I. Организационный момент. 1. Математический диктант
II. Устный счет.
1. Математический диктант.
Число 8 умножьте на произведение 2 и 3. Частное 24 и 4 разделите на 3. Произведение 27 и 1 разделите на 9. Произведение 9 и 1 умножьте на 7. Число 48 разделите на произведение 4 и 2. Число 63 разделите на частное 28 и 4.
2. Найдите суммы, складывая числа сначала по строкам, а затем – по столбцам.
– Проверьте, верно ли выполнены вычисления: числа в каждой таблице подобраны так, что в незакрашенной клетке должна получиться одна и та же сумма независимо от того, как считали.
3. Задача.
Для школьного буфета купили 18 пачек индийского чая и 20 пачек краснодарского. За первую неделю израсходовали 8 пачек. Сколько пачек чая осталось?
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Из каких геометрических фигур выполнен рисунок?
– Назовите признаки четырехугольника.
– Назовите признаки прямоугольника.
– Назовите признаки квадрата.
– Сегодня на уроке продолжим работу по теме «Прямоугольник. Квадрат».
IV. Практическая работа по карточкам.
Карточка 1
Используя данные отрезки, построй прямоугольники.
Карточка 2
– Соедини точки так, чтобы получилось два квадрата.
Карточка 3
Проведи в каждой фигуре 2 отрезка так, чтобы получилось 5 треугольников.
Карточка 4
Проведи в каждой фигуре два отрезка так, чтобы получился прямоугольник, и закрась его.
Карточка 5
Проведи в каждой фигуре отрезок так, чтобы получилось:
а) 2 треугольника и 1 четырехугольник:
б) 3 четырехугольника:
в) 1 треугольник и 2 четырехугольника:
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание 8(с. 82).
Это задание является логическим.
При ответе на дополнительные вопросы к задаче: «Можно ли утверждать, что этот четырехугольник квадрат? Почему?» – учащиеся учатся выполнять логическую операцию «проведение под определение».
Учащимся известно определение квадрата. Для того чтобы утверждать, что данный четырехугольник является квадратом, надо проверить выполнение двух условий:
1) четырехугольник является прямоугольником;
2) все стороны четырехугольника равны.
Из условия задачи не следует, что четырехугольник является прямоугольником, то есть первое условие может не выполняться, значит, нельзя утверждать, что этот четырехугольник – квадрат (даже несмотря на то что все стороны у него равны, так как имеют одинаковую длину – 7 дм).
2. Работа в печатной тетради № 159.
Слабоуспевающим учащимся для ответа на первый вопрос задачи можно предложить в помощь следующую карточку:
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки прямоугольника.
– Назовите признаки квадрата.
Домашнее задание: № 8 (а, б) в учебнике.
Урок 114
СВОЙСТВА ПРЯМОУГОЛЬНИКА
Цели: познакомить учащихся со свойствами противоположных сторон и диагоналей прямоугольника; совершенствовать умения решать геометрические задачи; продолжить формирование вычислительных умений; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока