коэффициентом Кд, не удовлетворяющим ТЗ


Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t≈0.09c

Приложение F

Проверка системы, полученной по методу ЛАЧХ, по прямым показателям качества

I) Проверка неупрощенной системы

Получение переходной характеристики

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 26 – Построение переходной характеристики скорректированной неупрощенной системы

По полученной характеристике определим:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t=0.2c

II) Проверка упрощенной системы

Получение переходной характеристики

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 27 – Построение переходной характеристики скорректированной упрощенной системы

По полученной характеристике определим:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t=0.18 c

Приложение G

Оценка показателя колебательности

Получение модуля передаточной функции по выходу ДОС

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 28 – Построение АЧХ системы

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Приложение H

Оценка прямых показателей качества по ВЧХ

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 29 – Построение ВЧХ системы

Так как ВЧХ имеет положительный и отрицательный экстремумы, то перерегулирование можно оценить по формуле:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определим частоту положительности:

P(ωп)=0.5Р(0)

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 30 – Определение частоты положительности

ωп=33.45 Гц

Приложение I

Построение ПФ по выходу ОУ и ДОС.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru Построение графиков переходных функций

1) Переходная функция по выходу ОУ:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

2) Переходная функция по выходу ДОС:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определим прямые показатели качества

1) Прямые показатели качества по выходу ОУ:

· перерегулирование:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

· время регулирования:

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t=0.178 c.

2) Прямые показатели качества по выходу ДОС:

Эти показатели определены в приложении Е.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

t=0.180 c.

Приложение J

Определение величины Хо по выходу УМ.

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 31 – Построение переходной характеристики по выходу УМ

hум max=2081

Приложение K

Определение частоты ω0

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Определение возможности возникновения автоколебаний - student2.ru

Рисунок 32 – Определение ω0 по АЧХ

ω0=20.5 Гц

Наши рекомендации