Регулировка теплового зазора клапанов СМД-60, 62».
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по выполнению практических работ
ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц»
МДК01.01. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин»
Курс «Назначение и общее устройство тракторов и автомобилей»
Специальность 110809
2 курс
Суздаль
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
БЛОК-КАРТЕРЫ, ГОЛОВКИ, ЦИЛИНДРЫ, ПРОКЛАДКИ.
Цель работы.Рассмотреть и изучить блок-картеры, головки, цилиндры, прокладки. Закрепить теоретические знания. Получить практические навыки по разборке и сборке ДВС.
Оснащение рабочего места.Блок-картеры, головки, цилиндры, прокладки. Комплектные детали, подлежащие разборке. Приспособление для выпресовки гильз. Плакаты, литература, инструмент.
Порядок составления отчёта.
1. Начертить приспособление для выпресовки гильз и обозначить позиции.
2. Описать устройство блок-картера.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
3. Ответить на вопросы.
КШМ предназначен для__________________________________________________
Прокладка установленная между головкой блоком предназначена для__________________________________________________
Под каким углом располагаются цилиндры на двигателях:
ЗиЛ-130?______________
СМД-62?______________
Д-240?________________
ЗМЗ-53?_______________
А-41?_________________
Головки изготовленные из алюминиевого сплава затягиваются на холодном, горячем двигателе (нужное подчеркнуть).
Сухая гильза отличается от мокрой тем, что________________________________________
________________________________________________________
Оценка______________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНИТИЕ №2.
«Поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, стопорные кольца, шатуны, шатунные подшипники»
Цель занятия.Рассмотреть и изучить поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, стопорные кольца, шатуны, шатунные подшипники.
Оснащение рабочего места.Двигатели СМД-62, ЗиЛ-130 и др., установленные на поворотных стендах со снятыми головками блока и поддоном картера. Поршни, поршневые кольца, пальцы, шатуны. Приспособление для установки поршневых колец. Плакаты, литература, инструмент.
Порядок составления отчёта.
1. Начертить схему поршня с обозначением позиций.
2. Описать порядок сборки поршневой группы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ответить на вопросы.
Почему поршень изготавливают эллиптическим или с разрезом на юбке?
___________________________________________
Каким образом стопорные кольца поршневого пальца удерживаются в бобышках поршня?
____________________________________
С какой целью необходим зазор в замке кольца?
_____________________________
На каком поршне отсутствуют маслосъёмные кольца?
___________________________________________
Как определить угол расположения компрессионных колец?
__________________________________________________
В головке какого поршня дизельного или карбюраторного имеется камера сгорания?
___________________________________________
На каких двигателях и с какой целью в канавках головок поршней для компрессионных колец устанавливают стопорные винты?
______________________
Оценка______________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.
«Коленвалы, коренные подшипники, маховики»
Цель занятия.Закрепить теоретические знания. Рассмотреть и изучить коленчатые валы, коренные подшипники и маховики. Получить навыки по частичной разборке двигателей внутреннего сгорания.
Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗиЛ-130 со снятыми поддонами картеров, установленные на поворотном стенде. Коленвалы, коренные подшипники, маховики. Набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составления отчёта.
1. Описать устройство коленвала.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Описать устройство маховика и начертить схему.
3. Ответить на вопросы.
Маховик предназначается для_____________________________
____________________________________
Коленвал предназначен для________________________________________
Для чего в шатунных шейках коленвала предусмотрены пустоты?
____________________________________
Где располагаются метки для определения поршня первого цилиндра в в.м.т. у двигателей:
СМД-62?_________________________________________________
ЗиЛ-130?_________________________________________________
Д-240?___________________________________________________
Противовесы предназначены для_____________________________
_________________________________________________________
Назвать число коренных и шатунных шеек у коленчатых валов двигателей:
СМД-62?_________________________________________________
ЗиЛ-130?_________________________________________________
Д-240?___________________________________________________
Оценка______________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.
«Клапанный механизм двигателей»
Цель работы. Закрепить знания теоретического материала. Рассмотреть и изучить коромысла, стойки, валик, пружину валика коромысла, направляющую втулку клапана, клапаны и их пружины, опорные тарелки, сухарики, механизм поворота клапана. Получить практические навыки по частичной разборке и сборке газораспределительного механизма, а также по регулировке тепловых зазоров.
Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗИЛ-130 и другие, установленные на поворотных стендах. На стеллажах головки цилиндров с клапанным механизмом, коромысла, стойки, валик, пружина валика коромысла, направляющая втулка клапана, клапаны и их пружины, опорные тарелки, сухарики, механизм поворота клапана. Набор инструмента (ключи, отвертка, пластинчатый щуп, съемник для снятия пружин клапанов, обтирочный материал). Плакаты и схемы газораспределительных механизмов, литература, инструкционная карта.
.
Порядок составления отчёта.
1. Начертить механизм поворота клапана автомобиля ЗИЛ с обозначением позиций.
2. Ответить на вопросы.
а) Между какими точками деталей замеряют тепловой зазор клапанов при нижнем и верхнем расположении клапанов?_________________________________________________________________
б) В чем состоит конструктивное отличие впускного и выпускного клапанов двигателя ЗИЛ-130?____________________________________________________________________
в) С какой целью выпускной клапан двигателя ЗИЛ-130 поворачивается, в процессе его открытия?
___________________________________
Оценка_______________ Преподаватель________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5.
«Регулировка теплового зазора клапанов ЗиЛ-130»
Цель работы.Изучить устройство ГРМ. Приобрести навыки по регулировке теплового зазора клапанов на двигателе ЗиЛ-130.
Оснащение рабочего места. Двигатель ЗиЛ-130. Набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составления отчёта.
1.Описать порядок регулировки теплового зазора клапанов на двигателе ЗиЛ-130.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
2.Начертить схему расположения меток для регулировки клапанов на двигателе ЗиЛ-130.
3.Ответить на вопросы.
Порядок работы цилиндров двигателя ЗиЛ-130.________________
_________________________________________________________
Тепловой зазор клапанов двигателя ЗиЛ-130:__________________
ГРМ предназначен для_____________________________________
_____________________________________________
Диаметр тарелки у выпускного клапана больше, меньше (подчеркнуть) чем у впускного.
Описать общий порядок регулировки клапанов двигателей.
____________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка______________ Преподаватель____________________
___
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6.
«Регулировка теплового зазора клапанов двигателя А-41»
Цель работы.Изучить устройство ГРМ двигателя А-41.Получить практические навыки при регулировке клапанов двигателя А-41.
Оснащение рабочего места.Двигатель А-41, набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составление отчёта.
1.Описать порядок регулировки клапанов двигателя А-41.
______________________________________________________________________________________________________________
2. Описать общий порядок регулировки клапанов двигателей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Ответить на вопросы.
Тепловой зазор клапанов необходим для ________________________________________________
Декомпрессионный механизм служит для________________________
________________________________________________
Декомпрессионный механизм воздействует на______________________________________________________
Порядок работы цилиндров двигателя А-41______________________
Тепловой зазор клапанов двигателя А-41________________________
Оценка______________ Преподаватель__________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7.
«Регулировка теплового зазора клапанов Д-240»
Цель работы. Изучить ГРМ Д-240 и получить практические навыки при регулировке теплового зазора клапанов двигателя Д-240.
Оснащение рабочего места. Двигатель Д-240, набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составления отчёта.
1.Описать порядок регулировки клапанов на двигателе Д-240.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Начертить схему клапана и обозначить позиции.
3.Ответить на вопросы.
Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла составляет___________________________ мм.
Регулируют зазор между торцом клапана и бойком коромысла при выключенной, включенной на максимальную подачу топлива (подчеркнуть) и не ранее чем через 15…20мин, 20…25мин после остановки двигателя (подчеркнуть).
Что проверяется перед регулировкой?_____________________________________
Где находится метка установки первого поршня в в.м.т.?________
____________________________________
Ускорить регулировку можно следующим образом:_____________
__________________________________________________________
Оценка_____________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
Регулировка теплового зазора клапанов СМД-60, 62».
Цель занятия:изучить ГРМ двигателя СМД-60 и научиться регулировать тепловой зазор клапанов данного двигателя.
Оснащение рабочего места: двигатель СМД-60, набор инструментов, плакаты, литература.